Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в полном объеме соответствует образовательным целям МОБУ «Никифоровская СОШ №2», построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа (логопедия) | 82.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Никифоровская СОШ №2»
РАССМОТРЕНА: на заседании МО ____________Л.В.Дегтярева протокол № _____ от «___» __________2018 | СОГЛАСОВАНА: зам. директора по УВР __________ О.В.Конькова «____» __________2018 | УТВЕРЖДЕНА: директор школы __________А. М. Григин «____» ____________ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекции недостатков устной и письменной речи
учащихся 1-4 классов (по ФГОС)
на 2018 - 2019 учебный год
Учитель – логопед: Сычева И. А.
рп Дмитриевка 2018
Содержание программы
Пояснительная записка _______________________________________________________________
Нормативно – правовые документы _________________________________________________
Обоснование выбора данной программы ____________________________________________
Цель и задачи программы ________________________________________________________________
Предполагаемый результат ________________________________________________________
Организационный раздел программы ____________________________________________________
Направления работы _____________________________________________________________
Планируемые результаты УУД. ____________________________________________________
Формы контроля. ______________________________________________________________
Содержание программы по разделам ________________________________________________
Условия реализации программы __________________________________________________
Приложения ________________________________________________________________________11
Приложение 1«Логопедическая работа с учащимися 1-х классов с общим недоразвитием
речи IV уровня» ____________________________________________________________________
Приложение 2«Логопедическая работа с учащимися1-х классов с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи .____________________________________________________________________
Приложение 3«Логопедическая работа с учащимися2-х классов с нарушением чтения и письма,
обусловленным общим недоразвитием речи IV уровня»________________________________________
Приложение 4«Логопедическая работа с учащимися1-х классов, имеющих фонетический дефект ____
Приложение 5«Логопедическая работа с учащимися 2-х классов, имеющими нарушения
чтения и письма, обусловленные ФФНР.»___________________________________________________
Приложение 6 «Логопедическая работа с учащимися 3-х классов, имеющими нарушения
чтения и письма»________________________________________________________________________
Приложение 7 План методической работы на учебный год ____________________________________
Приложение 8 Материально- техническое обеспечение и оснащение логопедического кабинета ОУ__
Приложение 9 Логопедическая документация________________________________________________
Приложение 10 Лист корректировки рабочей программы ______________________________________
Список информационно-методического обеспечения __________________________________________
Пояснительная записка
Программа логокоррекционной работы составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ, а также на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Конвенции ООН о правах ребенка;
-Декларации прав ребенка;
-Образовательной Программы МОБУ «Никифоровской СОШ №2».
- Инструктивного письма Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).
Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в полном объеме соответствует образовательным целям МОБУ «Никифоровская СОШ №2», построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Актуальность программы
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы .
Можно выделить следующие речевые нарушения:
- фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Научная обоснованность
Рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4 классов с нарушением устной и письменной речи.
Программа составлена в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным , Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко и др.
Учебное пособие - рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом», «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); пособия «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация гласных, дифференциация звонких и глухих согласных, дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат)».
УМК учителя - методические пособия для учителя-логопеда по программе: «Коррекция акустической дисграфии»; «Коррекция аграмматической дисграфии»; «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (автор: Л.Н. Ефименкова).
УМК обучающегося – рабочая тетрадь «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»; рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»; №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии».
Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Цель данной программы
- формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
4. развивать связную речь.
Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи. Который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношения, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направленно на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.
Предполагаемый результат.
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
-различать оппозиционные фонемы;
-овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
- овладеть навыками построения связного высказывания.
Организационный раздел программы
Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
-Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
-Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Формирование у педагогического коллектива МОБУ Никифоровской СОШ №2 и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
-Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей .
-Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии школьников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Направления работы
Диагностическая работа включает:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и с 15 – 30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Данная логокоррекционная программа состоит из пяти блоков (см.Приложения 1-5), каждый из которых составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта:
- блок«Логопедическая работа с учащимися1-х классов с общим недоразвитием речи IV уровня».
2 блок «Логопедическая работа с учащимися1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
3 блок «Логопедическая работа с учащимися2-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи IV уровня».
4 блок«Логопедическая работа с учащимися, имеющими фонетический дефект».
5 блок «Логопедическая работа с учащимися 2-х классов, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленными ФФНР ».
