Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему
Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vysoven_l.a_razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А. Высовень
МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» г. Курчатова Курской области
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Одной из важнейших функций речи является коммуникативная. Выразительность, разборчивость речи, её эмоциональное воздействие в процессе общения, семантическая нагрузка – всё это обеспечивается просодическими компонентами речи: интонацией, мелодикой, ритмом, логическими ударениями, паузами, речевым дыханием, полётностью голоса, дикцией.
Нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение чтения и письма. Отдельной методики по формированию просодических компонентов речи не существует, в коррекционной работе логопеды – практики используют отдельные приемы, предложенные Г.В. Бабиной, И.Р. Калмыковой, А.В. Лопатиной О.И. Лазаренко и Г.В. Романовой и Н.В. Серебряковой. Применительно к детям с нарушением интеллекта нами не встречено ни одной исследовательской работы, а также методики по развитию просодической стороны речи. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается утяжеление контингента обучающихся. Наряду с интеллектуальным недоразвитием у детей в системном недоразвитии речи всё чаще наблюдаются дефекты звукопроизношения и просодической стороны речи. В структуру речевого дефекта у детей с нарушением интеллекта входят нарушения просодики, которые проявляются в недостатках интонационно-выразительных средств речи.
Кроме того, эмоционально-волевая сфера детей с нарушением интеллекта является ущербной. Чувства детей недостаточно разграничены, переживания детей упрощённые, примитивные, хотя у них чётко выражены положительные или отрицательные эмоции. При этом эмоции не всегда мотивированы. Вышеуказанные особенности речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы, несомненно, сказываются на развитии просодики у детей с нарушением интеллекта. Отсутствие систематической коррекционной работы по развитию просодических средств языка несомненно снижает коррекционный эффект логопедических занятий.
Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, свободно дышать во время речи, передавать голосом чувства и эмоции, правильно интонировать речь одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом, работающим с детьми с ОВЗ.
Логопедическая работа по формированию просодической стороны речи проводится на любых логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения на этапах постановки, автоматизации звуков, дифференциации звуков, на занятиях по преодолению нарушений чтения и письма. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
I этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. На этом этапе детям показывают, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляцией голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; знакомят детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учат их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Детям предлагается сравнить рассказы прочитанные учителем первый раз без интонационного оформления текста, и второй раз выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу приказ и т. д. Детей знакомят с тремя основными интонациями повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также средствами их выражения и способами обозначения. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
II этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи. На данном этапе у детей формируют различные интонационные структуры в экспрессивной речи. В последующем их дифференцируют в экспрессивной речи.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессионной речи используются упражнения по коррекции дыхания, на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.
Правильное дыхание способствует концентрации внимания, успокаивает. Полезно обучение такому упражнению: вдох – задержка – выдох – задержка. (Этапы равные по времени каждый из них составляет 2-3 до 7 с.). Во время выполнения этого упражнения полезно включить фантазию ребенка. Вдыхая, он представляет, как в его груди надувается цветной шарик. Во время выполнения упражнений надо следить, чтобы тело было неподвижно. Проводят общие дыхательные упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.
Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, «звуковая волна». Их форма постепенно меняется, усложняется. Это дает возможность от занятия к занятию увеличивать продолжительность речевого выдоха.
Гласные звуки с опорой на «звуковую» волну произносятся плавно, на одном выдохе, так же произносятся согласные звуки [в], [ф], [с], [з], [ж], [ш], [х], [м], [л], [н], [р]. Согласные звуки [й], [п], [б], [т], [д], [ц], [к], [г], [ч], [щ] произносятся тоже на одном выдохе, но прерывисто. Высота, сила голоса в данных упражнениях не изменяются. При этом не только закрепляются правильная артикуляция заданного звука, но и происходит синхронизация его произношения с движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению. Изменение контура «звуковой волны» позволяет вносить разнообразие в занятия и позволяет отрабатывать все более сложные зрительно-пространственные связи.
Работа над голосом включает: улучшение тембра; нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости; развитие силы.
Настроить голос помогают упражнения со звуком ММММ. Длительно произносятся слоги мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу.
При прохождении темы гласные звуки отрабатывается длительное произнесение и пропевание гласных.
Упражнения по развитию силы голоса.
1. Удлинение произнесения цепочки звуков (при средней силе голоса): у…у ау …. аоуэ…. аоуэы …
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот- тихо -громко):
о - о - о АУИ-АУИ-АУИ-АУИ
3. Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса. Обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:
4. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.
5. «Э х о». Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
6. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.
7.Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса. А сова – всё ближе, ближе ( голосом средней силы), А сова – всё ниже, ниже ( голосом средней силы) И кричит ( громко) В тиши ночной ( тихо): Поиграй, дружок, со мной! (громко). ( С. Маршак)
Упражнения по развитию высоты голоса проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения. В процессе выработки дыхания и постановки гласных выполняются упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса. С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:
1. Далеко- близко ( или тихо- громко)
Далеко- близко
А
Далеко
Близко
А А
2. Высоко- низко ( тонко поёт птичка – толсто, грубо поёт медведь).
Высоко- низко
А
А А
3. Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро, протяжно, медленно).
А ______________________________
А ____ _____ _____ ____ ______
При прохождении темы «Парные гласные» гласные произносятся с изменением высоты голоса; А- низкий звук, Я - высокий звук. Затем так же произносятся оппозиционные слоги и слова ма - мя; мал- мял.
При произнесении слова или фразы можно предложить выделить гласные звуки, записать их, а затем произнести слитно: улитка – уиа; «Мама ушла». – «аа уа».Такой приём помогает отработать структурно сложные слова. Это позволяет им не испытывать затруднений при слитном произнесении слов в предложениях, что важно при заикании, дизартрии.
Данный прием эффективен и при прохождении темы «Ударение». При сравнении слов, различающихся ударением нужно выделить гласные и произнести их с разным ударением: зАмок –замОк (Ао - аО); бЕлки- белкИ) (Еи- еИ); ВорОна меньше вОрона.-(оОа меньше Ооа).
В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание - детям даётся понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «… все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д.,- все это пойдёт вверх ( высоко, звонко, громко).
Всё, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно),- всё это по звуковой лестнице пойдёт вниз…».
« Ступеньки».
А
А А
А А
А А
Следующая ступень по автоматизации интонирования звуков (или тренировки мелодики) включает сочетание интонации и силы голоса:
- Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.
- Прочитай тихо удивлённо, громко и удивлённо, радостно и удивлённо.
- Прочитай сообщение тихо, а затем громко.
- Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко: удивлённо, радостно.
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.
Ожидаемые результаты – дети овладевают умением изменять тембр, силу, высоту голоса, правильно ставить логическое ударение, соблюдать паузы между фразами, выделять интонацией вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения. А всё это возможно лишь при организации и проведении целенаправленной коррекционной работы по формированию просодической стороны речи детей.
При организации работы по развитию интонации, речь детей становится более живой, эмоциональной, плавной и выразительной, что помогает детям более ясно выражать свои мысли и чувства, используя при этом изменения компонентов голоса, паузы, логическое ударение и паралингвистические средства языка.
Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение
Литература
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
- Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией // Школьный логопед.- 2004.- № 2.- с.35-40 .
- Лазаренко О.И. Диагностика коррекция выразительности речи детей. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Тучинская Л.Н. Логопедические приемы работы над голосом// Логопед.- 2012.- № 5.- с.94-100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи
Конспект урока литературного чтения ( 3 класс)...
«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»
Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...
"УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ" СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР и РАС (часть III)
Практический материал для развития экспрессивной речи детей с ТМНР....
Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР
Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....
Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников
Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...