РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ
рабочая программа по логопедии
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_det._s_ovz.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора по УВР Директор МАОУ «Лицей №6»
МАОУ «Лицей №6» _____________ Родина З.Н.
________ Шальнева Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предупреждению и коррекции
недостатков устной и письменной речи
у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ,
обучающихся по адаптированным программам
2020-2021 учебный год
Разработала: Орлик А.А.
Учитель - логопед 1 кв. категории
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Теоретической основой программы является инструктивно-методическое [a]письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов. Разработана программа в целях оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи.
Данная программа используется в системе непрерывного процесса логопедического сопровождения детей с ОВЗ, нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей
Цель программы
- восполнение пробелов в усвоении фонематических и грамматических компонентов языковой системы; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Задачи коррекционного обучения
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях;
- практическое освоение учащимися знаний о звукобуквенном и слоговом составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
- совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной речи;
- развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение явлений языка);
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.
При реализации содержания программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела сугубо индивидуально. В связи с этим допускается увеличение количества часов, продление срока обучения, выборочное использование разделов программы.
Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам. В результате логопедического обследования было выявлено:
1 класс–Недостаточная сформированность фонематических и лексико-грамматических средств речи.
2 класс-Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико-грамматических средств речи.
3 класс - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматических средств речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях в форме групповых занятий. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс - 60 занятий – 2 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю); II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3класс – 45 занятий - 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3 класс – 15 занятий - 2 раза в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом.
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуру, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Использование учебно-методического комплекта способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
На основе предлагаемых заданий школьник учится следующим умениям и качествам:
- осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;
- определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;
- проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
- находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
- иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
- работать по плану, сличая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;
- осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия.
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
- ориентироваться в тетради, учебниках, словарях с целью извлечения нужной информации;
- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;
- слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- работать в парах и малых группах;
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Основные методы работы:
- Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
- Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
- Практические (упражнения, моделирование, игры).
Принципы работы:
Корркционно-развивающая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:
- принцип комплексности;
- принцип системности;
- патогенетический принцип;
- принцип учета структуры речевого дефекта;
- принцип дифференцированного подхода в обучении;
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- принцип использования обходных путей.
Формы организации коррекционных занятий
- Групповые (фронтальные)
Содержание программы
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс - 60 занятий – 2 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю). II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3 класс – 45 занятий - 2 раза в неделю) III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3 класс – 15 занятий - 2 раза в неделю).
Содержание коррекционной работы на первом этапе
Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Поэтому необходимо сформировать:
-полноценные фонематические процессы;
-представления о звукобуквенном составе слова;
-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- скорректировать дефекты произношения.
В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.
На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:
-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;
-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.
Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звукобуквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на I этапе с учащимися 1-х классов с ОВЗ,
имеющими недостаточную сформированность фонематических
и лексико–грамматических средств речи
на 2020 – 2021 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Органы речи, | 1 |
Речь устная и письменная. | 1 | |
2 | Предложение. | 1 |
Интонационная законченность предложения. | 1 | |
3 | Предложение и слово. | 1 |
4 | Слова – предметы. | 1 |
Слова – действия. | 1 | |
5 | Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. | 2 |
6 | Слова – признаки. | 1 |
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. | 1 | |
7 | Слово и слог. | 2 |
Деление слов на слоги. | 2 | |
8 | Ударение. | 2 |
Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |
9 | Звуки и буквы. | 2 |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 |
12 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 |
13 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 |
14 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 |
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1 |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 |
18 | Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 |
19 | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 1 |
20 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 |
21 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 |
22 | Гласные буквы Е, е. | 1 |
23 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 |
24 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 |
25 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 |
26 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 |
27 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 |
28 | Гласные буквы Я, я. | 1 |
29 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 |
30 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 |
31 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 |
32 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. | 2 |
33 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 |
34 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 |
35 | Гласные буквы Ё, ё. | 1 |
36 | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 |
37 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 |
38 | Гласные буквы Ю, ю. | 1 |
39 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 |
40 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 |
41 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 |
42 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
43 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
44 | Понятие о разделительном ъ знаке и его употребление на письме. | 2 |
45 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 |
Разделительный ъ знака и его употребление на письме. | 1 | |
46 | Русская азбука. Алфавит. | 1 |
47 | Обучение последовательному пересказу по вопросам. | 2 |
48 | Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. | 1 Всего 60 |
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на I этапе с учащимися 2-х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью фонематических
и лексико–грамматических средств речи.