Консультативная работа включает:
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Планируемые результаты УУД
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (положительное отношение к школе, логопедическим занятиям, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успех с усилиями, стараниями, трудолюбием);
- повышение мотива учебной деятельности (интерес к новому);
- формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (быть полезным обществу);
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (справедливости, правдивости);
- формирование моральной самооценки (развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения);
- развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- развитие эмпатии и сопереживания;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой и произведениями искусства.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролироватьпроцесс и результаты своей деятельности, исправлять допущенные ошибки;
- умение адекватно воспринимать оценки;
- умение различать трудность и сложность задания;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
- умение самостоятельно формулировать познавательную цель на следующее занятие;
Познавательные универсальные учебные действия:
- развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- развитие познавательной инициативы ( умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и заданий;
- ориентация в возможностях информационного поиска (справочник, словарь) и умение использовать эти ресурсы в сотрудничестве со взрослым или самостоятельно;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка;
- умение излагать свое сообщение в письменной речи;
- умение осуществлять сравнение, анализ, классификацию, обобщение предметов и
явлений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-то предмет или вопрос и уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Формы контроля
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);
- тестирование;
- ИКТ диагностика.
Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению. Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
1. этап
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
а) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
б) за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3.этап:
- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
- логопедического кабинета для занятий;
- наглядных пособий;
- дидактического материала;
- учебной литературы;
- зеркал;
- средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 1 - 4 классы. Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.
Приложения
Приложение 1
«Логопедическая работа с учащимися 1-х классов
с общим недоразвитием речи IVуровня»
Цель данного блока логокоррекционной программы:
устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи:
- развивать звуковую сторону речи (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.Коррекция дефектов произношения).
- восполнять пробелы в формировании лексико-грамматического строя речи;
- уточнять и обогащать активный словарный запас учащихся;
- формировать навыки связного высказывания учащихся;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
Адресат: учащиеся 1классас ОНР IV уровня
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
- Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2.Недостаточнаясформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)
- Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
- Психологические особенности.
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
4.Недостаточное развитие способности к переключению
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественнословесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7.Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
- недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Содержание блока рассчитано на 90 ч в год (3 ч в неделю).
Предусмотрены две итоговые контрольные работы (диктант, списывание).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- их основные различия ( звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно ( без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- обобщать и классифицировать слова по группам;
- использовать в своих высказываниях слова всех частей речи;
- уметь составлять простое предложение из 3-4 слов, соотносить его со схемой;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- владеть навыками словообразования и словоизменения, а также связью слов в простом предложении.
Учитывая, что у детей с ОНР IV уровня остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.
Содержание данного блока рассчитано на 90ч (3ч в неделю).
Предусмотрены 2 контрольные работы (диктант и списывание).
Работа по данному блоку программы предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:
- ЕфименковаЛ.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001;
- Логопедия / Под ред.Волковой. М.,2002;
- СадовниковаИ.Н.Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие. М.,1997.
Дополнительная литература для учащихся:
- Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей;
- Мазанова Е.В. Компллект логопедических тетрадей. М.,2004.
Содержание блока программы
Поставленные задачи логокоррекционной работы отражаются в содержании данного блока и реализуются в ходе изучения следующих тем:
I.Речь. Слово. (14 ч)
Пространственные представления. Временные представления.Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
II. Звуко-буквенный анализ слов (19ч)
Соотнесение количества звуков и букв в слове. Определение количества и последовательности звуков в слове.
III. Предложение. Текст (35 ч)
1.Связь слов в предложении. (16 часов)
Понятие о предложении. Соотнесение предложения с графической схемой. Наблюдение связи слов в предложении. Введение в простое предложение 1-2 слов, постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Определение количества слов в предложении. Управление. В.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
2.Предлоги. Развитие связной речи (19 ч)
Знакомство с предлогами, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. Последовательный пересказ. Пересказ текста с опорой на вопросы учителя. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление текста с опорой на картинный план рассказа.
IV. Слого-звуковой состав слова. Развитие монологической речи ( 18ч)
Деление слов на слоги и выделение гласных 1 и 2 ряда, слогообразующая роль гласных. Ударение. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Слогоритмическая схема слова. Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. Дифференциация одно-двух-трёхсложных слов. Соотнесение слова со схемой Смыслоразличительная роль ь. Фонематический анализ обратных и прямых слогов. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Составление рассказа –описания времени года или животного (с опорой на картинный план). Умение составлять устное высказывание по представлению и вопросам. Устное сочинение.
V.Итоговая контрольная работа (1ч )
Контрольно-измерительные материалы
(итоговая диагностика, май)
Диктант
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (19слов)
(И.Н.Садовникова)
Календарно-тематический план работы
ОНР 4 уровень. 1 класс. (3ч в неделю)
№ п/п | Дата проведения п/п/факт | Тема занятия | Словарь | Содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности |
Диагностика устной и письменной речи учащихся Фронтальное (индивидуальное) обследование. Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Логопедическое заключение. | ||||||
1-15 сентября | ||||||
| ||||||
1 | Развитие психологической базы речи | Развитие речевого внимания детей. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда | Уметь организовать свое рабочее место и отвечать на вопросы учителя. Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека | Развивать зрительное, слуховое внимание и память. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие пространственно-временных представлений. | ||
2 | Развитие психологической базы речи | Умение строить четкие и полные предложения при ответе на вопрос. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий. | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда | Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. Развитие пространственно-временных представлений. | ||
3 | Понятие о речи. Слово как часть предложения | Знакомство с функциями речи. Практическое знакомство с термином «слово» | Владеть термином «речь». Владеть термином «слово» | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие | ||
4 | Слова, обозначающие предметы. | фрукты
| Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам | Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению | |
5 | Образование множественного числа существительных | овощи | Развитие навыков словоизменения, умение правильно образовывать существительные множественного числа | Уметь образовывать слова, обозначающие предметы, во множественном числе | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность за речевыми явлениями. | |
6 | Род имени существительного. | птицы | Развитие умения определять род имени существительного (слов, обозначающих предметы). Умение сопоставлять со словом притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», личные местоимения «он», «она», «оно». | Уметь определять род имен существительных, применяя местоимения «он,мой», «она,моя», «оно, моё». | Развивать зрительное внимание, слуховую память. | |
7 | Согласование числительных с существительными | фрукты-овощи | Развитие навыков согласования числительных с именами существительными. | Уметь согласовывать имена существительные с числительными | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | |
8 | Слова, обозначающие действия предметов | птицы | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения. | Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению | |
9 | Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов | деревья | Практическое овладение навыками подбора слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. | Развивать познавательную активность | |
10 | Приставочные глаголы. | огород | Знакомство со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. Практическое овладение навыком подбора приставочного глагола в словосочетание и предложение | Уметь подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол | Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. | |
11 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Фрукты-овощи | Овладение детьми навыком образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. | Уметь образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности. | |
12 | Слова, обозначающие признаки предметов. | зоопарк | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.) | Развитие слухового внимания, памяти, логического и образного мышления. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности. | |
13 | Согласование прилагательных с существительными | лес | Практическое овладение навыками согласования прилагательных с существительными в роде и числе. | Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе | Развитие самоконтроля, усидчивости; формирование адекватной самооценки. | |
14 | Дифференциация понятий: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». | инструменты | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения | Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению | |
| ||||||
15 | Звуки речи. | Лекарственные растения | Различение речевых и неречевых звуков Наблюдение за работой органов речи, за образованием различных звуков | Уметь различать речевые и неречевые звуки Уметь сравнивать звуки по способу их образования | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдатель-ность | |
16 | Гласные и согласные звуки | плоды и семена | Знакомство со способами образования гласных и согласных звуков. | Уметь сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные) | Развивать слуховое внимание, восприятие. | |
17 | ГласныеI ряда | плоды и семена | Наблюдение за работой органов речи, выделение гласных I ряда из ряда заданных звуков, слогов и слов, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь выделять гласныеI ряда и соотносить их с условным символом, соотносить звук с буквой | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | |
18 | Гласные звукиII ряда | продукты | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных звуков второго ряда | Уметь различать гласные звуки первого и второго ряда | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие | |
19 | Выделение гласных II ряда из слов | продукты | Развитие навыков выделения гласного звукаII ряда. Дифференциация гласных IиII ряда | Уметь находить место гласной II ряда в слове. Уметь проводить слоговой анализ слова, имеющего в составе гласную II ряда | Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания. | |
20 | Слогообразующая роль гласных | продукты | Деление слов на слоги и выделение гласных голосом | Уметь выделять гласные из слога | Развивать устойчивость внимания, слуховую память | |
21 | Последовательный пересказ текста«Муравей» с опорой на вопросы | Пересказ текста с опорой на вопросы учителя-логопеда. | Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы. Уметь связно и последовательно излагать свои мысли. | Развивать слуховое внимание, память, логическое и образное мышление. Формировать положительные качества личности,самостоятельность, активность. | ||
22 | Твёрдые и мягкие согласные | игрушки | Выделение на слух твёрдого и мягкого звучания согласных. Развитие навыка обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда | Уметь слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными II ряда и твёрдое звучание согласных перед гласными I ряда | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | |
23 | Мягкие согласные | растения | Развитие навыка выделения мягких согласных перед гласными II ряда. | Уметь выделять мягкие согласные звуки устно и на письме. | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | |
24 | Количество и порядок звуков в слове | растения | Развитие навыков выделения звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Уметь выделять звуки из слов. Уметь определять место звука в слове; определять количество и порядок звуков в слове | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность, тактильные ощущения | |
25 | Звуко-буквенный анализ односложных слов со стечением согласных | Головные уборы | Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа по заданной схеме | Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
26 | Звуко-буквенный анализ односложных слов со стечением согласных | Головные уборы | Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа с цифровым рядом | Уметь пользоваться звуковыми схемами при анализе односложных слов | Развитие фонематического представления и восприятия, слухового внимания. | |
27 | Звуко-буквенный анализ двусложных слов | обувь | Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа с цифровым рядом и заданной схемой | Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой. | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | |
28 | Последовательный пересказ текста «Как медведь сам себя напугал» по картинкам и вопросам | Пересказ текста с опорой на вопросы учителя-логопеда. | Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы. Уметь связно и последовательно излагать свои мысли. | Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. | ||
29 | Звуко-буквенный анализ слов | Школьные принадлежности | Определение места, количества и последовательности звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с цифровым рядом и заданной схемой | Уметь проводить звуко-буквенный анализ звучащего слова; преобразование данных слов в новые слова; сравнение слов, отличающихся одной буквой или одним звуком | Развитие фонематического представления и восприятия, слухового внимания. | |
30 | Звуко-буквенный анализ слов | посуда | Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с цифровым рядом и заданной схемой | Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой. | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность, тактильные ощущения | |
31 | Звуко-буквенный анализ слов | посуда | Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с буквенными ребусами | Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой. | Развивать внимание, память мышление | |
32 | Звуко-буквенный анализ слов | мебель | Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с буквенными ребусами | Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой. | Развивать внимание, память мышление | |
33 | Последовательный пересказ текста «Синичка» с опорой на картинки и вопросы | Последовательный пересказ текста с опорой на картинки и вопросы учителя-логопеда | Уметь составлять пересказ текста с опорой зрительный ряд и на вопросы. Уметь связно и последовательно излагать свои мысли. | Развивать умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе | ||
Предложение. Текст – 35ч | ||||||
1. Связь слов в предложении – 16ч | ||||||
34 | Простое двусоставное нераспространенное предложение. | мебель | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения. | Развивать коммуникативные действия | |
35 | Признаки предложения | звери | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | Знать термин «предложение». Уметь выделять из речи предложение. | Развивать зрительное внимание, слуховую память | |
36 | Смысловая и интонационная законченность предложений | игрушки | Практическое овладение навыками дифференциации восклицательных, вопросительных, повествовательных предложений. Точка в конце предложения | Уметь слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | Развивать умение планировать предстоящую деятельность | |
37 | Предложение из трёх слов | животные | Составление предложений из трёх слов | Уметь составлять предложения из трёх слов по картинкам и вопросам | Формировать умение применять знания в новых ситуациях | |
38 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | Рыбы | Составление предложения с заданным количеством слов | Уметь работать с деформированным предложением | Развивать умение выделять главное в учебном материале | |
39 | Главные члены предложения | домашние животные | Выделение из предложения главных слов. Графический диктант | Уметь находить главные слова в предложении | Развивать слуховое внимание и память | |
40 | Главные члены предложения | цветы | Постановка вопроса к главным словам в предложении. Работа с деформированным предложением | Уметь работать с деформированным предложением. | Формировать умение применять знания в новых ситуациях | |
41 | Распространение предложения прямым дополнением и определением | овощи | Ответы на вопросы полным предложением. Дополнение предложения подходящими по смыслу словами | Уметь устанавливать связи между словами в предложении, задавать вопросы .Уметь распространять предложение дополнением и определением | Развитие внимания, мышления, памяти | |
42 | Управление. Винительный падеж | имена людей | Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа. | Развитие мышления, слухового внимания | |
43 | Управление. Родительный падеж | животные водоемов | Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа | Развивать пространственную координацию. | |
44 | Управление. Дательный падеж | одежда | Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа | Развивать пространственную координацию. | |
45 | Управление. Творительный падеж | обувь | Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа | Развивать пространственную координацию. | |
