Использование Дальтон-плана на школьном логопункте.
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс)
В логопедической работе на школьном логопункте применяю инновационные психолого-педагогические технологии.Одна из них – технология Дальтон-плана. Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. Используя индивидуальный график работы ученики не только усваивают новые знания, овладевают новыми способами добывания знаний, учатся самооцениванию, но и преодолевают трудности, учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,
Работа по Дальтон плану стимулирует познавательную мотивацию учащихся на логопедических занятиях.
Ключевые слова:деятельный подход, целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, индивидуальный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dalton-plan111.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ПЛАНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
Завьялова Ирина Антоновна,
МБОУ СШ №35,
учитель-логопед
Аннотация. В логопедической работе на школьном логопункте применяю инновационные психолого-педагогические технологии.Одна из них – технология Дальтон-плана. Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. Используя индивидуальный график работы ученики не только усваивают новые знания, овладевают новыми способами добывания знаний, учатся самооцениванию, но и преодолевают трудности, учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,
Работа по Дальтон плану стимулирует познавательную мотивацию учащихся на логопедических занятиях.
Ключевые слова:деятельный подход, целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, индивидуальный план.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.
Целью образования становится личностное,социальное,познавательное и коммуникативное развитие учащихся.Учителя-логопеды школьных логопунктовориентируются на следующие показатели деятельного подхода стандартов второго поколения:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Регулятивные УУДобеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности и включают:
- целеполагание – планирование – прогнозирование - контроль в форме сличения способа действия и его результата – коррекция - оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Из истории.
В 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница Елена Паркхерст. Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название Дальтон-план, так как впервые был применён в школах г. Дальтон (штат Массачусетс). Другие названия Дальтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.[5]
Основные принципы Дальтон-плана:
- свобода;
- самостоятельность;
- сотрудничество.
Основная идея:работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.
Функции учителя:
- мотивационная;
- поддерживающая;
- коррекционная;
- инструктивная;
- контролирующая;
- консультационная;
- рефлексивного анализа;
- психологической поддержки.
Технология работы Дальтон –плана позволяет осуществлять деятельный подход в коррекционно-развивающей работе в сопровождении детей с нарушениями речи.Основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования.По данной технологии каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы,заключая с логопедом контракт на определенный срок(например, на неделю, месяц).Учитель-логопед вместе с каждым учеником отслеживает его продвижение по индивидуальному плану.
У каждого ученика имеется индивидуальный график-таблица,в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определенный срок.Ученики напротив каждого задания сами проставляют приблизительное время,за которое рассчитывают с ними справиться. Третья колонка такого графика предназначена для отметки о выполнении задания и реально затраченном времени.Среди заданий,помимо логопедических упражнений, предложенных логопедом в соответствие с проблемами, имеющимися у ребенка, содержатся задания, направленные на развитие обще-учебных навыков. Перед составлением плана ученик вместе с логопедом в процессе индивидуальной беседы анализирует собственные проблемы. Логопед предлагает вариант работы по преодолению трудностей,а школьник самостоятельно распределяет эту работу во времени.
На каждом занятии логопед выделяет время для работы по Дальтон-плану, снабжает учащихся материалами(карточки с заданиями,тексты и пр.).
По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном времени.
Положительные стороны:
- индивидуализация процесса обучения;
- развитие способностей выбора;
- активный способ обучения;
- стимулирование индивидуальных талантов и способностей;
- развитие умения самооценки, сотрудничества;
- адресная коррекция;
- развитие личностных качеств: ответственность, сила воли, усердие, инициативность.
Отрицательные стороны:
-большая подготовительная работа;
- трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
- кропотливая работа с родителями.
Ученики, выполняющие задания по Дальтон - плану в течение учебного года, овладевают начальными навыками самостоятельно добывать знания, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных задач, учатся анализировать и регулировать собственную учебную деятельность. Умение учиться, заинтересованность учащихся в выполнении Дальтон-плана повышает качество коррекционной работы.
Приложение 1
Индивидуальный график учащегося на месяц. Дальтон-план.
