Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ
Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР
Пояснительная записка
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ
Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи
Рабочая программа рассчитанана
подготовительный этап- 1 – ые классы 55 – 56 часов
I этап- 58 часов (2-ые классы),
II– IIIэтапы – 57 часов (3 - и классы),
коррекцию дизорфографии - 57 часов (4 - е классы)
коррекцию звукопроизношения (по необходимости)
Учебное пособие: логопедические тетради на автоматизацию звуков, домашние логопедические тетради «Учим звуки» (Е. А. Азова, О. О. Чернова)
Программа составлена для обучающихся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии»,«Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция оптической дисграфии (автор: Е.В. Мазанова, 2014 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради.
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):
- Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
- Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- наличие для её реализации комплекта дидактического и
раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
- возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
педагогами, родителями;
- возможность использования данных пособий полностью или
частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой за регламентированной модели обучения;
- создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и
совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- - групповая
- - работа в парах
- - индивидуальная
Направление работы:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
- Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
- Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Задачи:
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает без оценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов, связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
- Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
- Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
- Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
- Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедические работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
- Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 класс
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представления о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала.системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
Фронтальные занятия по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап:Формирование первичных произносительных умений и навыков.
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Итоговая контрольная работа.
Праздник «Говорим правильно и красиво!»
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы. В подарок дети получают Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения) стимулировал родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
оценка динамики работы с логопатами;
- количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
Литература для учащихся:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Литература для учителя:
Основная:
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Дополнительная:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
- Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
- Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/п | Дата | Дата | Тема |
1 | 1 «А» | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
2 | 1 «А» | Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
3-6 | 1 «А» | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
7 - 10 | 1 «А» | Воспитание правильного произношения звука /р/. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
11-14 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
15- 18 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
19-22 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
23-26 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
27-30 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
31-34 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
35-38 | 1 «А» | Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
39-42 | 1 «А» | Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
43-46 | 1 «А» | Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
47- 49 | 1 «А» | Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
50-52 | 1 «А» | Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
53-56 | 1 «А» | Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п | Дата | Дата | Тема |
1 | 1 «А» | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
2-6 | 1 «А» | Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
7 - 14 | 1 «А» | Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
15-18 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
19 - 22 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
23 - 26 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
27 - 30 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
31 - 34 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
35 - 38 | 1 «А» | Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
39 - 42 | 1 «А» | Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
43 - 46 | 1 «А» | Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
47 - 56 | 1 «А» | Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п | Дата | Дата | Тема |
1 | 1 «А» | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
2 | 1 «А» | Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
3-6 | 1 «А» | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/, /з/, /ц / | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
7 - 10 | 1 «А» | Воспитание правильного произношения звука /с/, /з/, /ц / | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
11-14 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц / и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
15 - 18 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
19 - 22 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в закрытом слоге. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
23 - 26 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
27 - 30 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/,/ц /и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
31 - 34 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/,/ц /и автоматизация его в связной речи. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
35 - 38 | 1 «А» | Уточнение произнесения изолированного звука /с /, /з/, /ц /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /, /з/Автоматизация звука в слогах и в словах. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
39 - 42 | 1 «А» | Дифференциация звуков /с/ - /с /, /з/-/з/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
43 - 46 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
47 - 49 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
50 - 52 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
53 - 56 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п | Дата | Дата | Тема |
1 | 1 «А» | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
2 | 1 «А» | Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
3-6 | 1 «А» | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
7 -10 | 1 «А» | Воспитание правильного произношения звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
11 -14 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
15 -18 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