46 | Управление. Предложный падеж | Головные уборы | Согласование слов и изменение их по падежам | Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа. | Формирование коммуникативных умений и навыков | |
47 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | Грамматическое оформление предложений. Практическое выделение признаков связного текста | Уметь составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов; | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | ||
48 | Деление сплошного текста на предложения. | Практическое овладение анализом и синтезом смысловой и интонационной законченности предложений | Уметь находить границы предложения по интонации и смысловым вопросам | Развивать способность к анализу, оценке продуктивности собственной деятельности. | ||
49 | Предложение с пропущенными словами | Грамматическое оформление деформированных предложений | Уметь находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала | Развивать умение умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме | ||
| ||||||
50 | Предлоги | транспорт | Смысловая значимость предлогов. Формировать представление о предлоге как отдельном слове | Уметь выделять предлог из схемы предложения | Развивать мышление, память, внимание | |
51 | Предлог НА | Спортивные вещи | Знакомство с предлогом, его схематичным изображением. Пространственное значение предлога. | Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлог раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
52 | Предлог В | Музыкальные инструменты | Знакомство с предлогом, его схематичным изображением. Пространственное значение предлога. | Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлог раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
53 | Последовательный пересказ текста «Спор животных» | Пересказ текста по ролям и целиком | Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы. Уметь связно и последовательно излагать свои мысли. | Развивать умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе | ||
54 | Предлоги В, НА | рыбы | Дифференциация предлогов, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их.Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
55 | Предлоги С, (СО) | зоопарк | Знакомство с предлогом, его схематичным изображением. Пространственное значение предлога. | Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлог раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
56 | Пересказ текста описательного характера «Альма» | Пересказ текста описательного характера с опорой на картинный план | Уметь составлять текст по картинному плану. Уметь последовательно излагать свои мысли | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
57 | Предлог ИЗ | птицы | Знакомство с предлогом, его схематичным изображением. Пространственное значение предлога. | Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлог раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
58 | Предлоги К, У, ОТ | птицы | Знакомство с предлогами, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
59 | Пересказ текста описательного характера «Времена года» | Пересказ текста описательного характера с опорой на картинный план | Уметь составлять текст по картинному плану. Уметь последовательно излагать свои мысли | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
60 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | птицы | Знакомство с предлогами, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
61 | Предлог ПОД | птицы | Знакомство с предлогом, его схематичным изображением. Пространственное значение предлога. | Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлог раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
62 | Рассказ описательного характера «Лиса» | Умение составлять рассказ –описание времени года или животного (с опорой на картинный план) | Уметь составлять рассказ-описание с опорой на картинный план | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
63 | Предлоги НАД, ПОД | еда | Дифференциация предлогов, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их. Соотносить предлоги со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
64 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | игрушки | Дифференциация предлогов, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
65 | Пересказ текста «Ласточка» по плану | Составление плана рассказа и рассказывание по плану. | Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
66 | Предлоги НА, НАД | Предметы личного пользования | Дифференциация предлогов, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. | Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их. Соотносить предлоги со схемой | Развивать внимание, образное мышление. Формировать пространственные представления | |
67 | Предлог-самостоятельное слово | посуда | Обобщение и закреплений знаний о предложных конструкциях | Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой. Уметь писать предлоги раздельно со словами. | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность | |
68 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лиса и вороны» | Развитие умения определять последовательность событий, составлять рассказ по серии сюжетных картинок | Уметь определять последовательность событий, логически правильно строить предложения по картинкам | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
Слого-звуковой состав слова. Развитие монологической речи – 18ч | ||||||
69 | Деление двусложных слов на слоги | птицы | Выделение первого слога в слове, слогоритмическая схема слова. Определение количества слогов в слове. | Уметь делить слова на слоги, воспроизводить ритмический рисунок слова | Развивать устойчивость внимания, слуховую память | |
70 | Выборочный пересказ текста «Стыдно перед соловушкой» | Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции | Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности | ||
71 | Деление трёхсложных слов на слоги | еда | Составление слогоритмической схемы слова. Определение количества слогов в слове. | Научить перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента | Развивать способность к самоконтролю, целенаправленность, организованность | |
72 | Выборочный пересказ текста «Цветок или волчья пасть» | Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции | Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности | ||
