Статья "Методы и приемы работы над просодическими компонентами речи у обучающихся с РАС"
статья по логопедии
Просодические компоненты, определяющие выразительность речи, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние. Для речи обучающихся с расстройствами аутистического спектра характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех просодических компонентов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_raboty_nad_prosodicheskimi_komponentami_rechi_u_obuchayushchihsya_s_ras.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы работы над просодическими компонентами речи у обучающихся с РАС»
У обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) достаточно часто встречаются различные нарушения речи. Среди данной нозологической группы не редки фонетико-фонематические нарушения, нарушения лексико-грамматического строя речи и связной речи. Более того, в случае если ребенок с РАС имеет сочетанные нарушения интеллекта, проявления нарушений речевого развития у него будут еще более выраженными.
Речь детей с РАС преимущественно представлена отдельными словами, реже - простыми фразами, вокализациями. У детей с РАС отмечается своеобразие речевого развития – мутизм, эхолалии, фразы-штампы и слова-штампы, отсутствие обращения, неправильное употребление местоимений, отсутствие местоимения «Я».
Кроме неспецифичных речевых нарушений, детям с РАС также свойственны речевые нарушения, напрямую связанные с их базовым дефицитом социального взаимодействия, например, семантико-прагматическое нарушение, а также нарушение просодической стороны речи.
Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, таких как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция. Просодические компоненты, определяющие выразительность речи, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
В связи с нарушением просодических компонентов речь обучающихся с РАС часто характеризуется как маловыразительная, эмоционально бедная, монотонная, «механическая», маловариативная по темпу и громкости. Если интонационная окраска речи присутствует, то она может быть специфической.
К нарушениям просодической стороны речи при РАС относятся: брадилалия (замедление темпа речи), тахилалия (ускорение темпа речи), эмоциональная невыразительность, ринофоничность, трудности в контролировании громкости голоса, своеобразие интонации и логических ударений. Также может наблюдаться скандированное произношение (будто ребенок выступает с заранее подготовленным текстом). Если у ребенка нет эмоционального контакта с собеседником, речь отличается монотонностью, к концу фразы голос может или повышаться, или, наоборот, затухать (переходить в писк). В условиях эмоционального контакта ребенок может адекватно (а иногда даже утрированно) перенимать интонации собеседника.
Более подробно остановимся на вопросе работы над силой голоса у обучающихся данной категории.
Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса – его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Наиболее типичными нарушениями силы голоса у обучающихся с РАС являются:
- Пониженная громкость голоса, при которой голос по воспринимаемой силе звука характеризуется как слабый, тихий, иссякающий, затухающий в процессе речи.
- Чрезмерная повышенная громкость голоса, проявляющаяся в излишней его напряженности по воспринимаемой силе звука, в его повышенной утомляемости и истощаемости.
- Нестабильная, меняющаяся на протяжении речи, громкость голоса.
Работа с обучающимися с РАС начинается с формирования и развития восприятия изменений силы голоса. Примеры упражнений:
- определить громкость голоса в предъявленных слогах (повторить только тот слог, который логопед назвал громко/тихо).
- определить звуковое средство выразительности (громкость голоса) при сравнении двух названных педагогом картинок (2-3 картинки);
Затем обучающиеся учатся использовать громкость голоса как средство выразительности в «готовых» и собственных высказываниях.
Цель таких упражнений: научить говорить громко, но не крикливо, произвольно изменяя силу голоса.
Примеры упражнений:
- Удлинение произнесения гласных и шумных звонких щелевых согласных при средней силе голоса.
- Усиление силы голоса от артикуляции к шёпоту, тихому, а затем громкому произнесению изолированных гласных, согласных, сочетаний гласных сначала с паузами между звуками, затем без пауз.
- Ослабление силы голоса от громкого к тихому шепотному произнесению. Произнесение одной артикуляции гласного, согласного звука, сочетаний гласных с паузами между звуками, слогами, затем без пауз.
- Попеременное усиление и ослабление силы голоса на одном выдохе при произнесении речевого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...
Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи
Конспект урока литературного чтения ( 3 класс)...
«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»
Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта...
Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников
Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...