статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"
статья по логопедии на тему
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях
в условиях школьного логопункта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazkoterapii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях
в условиях школьного логопункта
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. В поиске эффективных средств коррекции для детей с различными отклонениями все больше приходится ориентироваться на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на ребенка. Через нее ребенок понимает законы мира, а живой и выразительный язык сказки, особенно народной, наполнен меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных сказок, нельзя найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся учениками. Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность. И не случайно на занятиях используется сказкотерапия, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Поэтому моя задача как логопеда — окружить ребенка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи. Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память; становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции; развивающе-терапевтическую. В ходе логопедических занятий с использованием сказкотерапии ставятся такие цели:
1.Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
2.Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
3.Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4.Развитие диалогической и монологической речи.
5.Эффективность игровой мотивации детской речи.
6.Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
7.Создание на занятии благоприятной атмосферы, обогащение эмоциональной сферы ребенка.
Сказкотерапия развивает в детях-логопатах:
1.Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии.
2.Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении.
3.Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний.
4.Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове.
5.Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков.
6.Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, сказочных образах.
В логопедической практике выделяю три этапа с применением сказкотерапии.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра.
ЦЕЛИ: - Догадаться по настроению музыки можно о действиях и эмоциональных состояниях героев, природных явлений.
- Выразительно интонировать голоса героев сказки.
- Для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражатель-ные слова, голоса животных.
- Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. На данном этапе ведущий метод — словесное комментирование.
ЦЕЛИ: - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию.
- Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.
- Совместно составлять словесные описания, активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.
В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. Ведущий метод — совместная импровизация, в которой предлагается разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Дети пытаются внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет.
Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. В такую деятельность вовлекает даже недостаточно активные дети.
Немаловажная роль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры систематизируются в соответствии с тематическим планом работы и используются при проведении физкультминуток и организационных моментов. Особое внимание на занятиях отводится дидактическим сказкам, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. На основании вышесказанного, вытекают следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе: у ребенка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико-грамматические отношения, связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...
Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.
В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....
Организация коррекционно-развивающей работы в условиях школьного логопункта
Данная раздел раскрывает особенности логопедической работы в общеобразовательной школе. Для правильного отображения презентации необходимо установить файл шрифта "Пропись"....
"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"
Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....
Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.
Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...
Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.
Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в условиях школьного логопункта
Пояснительная записка рабочей программы коррекционной работы в условиях школьного логопункта для специального (коррекционного) VII вида 1г класса (диагноз "Общее недоразвитие речи (IIIуровень)". ...