73 | Порядок слогов в слове | посуда | Слоговой анализ и синтез слов (составление слов из слогов и деление слов на слоги; анализ и синтез двусложных слов, полученных путём перестановки слогов) | Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слов | Формировать полноценную учебную деятельность, наблюдательность. Расширять объём всех форм внимания и памяти. | |
74 | Слоговой анализ и синтез слов. | семья | Слоговой анализ и синтез слов (составление слов из слогов и деление слов на слоги; анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов) | Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность | |
75 | Выборочный пересказ текста «Хитрецы» | Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции | Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности | ||
76 | Ударение | Детеныши животных | Выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. | Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | |
77 | Ударение | Детеныши животных | Смыслоразличительная роль ударения. Определение ударного слога в словах. Фонетическая роль ударения. Соотнесение слова со схемой. | Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения. Уметь определять место ударения в слове, соотносить слово с его графической схемой | Развивать фонематические представления и восприятие, слуховое восприятие и внимание. | |
78 | Краткий пересказ текста «Водолаз и акула» | Краткое изложение рассказа, составление задачи. | Уметь находить главную мысль рассказа.Уметь кратко пересказывать текст | Развивать умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе | ||
79 | Мягкие согласные | семья | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
80 | Мягкие согласные | транспорт | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
81 | Творческий пересказ по обозначенному началу текста «Запасы на зиму» | Самостоятельное составление середины и конца рассказа | Уметь осуществлять творческий пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Развивать фантазию, творческое мышление | ||
82 | Мягкие согласные | ягоды | Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова. Разделительная функция ь. Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки | Уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | |
83 | Творческий пересказ по обозначенному концу текста «Уточка» | Самостоятельное составление начала и середины рассказа | Уметь осуществлять творческий пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей. | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
84 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лиса и вороны» | Развитие умения определять последовательность событий, составлять рассказ по серии сюжетных картинок | Уметь определять последовательность событий, логически правильно строить предложения по картинкам | Развивать наблюдательность, память, логическое мышление | ||
85 | Составление рассказа по сюжетной картине | Умение составлять связное высказывание из 4-5 предложений по сюжетной картине. Определение логическойпоследовательноссти событий. | Уметь составлять текст из 4-5 предложений по сюжетной картине, определять логическую последовательность событий на картине. | Развивать логическое мышление, наблюдательность, память. | ||
86 | Устное сочинение | Умение составлять устное высказывание по вопросам и схемам. Развитие первоначальных навыков устного сочинения. | Уметь составлять связное высказывание с опорой на вопросы учителя | Развивать абстрактное, образное и логическое мышление, память, воображение. | ||
V. Проверка знаний, умений и навыков- 1ч | ||||||
87 | Итоговый контрольный диктант | Проверка навыков сформированности письма под диктовку | Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями | Выявить сформированность действия самоконтроля |
Список литературы
1. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе[Текст]/О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.-М.:ТЦ Сфера, 2006.
2. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн.ред. О.В.Защиринская. [Текст]/О.В.Елецкая; Н.Ю.Горбачевская. -СПб.: Издательство «Речь», 2005.
3. Ефименкова,Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда[Текст]/Л.Н.Ефименкова.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Коноваленко, В.В.; Коноваленко, С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием . 1-3 периоды. Пособие для логопедов.-2-е изд[Текст]/В.В.Коноваленко; С.В.Коноваленко.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Лалаева, Р.И.; Серебрякова, Н.В.; Зорина, С.В.Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений[Текст]/Р.И.Лалаева; Н.В.Серебрякова; С.В.Зорина. -М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2003.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак.Л 69 пед.вузов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской[Текст]/-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.
7. Мазанова, Е.В.Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда[Текст] /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
8. Мазанова, Е.В.Коррекция акустической дисграфии.конспекты занятий для логопеда[Текст]/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
9. Мазанова, Е.В.Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда[Текст] /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
10. Мазанова, Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда[Текст]/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.
11. Российская, Е.Н.Методика формирования самостоятельной письменной речи [Текст]/Е.Н.Российская.- 2-е изд. –М.:Айрис-пресс, 2005
12. Садовникова, И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие[Текст]/И.Н.Садовникова. –М.: «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.
13. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей[Текст]/Т.А.Ткаченко.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...
Рабочая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи" у незрячих первоклассников, обучающихся по системе Брайля.
Рабочая программа по курсу " Коррекция нарушений устной и письменной речи" у слепых обучающихся 1 класса, направлена на овладение системой Брайля....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»
Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и своевременное пр...
- Мне нравится (1)