Ученик_________________Класс_____________________Месяц____________
Задание | Необходимые материалы | Планируемое время выполнения, дата | Отметка о выполнении, дата | Примечание |
Морфологический разбор слов | Карточки | |||
Выполни словообразование по образцу | Карточки со словами | |||
Отгадай ребусы | Ребусы | |||
Выполни словоизменение по образцу | Карточки со словами | |||
Подбери слова для кроссворда | Кроссворд | |||
Вставь в слова пропущенные окончания в предложениях. | Перфокарты | |||
Выполни звукобуквенный, слоговой анализ слов | Карточки со словами |
Учитель логопед________________
Приложение 2
Индивидуальный график учащегося на месяц. Работа по Дальтон-плану.
Ученик___________________ Класс_______ месяц______________
Задание | Необходимые материалы | Планируемое выполнения, дата | Отметка о выполнении, дата | Примечания |
Артикуляционная гимнастика | Зеркало | |||
Пальчиковая гимнастика | ||||
Дыхательные упражнения | Карточки,шары,ватныйшарик | |||
Закрепление звука в слогах, словах | Домашняя тетрадь для закрепления произношения | |||
Закрепление звука в чистоговорках, предложениях | Карточки,картинки | |||
Чтение слогов, слов | Таблицы | |||
Звуковой анализ слогов, слов | Кружочки, схемы слогов, слов | |||
Узнаем новое по заданным темам | ||||
Упражнения в словообразовании | Карточки | |||
Подбор родственных слов | Карточки | |||
Графические упражнения |
Приложение 3
Индивидуальный график учащегося на неделю. Работа по Дальтон-плану.
Ученик___________________ Класс_______ месяц______________
Задание | Необходимые материалы | Планируемое время выполнения.Дата | Отметка о выполнении.Дата | Примечания |
Найди кончиком языка верхнююгубу,зубы,альвеолы | зеркало | |||
Образуй щель между широким кончиком языка и верхней губой | зеркало | |||
Выдыхай через щель воздух.Почувствуй напряжение кончика языка | зеркало | |||
Образуй щель междукончиком языка и верхними альвеолами. | ||||
Выдыхай воздух через эту щель. Посторайся<< жужжать>>так, как жужжит назойливая муха.Запомни это положение и этот звук. | ||||
Произнеси спокойно звук [а], перейди на жужжание.Произноси слоги | Ар.эр.ыр.ар.эр.ыр.Ра.рэ.ры… | |||
Произноси цепочку слогов,заменяя[р]<<жужжанием>> | Ра-ра-ра,рэ-рэ-рэ,ры-ры-ры | |||
Произноси звук в словах | Карточки.(шар,пар,хор,мир.Парта, марка, горка) |
Список литературы:
1.Степанова М.А. Психолог в школе М.:ТЦ<<Сфера>>,2005.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов СПб. Питер,2003.
3.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М.,1997
4.Меттус Е.В., Литвина А.В., ТуртаО.С.и др. Логопедические занятия со школьниками. СПб.Каро,2006.
5.М.А.Савченко Формирование произношения звука[р].Журнал Дефектология № 1,1987г.
6.Vuzlit.ru[электронный ресурс]:[офиц.сайт]/ Идея школы Дальтон-плана.-
Режим доступа:http:vuzlit.ru/cвободный доступ(дата обращения: 11.05.2018).-Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для диагностики психических процессов для использования на школьном логопункте
Материал содержит оптимальные тесты для изучения уровня внимания, памяти, мышления у младших школьников, посещающих занятия на школьном логопункте...
Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...
Развивающие занятия для учащихся, зачисленных на школьный логопункт
В материале содержатся конспекты развивающих занятий для учащихся 1-4 классов, зачисленных на школьный логопункт. Занятия проводятся совместно с учителем-логопедом....
статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...
Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
Тестотерапия – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффренцированных движений, координации, тактильных ощущений , а так же ...
Обзор современных педагогических технологий. Технология Дальтон-план
Технология Дальтон-план...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
Использование в процессе коррекционного обучения информационно–коммуникативных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникати...