Диагностика и коррекция недостатков устной и письменной речи
статья по логопедии (2 класс)
Диагностика и коррекция недостатков устной и письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Обследуя детей с нарушениями чтения и письма, мы выявляем степень выраженности и характер нарушений, что дает возможность определить направления коррекционной работы. При обследовании детей с нарушениями письменной речи учитывается состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами-специалистами. Обследование проводится с учетом таких основных принципов, как принцип комплексности и системности. Изучение расстройств чтения и письма включает в себя следующие разделы:
1. анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
2. анамнез.
3. строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
4. речевая моторика.
5. слуховая функция.
6. состояние звукопроизношения.
7. состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.
8. фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
9. особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
10. особенности динамической стороны речи.
11. состояние зрительной функции: физическое зрение, зрительный гнозис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
12. состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, по слогам, словесно-фразовое чтение).
13. состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, графически сходными буквами).
В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
МЕТОДИКА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Механизм нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.
Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза невозможно без умения определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, определять количество слогов. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных. Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных в речи. Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (по способу и месту образования). Используется графическая схема слова. Рекомендуются задания:
1. Назвать гласные в слове.
2. Определить количество слогов.
3. Назвать каждый слог.
4. Определить последовательность звуков.
5. Дать характеристику каждого звука.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменн...
Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов
Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
Рабочая программа учителя-логопеда...