Обзор современных педагогических технологий. Технология Дальтон-план
презентация к уроку

Технология Дальтон-план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация975.41 КБ
Файл Текст21.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисциплина: Психология развития человека в образовании Технология Дальтон-план Хелен Паркхерст Министерство науки и высшего образования Р оссийской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РГПУ им. А.И. Герцена» Факультет географии Презентацию выполнила Ямакова Альфия Шамилевна

Слайд 2

Технология Дальтон-план Да́льтон-план – педагогический подход, основанный на принципах индивидуального обучения . Цель системы – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям.

Слайд 3

Елена Паркхёрст – создатель Дальтон-плана и основатель Школы Дальтона.

Слайд 4

Принципы технологии Дальтон-план

Слайд 5

Компоненты технологии Дальтон-план

Слайд 6

Задание должно соответствовать требованиям: Уровневый характер; Достаточный охват материала; Имеет четко поставленную цель и результат; Понятно, интересно ученику; Посильно для ученика ;

Слайд 7

Имеются указания, источники, срок выполнения; Имеется возможность для самоконтроля и контроля; Имеет предварительное и последующее обсуждение. Задание должно соответствовать требованиям:

Слайд 8

Формы реализации технологии Дальтон-план

Слайд 9

При этой форме в обязанности самого учителя входит следующее: Консультировать учеников; Проводить беседы с учениками по результатам их деятельности; Принимать зачеты; Выдавать новые задания. Лабораторное занятие

Слайд 10

Лаборатории проводятся в форме : Лабораторное занятие

Слайд 11

Виды деятельности в технологии Дальтон-план (советское время)

Слайд 12

Условия применения системы «Дальтон-план»

Слайд 13

Недостаточная мотивация учителей, родителей и обучающихся. Трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов. Неэффективное использование свободы обучающимися. Непроявление ответственности за свой выбор. Трудности внедрения технологии Дальтон-план

Слайд 14

Справочник от Автор24. Технология Дальтон-план https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_dalton-plan / Cyberleninka . Научная статья «Дальтон-план Елены Паркхерст » https:// cyberleninka.ru/article/n/dalton-plan-eleny-parkherst Википедия. Технология Дальтон-план https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Дальтон-план Источники



Предварительный просмотр:

Ямакова Альфия Шамилевна

 Обзор современных педагогических технологий

Технология Дальтон-план

Да́льтон-план – педагогический подход, основанный на принципах индивидуального обучения. В отличие от традиционных методов обучения, он не предполагает существования классической классно-урочной системы занятий, а роль учителя сводится к функции консультанта. Учащемуся предоставляется полная свобода в выборе занятий и распределении своего рабочего времени.

Цель данной системы – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям.

Дальтон-план наряду с лабораторно-бригадным методом и методом проектов широко применялся в учебных заведениях СССР в середине 1920-х – начале 1930-х годов. В настоящее время он сохраняется в Школе Дальтона в Нью-Йорке, основанной Хелен Паркхёрст, и официально практикуется в ряде школ Австрии, Китая, Нидерландов, Польши и Чехии. В России его использует московская школа № 1080.

История появления технологии Дальтон-план

Дальтон-план представляет собой метод обучения используемый в школе. Современная педагогика, к сожалению, в условиях классно-урочной системы не дает возможности для реализации личностно-ориентированного образования.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, пришла к выводу, что в школах детей учат насильно, практически не учитывая их собственных желаний, дети не имеют возможности свободно высказать свои мысли, задать интересующие вопросы. С тех самых пор целью её работы стало найти метод, который позволит по-новому организовать жизнедеятельность детей в условиях учебного учреждения. Паркерхерст разработала план, которой помог бы ученикам жить в обществе, развивать ум, тело и дух.

В основе ее разработки лежала идея о том, что педагог и ученик должны вместе ставить и достигать индивидуализированные цели обучения. К целям технологии Дальтон-плана относятся:

  • Создать план индивидуального развития ученика.
  • Дать возможность приобретать ученику необходимый социальный опыт, навыки сотрудничества, ответственности, самостоятельности в учебной деятельности.

В 1905 году Хелена Паркхёрст из Долтона (штат Массачусетс, США) применила систему индивидуализированного обучения, которая впоследствии получила название «Дальтон-план». В школе были отменены уроки и вместо классов созданы предметные «лаборатории». Годовая программа для каждого класса разбивалась по месяцам (подрядам) на два уровня – минимальный и максимальный. В начале года учащиеся выбирали один из двух возможных вариантов обучения и заключали с преподавателем договор – «контракт», обязующий их самостоятельно проработать заданный материал. После этого им выдавались задания по каждому предмету, о выполнении которых нужно было отчитываться через месяц. Коллективный урок длился около часа, а всё остальное время отводилось на индивидуальную работу в мастерских и «лабораториях», где постоянно находились учителя-наблюдатели. Учёт знаний осуществлялся при помощи системы карточек.

Методические планы были приспособлены к восьмилетнему курсу обучения и начинались с четвёртого класса. Первая половина дня (8:00 – 12:00) отводилась на работу с подрядами по каждому предмету. Приходя в школу, ребёнок отмечался в журнале у дежурных и сдавал свою учётную карточку руководителю, чтобы получить своё задание и необходимую литературу. После полудня проводились общие и классные собрания, на которых учащиеся отчитывались перед наставниками о выполнении заданий. Остаток дня отводился занятиям по искусству, ручному труду, спорту и другим предметам. Если учащийся заканчивал свою работу или уставал, он мог уйти домой, сдав материалы и получив обратно свою карточку.

По архивным данным, Дальтон-план применялся в ряде оренбургских школ. Из-за сложности организации учебного процесса и его резкой индивидуализации этот педагогический подход не прижился в СССР и был полностью вытеснен своими аналогами – лабораторно-бригадным методом и методом проектов.

Принципы Дальтон-план технологии

Технология Дальтон включает в себя три основных принципа:

  • принцип свободы;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип сотрудничества.

Принцип свободы реализуется в том, что ученик может сам выбрать предмет, тему, партнера, источник информации, темп, способ и форму работы. Но учебный предмет определятся учебным паном. При этом ученик несет ответственность за свое учение, он сам осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, но окончательные результаты оценивает педагог. Ученик докладывает учителю о своей проделанной работе индивидуально.

Принцип самостоятельности заключается в том, что ученик сам выбирает какому уровню будет соответствовать его самостоятельная познавательная деятельность, какие самостоятельные действия и решения он будет принимать во время своей работы.

Принцип сотрудничества заключается в том, какую форму учебно-познавательной деятельности он выберет, например, индивидуальную, парную, в малой группе. При этом ученику предоставлена возможность обращаться за помощью к учителю, родителям и другим ученикам. Ребёнок не долен стеснятся своего незнания и всегда с уверенностью обращаться за помощью. Это поможет научить детей уважать друг руга, помогать друг другу, принимать совместные решения.

Компоненты технологии Дальтон-план

Технология Дальтон-план включает в себя три основных компонента:

  • Задание;
  • «Лаборатория»;
  • Дом.

Содержательная основа технологии Дальтон находится в задании. Задания должны иметь в себе элемент творчества, так же должна быть обозначена проблема, сами задания должны быть сформулированы на уровневой основе. Примером задания может быть разработка проекта или исследовательское задание с экспериментом. Задние может даже выходить за рамки основной учебной программы. Задание проверяется у каждого ученика лично учителем, а затем даётся проверочная работа по теме исследования для всех учеников.

Задание технологии Дальтон-план должно соответствовать следующему набору требований:

  • Уровневый характер;
  • Достаточный охват материала;
  • Имеет четко поставленную цель и результат;
  • Понятно, интересно ученику;
  • Посильно для ученика;
  • Имеются указания, источники, срок выполнения;
  • Имеется возможность для самоконтроля и контроля;
  • Имеет предварительное и последующее обсуждение.

Под «лабораторией» понимается время в расписании учащегося, отведенное для выполнения задания и участия в учебных занятиях.

Под «домом» понимают условия, в которых ученик будет выполнять свое задание. Эти условия предполагают место где ученик будет работать, ученик может самостоятельно выбрать с кем он будут работать и с кем будут консультироваться в ходе выполнения задания.

Система действия педагога и учеников

Существует четыре основные формы через которые происходит реализации технологии Дальтон-план:

  • Классное учебное занятие;
  • Коллективный урок;
  • Лабораторное занятие;
  • Конференция.

Основная цель классного учебного занятия – это усвоение теоретического материала и отработка умений и навыков. Классное учебное занятие может включать в себя лекции, контрольные работы и так далее. Такая форма является составной частью классно-урочной системы обучения.