19 -22 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в закрытом слоге. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
23 -26 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
27 - 30 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
31 - 34 | 1 «А» | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в связной речи. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
35 - 38 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
39 - 42 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / , /щ/ - /т/в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
43 - 46 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
47 - 49 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /с/, в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
50 - 52 | 1 «А» | Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
53 - 54 | 1 «А» | Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» | |||
55 - 56 | 1 «А» | Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
1 «Б» | |||
1 «В» | |||
1 «Г» |
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 – 3 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
Кол. Во час. | Название темы | Дата | Дата | Коррекционная работа | |||||
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ч.) | |||||||||
1 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | ||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
2 «А», 2 «Б» | |||||||||
4 | 2 «В», 2 «Г» | ||||||||
3классы | |||||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ | |||||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ ( 6ч.) | |||||||||
5 -6 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | 2 «А», 2 «Б» | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
7-8 | Согласные звуки и буквы | 2 «А», 2 «Б» | Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
9-10 | Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | 2 «А», 2 «Б» | Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(11 ч.) | |||||||||
11 -12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 2 «А», 2 «Б» | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
13-14 | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
15-16 | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
17-18 | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
19-20 | Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
21 | Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (9 ч.) | |||||||||
22 | Звонкие и глухие парные согласные | 2 «А», 2 «Б» | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
23 | Дифференциация звуков Б-П | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
24 | Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф' | 2 «А», 2 «Б» | Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
25 | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
26 | Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X' | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
27 | Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
28 | Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
29 | Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
30 | Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12ч.) | |||||||||
31-32 | Буквы а-о | 2 «А», 2 «Б» | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
33-34 | Буквы у-и | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
35-36 | Буквы б – д – в | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
37-38 | Буквы п – т | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
39 - 40 | Буквы ш – щ – ц | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
41-42 | Буквы л – м | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (13ч.) | |||||||||
43-44 | Слово-предмет | 2 «А», 2 «Б» | Согласование существительного и глаголов наст.ипрош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
45 - 46 | Слово-действие | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
47 - 48 | Слово-признак | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
49 - 50 | Диффернциация изученных частей речи | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
51 | Слоговой анализ и синтез | 2 «А», 2 «Б» | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
52 | Ударение | 2 «А», 2 «Б» | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
53 | Ударные и безударные гласные | 2 «А», 2 «Б» | Схемы слогоритмической структуры слова. | ||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
54 | Безударные гласные А-О в корне | 2 «А», 2 «Б» |
| Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | |||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
55 | Безударные гласные И-Е-Я в корне | 2 «А», 2 «Б» | |||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы | |||||||||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (3 ч.) | |||||||||
56 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | ||||||||
57 | |||||||||
58 | |||||||||
2 «А», 2 «Б» | |||||||||
2 «В», 2 «Г» | |||||||||
3классы |
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ(4 класс)
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.
Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
пренатальную и постнатальную патологию.
Цель программы : научить детей слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.
Задачи программы:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактическая |
1-2 | Однокоренные слова. | 2 | ||
3 - 4 | Правописание гласных в корне слова. | 2 | ||
5 - 6 | Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. | 2 | ||
7 - 8 | Образование слов при помощи суффиксов | 2 | ||
9 - 10 | Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок. | 2 | ||
11 - 12 | Однокоренные слова. Части слова. Окончание. | 2 | ||
13 - 14 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | ||
15 | Работа с текстом. | |||
16 - 17 | Парные звонкие-глухие согласные в корне слове. | 2 | ||
18 | Работа с текстом. | 1 | ||
19 - 20 | Удвоенные согласные. | 2 | ||
21 | Работа с текстом. | 1 | ||
22 – 23 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 2 | ||
24. | Работа с текстом. | 1 | ||
25 | Контрольное списывание «Любовь к маме» | 1 | ||
26 - 27 | Однородные члены предложения. | 2 | ||
28 - 29 | Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками. | 2 | ||
30 - 31 | Имя существительное. | 2 | ||
32 | Правописание имен существительных 3-го склонения | 1 | ||
33 - 34 | Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей. | 2 | ||
35 - 38 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 4 | ||
40 | Работа с текстом. | 1 | ||
41 - 42 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | ||
43 - 44 | Имя прилагательное. | 2 | ||
45 - 46 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 2 | ||
47 | Работа с текстом. | 1 | ||
48 - 50 | Глагол. | 3 | ||
51 | Правописание глаголов разных времен. | 1 | ||
52. | Работа с текстом. | 1 | ||
53 - 54 | Местоимение. | 2 | ||
55 | Работа с текстом. | 1 | ||
56 | Диктант. Работа над ошибками. | 1 | ||
57 | Диагностика результатов обучения | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Часть 1. Дифференциация гласных.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.,фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, ОНР. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. |
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
| В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов....
Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов
Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
Рабочая программа учителя-логопеда...