на 2021 – 2022 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Предложение и слово | ||
1 | Анализ предложения. Главные члены предложения. | |
2 | Интонационная законченность предложения. | |
3 | Слова, обозначающие предмет. | |
4 | Слова, обозначающие действия предмета. | |
5 | Слова, обозначающие признак предмета. | |
Слоговой анализ и синтез слова | ||
6 | Слогообразующая роль гласных звуков. | |
7 | Слоговой состав слова. | |
8 | Слоговой анализ и синтез слов. | |
9 | Слог. Деление слов на слоги. | |
10 | Перенос слов. | |
Ударение | ||
11 | Смыслоразличительная роль ударения. | |
12 | Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
13 | Мягкий знак на конце слова. | |
14 | Мягкий знак в середине слова. | |
15 | Распознавание мягкого знака на конце и в середине слова в тексте. | |
16 | Разделительный мягкий знак. | |
17 | Разделительный твёрдый знак и его употребление на письме. | |
18 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | |
19 | Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. | |
20 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словах, словосочетаниях. | |
21 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А– Я в предложениях и тексте. | |
22 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в словах, словосочетаниях. | |
23 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в предложениях и тексте. | |
24 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словах, словосочетаниях. | |
25 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в предложениях и тексте. | |
26 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в словах, словосочетаниях. | |
27 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в предложениях и тексте. | |
28 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в словах, словосочетаниях. | |
29 | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в предложениях и тексте. | |
Парные звонкие и глухие согласные звуки | ||
30 | Звуки Б—Б', П—П ' в слогах и словах. | |
31 | Звуки Б—Б', П—П ' в словосочетаниях, предложениях. | |
32 | Звуки Б—Б', П—П ' в связной речи. | |
33 | Звуки В – В', Ф—Ф' в слогах и словах. | |
34 | Звуки В – В ', Ф—Ф' в словосочетаниях, предложениях. | |
35 | Звуки В – В', Ф—Ф' в связной речи. | |
36 | Звуки Г—Г ', К—К' в слогах и словах. | |
37 | Звуки Г—Г ', К—К' в словосочетаниях, предложениях. | |
38 | Звуки Г—Г ', К—К' в связной речи. | |
39 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в слогах и словах. | |
40 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в словосочетаниях, предложениях. | |
41 | Звуки Д—Д ', Т—Т ' в связной речи. | |
42 | Звуки 3—3 ', С—С ' в слогах и словах. | |
43 | Звуки 3—3 ', С—С ' в словосочетаниях, предложениях. | |
44 | Звуки 3—3 ', С—С ' в связной речи. | |
45 | Звуки Ж – Ш в слогах и словах. | |
46 | Звуки Ж – Ш в словосочетаниях, предложениях. | |
47 | Звуки Ж – Ш в связной речи. | |
Свистящие и шипящие согласные звуки | ||
48 | Звуки С—С ', Ш в слогах, словах и предложениях. | |
49 | Звуки С—С ', Ш в связной речи. | |
50 | Звуки З—З ', Ж в слогах, словах и предложениях. | |
51 | Звуки З—З ', Ж в связной речи. | |
Аффрикаты | ||
52 | Звуки С—С ', Ц в слогах, словах и предложениях. | |
53 | Звуки С—С ', Ц в связной речи. | |
54 | Звуки Ч—Щ в слогах, словах и предложениях. | |
55 | Звуки Ч—Щ в связной речи. | |
55 | Звуки Ч—Т ' в слогах, словах и предложениях. | |
57 | Звуки Ч—Щ в связной речи. | |
Сонорные звуки | ||
58 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в слогах, словах. | |
59 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в предложениях. | |
60 | Звуки Р—Р '—Л—Л ' в связной речи. |
Содержание коррекционной работы на втором этапе КРО
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:
-уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
-дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
-овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.
Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:
-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления,
-понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;
-овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.
Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п .На логопедических занятиях II этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.
Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значения;
-активно пользоваться различными способами словообразования;
-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на II этапе с учащимися 3-х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи.
на 2022-2023 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов. | ||
Синонимы | ||
1 | Использование синонимов речи | |
2 | Подбор синонимов к заданным словам | |
Антонимы | ||
3 | Нахождение антонимов в текстах | |
4 | Подбор антонимов к словам различных частей речи | |
Многозначные слова | ||
5 | Однозначные и многозначные слова | |
6 | Прямое и переносное значение многозначных слов | |
Понятие о родственных словах (в практическом плане) | ||
7 | Родственные слова. Корень слова. | |
8 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | |
9 | Происхождение слов. | |
10 | Правописание безударной гласной в корне слова. | |
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления | ||
11 | Образование слов при помощи суффиксов. | |
12 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | |
13 | Суффиксы профессий. | |
14 | Суффиксы прилагательных. | |
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления | ||
15 | Образование слов при помощи приставок | |
16 | Приставки пространственного значения | |
17 | Приставки временного значения | |
18 | Многозначные приставки | |
19 | Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах | |
20 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | |
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок | ||
21 | Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний. | |
22 | Выбор предлогов в словосочетаниях. | |
23 | Использование предлогов в тексте. | |
24 | Различение предлогов и приставок. | |
25 | Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | |
Имя существительное | ||
26 | Имя существительное. | |
27 | Изменение имён существительных по числам. | |
28 | Род имён существительных. | |
29 | Именительный падеж имён существительных. | |
30 | Родительный падеж имён существительных. | |
31 | Дательный падеж имён существительных. | |
32 | Винительный падеж имён существительных. | |
33 | Творительный падеж имён существительных. | |
34 | Предложный падеж имён существительных. | |
35 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | |
Имя прилагательное | ||
36 | Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | |
37 | Род и число имён прилагательных. | |
38 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | |
39 | Образование прилагательных от существительных. | |
Глагол | ||
40 | Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте. | |
41 | Неопределённая форма глагола. | |
42 | Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам. | |
43 | Изменение глаголов по временам. | |
44 | Распределение глаголов по временам. | |
45 | Распределение глаголов по временам. |
Содержание коррекционной работы на третьем этапе КРО
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определённой последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связанного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связанного высказывания.
Тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
на III этапе с учащимися 3-х классов с ОВЗ,
имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи
на 2017 – 2018 учебный год
№ | Тема занятия | Дата проведения |
Формирование практических представлений о тексте | ||
1 | Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. | |
2 | Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте. | |
Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание | ||
3 | Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста. | |
4 | Тема текста и основная мысль. Заглавие текста. | |
5 | План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану. | |
6 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. | |
7 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. | |
8 | Типы текстов: повествование. | |
9 | Обучающее сочинение-повествование. | |
10 | Редактирование сочинений. Речевые ошибки. | |
11 | Типы текстов: описание. | |
12 | Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. | |
13 | Типы текстов: рассуждение. | |
14 | Сочинение-повествование с элементами рассуждения. | |
15 | Редактирование сочинений. |
Литература
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
2.Закон Российской Федерации «О специальном образовании»,1995,ст.15.п.2.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах .- М., 1999.- 218с.
4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
6.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
7.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997г.- 256с
9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996г. – 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.
Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
Рабочая программа учителя-логопеда...