Следующая форма Дальтон-плана – это коллективный урок. Этот урок имеет ряд основных черт. Во-первых, имеется некая проблема, которая возникает у большей части учеников во время практики. Во-вторых, учитель является организатором и участником обсуждения этой проблемы, а ученик, в свою очередь, является учеником и субъектом организационной деятельности. В-третьих, результат урока – это решение проблемы и последующая деятельность. При проведении урока, учитель не прибегает к лекциям, не дает оценок и не представляет ученикам законченные выводы.

Еще одой формой Дальтон-плана является лабораторное занятие. Оно так же имеет ряд отличительных черт. При такой форме работы у ученика должно быть место, которое обеспечено необходимыми источниками информации. «Лаборатория» должна предоставлять длительный промежуток времени для работы ученика. В лаборатории присутствует хотя бы один консультант. Во время этой формы работы учащийся работает индивидуально, он использует свой темп в работе, может осуществлять работу в паре или мини группе. Так же он может прибегнуть к консультации с учителем в случае необходимости. При этой форме в обязанности самого учителя входит следующее:

  • Консультировать учеников;
  • Проводить беседы с учениками по результатам их деятельности;
  • Принимать зачеты;
  • Выдавать новые задания.

Лаборатории проводятся в форме:

  • Дальтон-часа;
  • Дальтон-дня;
  • Дальтон-недели.

Дальтон-час проходит один раз в неделю, например, каждый вторник на втором уроке ведётся работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Эти задания учащиеся получают заранее с указанием сроков их выполнения. Задания предлагаются по разным предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Работает библиотека. В рекреациях коридоров также создаются уголки, где могут заниматься группы учащихся.

Дальтон-день. В этот день в школе проводятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Например, если школа только начинает осваивать данную систему обучения, то переводит на неё лишь 9-е классы по 2-3 предметам. Содержательной основой проведения Дальтон-дня также являются задания, которые заранее выдаются учащимся. Каждый ученик определяет сам, в каком порядке будет работать – самостоятельно или вместе с кем-нибудь, будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.

Дальтон-неделя – комплексное применение системы обучения на более продолжительном участке времени.

Последней формой работы в технологии Дальтон-плана является конференция. Во время конференции происходит обсуждение теоретического материала. Конференция так же имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для конференции является необходимым этап подготовки. Во-вторых, выступая, учащиеся должны выразить свою личную позицию. В-третьих, при обсуждениях особое значение уделяется человеческим ценностям.

В советском варианте Дальтон-плана выделяли три вида деятельности:

  • Вводное занятие было уделено постановке проблемы и ориентировке учащихся на выполнение заданий.
  • Самостоятельное (лабораторное) изучение материала предполагало работу со справочной литературой.
  • Итоговое занятие отводилось на обобщение знаний и проводилось в форме конференции или урока.

Условия применения системы «Дальтон-план»

Для того чтобы применять систему обучения «Дальтон-план» (а она применяется и сегодня в ряде школ, в том числе и российских), необходим ряд условий:

  • Материальные условия. Для общения учеников необходима организация пространства – отдельные столы, рабочие уголки рядом со столом учителя, стулья для учащихся. Требуются источники информации в классах и библиотеке, открытые кабинеты, где есть доступ к наглядным пособиям. Нужны разработанные задания и дидактические материалы.
  • Организационные условия. Учитель вместе с детьми разрабатывает и придерживается определённых правил, например, можно свободно передвигаться по классу, но не мешать при этом друг другу. Задания и сроки их выполнения должны быть поняты каждым учеником.
  • Готовность учителя к изменению своих функций. Педагог передаёт часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение. Он должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика. Роль учителя заключается в обеспечении процесса самостоятельной деятельности учащихся и их безопасности, в стимулировании общения и сотрудничества в группах, в том числе и разновозрастных.

Внедрение Дальтон-плана имеет свои трудности. Как правило, они заключаются в недостаточной мотивации учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии. Возникают большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников. На первых порах далеко не все ученики эффективно используют полученную свободу, не проявляют ещё должной ответственности за свой выбор. В этом случае помогает учёт выполнения заданий и их качества как учеником, так и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель также имеет специальный журнал по классу, где записывается то, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета для дней: при выполненной работе день закрашивается своим цветом. В классный журнал выставляются итоговые отметки. Оценивается результативность, познавательная самостоятельность ученика; стратегия его поведения в процессе взаимодействия с другими; уровень сформированности умений использования научных методов познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"

Данная презентация дает представление о истории появления педагогических  технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

В статье дается описание моделирования уроков в различных технологиях. учитель должен научить детей добывать знания самостоятельно. Опираясь на свой опыт работы, дала советы по этому вопросу....

Современные педагогические игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно ег...