Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysoven_l.a_razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Высовень

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7»                                                                                                    г. Курчатова Курской области

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.      

Одной из важнейших функций речи является коммуникативная. Выразительность, разборчивость речи, её эмоциональное воздействие в процессе общения, семантическая нагрузка – всё это обеспечивается просодическими компонентами речи: интонацией, мелодикой, ритмом,  логическими ударениями, паузами, речевым дыханием, полётностью голоса,  дикцией.

 Нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение чтения и письма. Отдельной методики по формированию просодических компонентов речи не существует, в коррекционной работе логопеды – практики используют отдельные приемы, предложенные Г.В. Бабиной, И.Р. Калмыковой, А.В. Лопатиной О.И. Лазаренко и Г.В. Романовой и Н.В. Серебряковой. Применительно к детям с нарушением интеллекта нами не встречено ни одной исследовательской работы, а также методики по развитию просодической стороны речи. Вместе с тем,  в настоящее время наблюдается утяжеление контингента обучающихся. Наряду с интеллектуальным недоразвитием у детей в системном недоразвитии речи всё чаще наблюдаются дефекты звукопроизношения и просодической стороны речи. В структуру речевого дефекта у детей с нарушением интеллекта входят нарушения просодики, которые проявляются в недостатках интонационно-выразительных средств речи.                                    

Кроме того, эмоционально-волевая сфера детей с нарушением интеллекта является ущербной. Чувства детей недостаточно разграничены, переживания детей  упрощённые, примитивные, хотя у них чётко выражены положительные или отрицательные эмоции. При этом эмоции не всегда мотивированы. Вышеуказанные особенности речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы, несомненно, сказываются на развитии просодики у детей с нарушением интеллекта. Отсутствие систематической коррекционной работы по развитию  просодических средств языка несомненно снижает коррекционный эффект логопедических занятий.  

Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, свободно дышать во время речи, передавать голосом чувства и эмоции, правильно интонировать речь одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом, работающим с детьми с ОВЗ.

Логопедическая работа по формированию просодической стороны речи проводится на любых логопедических занятиях: по развитию речи,  по коррекции звукопроизношения  на этапах постановки, автоматизации звуков,  дифференциации звуков, на занятиях по преодолению нарушений чтения и письма. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

I этап. Формирование представлений об интонационной выразительности     в импрессивной речи. На этом этапе детям показывают, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляцией голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; знакомят детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также учат их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Детям предлагается сравнить рассказы прочитанные учителем первый раз без интонационного оформления текста, и второй раз выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу приказ и т. д. Детей знакомят с тремя основными интонациями повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также средствами их выражения и способами обозначения.   Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие  знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного  интонационного оформления.  

II этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной          речи. На данном этапе у детей формируют различные интонационные структуры в экспрессивной речи. В последующем их дифференцируют в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности  в экспрессионной речи используются упражнения по коррекции дыхания, на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Правильное дыхание способствует концентрации внимания,  успокаивает. Полезно обучение такому упражнению: вдох – задержка – выдох – задержка.  (Этапы равные по времени каждый из них составляет 2-3 до 7 с.). Во время выполнения этого упражнения полезно включить фантазию ребенка. Вдыхая,  он представляет, как в его груди надувается цветной шарик. Во время выполнения упражнений надо следить, чтобы тело было неподвижно. Проводят общие дыхательные упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, «звуковая волна». Их форма постепенно меняется, усложняется. Это дает возможность от занятия к занятию увеличивать продолжительность речевого выдоха.

Гласные звуки с опорой на «звуковую» волну произносятся плавно, на одном выдохе, так же произносятся согласные звуки [в], [ф], [с], [з], [ж], [ш], [х], [м], [л], [н], [р]. Согласные звуки [й], [п], [б], [т], [д], [ц], [к], [г], [ч], [щ] произносятся тоже на одном выдохе, но прерывисто. Высота, сила голоса в данных упражнениях не изменяются. При этом не только закрепляются правильная артикуляция заданного звука, но и происходит синхронизация его произношения с движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению. Изменение контура «звуковой волны» позволяет вносить разнообразие в занятия и позволяет отрабатывать все более сложные зрительно-пространственные связи.

Работа над голосом включает: улучшение тембра; нахождение основного тона голоса и развитие его устойчивости; развитие силы.

Настроить голос помогают упражнения со звуком ММММ. Длительно произносятся слоги мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу.

При прохождении темы гласные звуки отрабатывается длительное произнесение и пропевание гласных.

Упражнения по развитию силы голоса.                                        

1. Удлинение произнесения  цепочки звуков (при средней силе голоса):                        у…у                ау ….                аоуэ….                аоуэы …                

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот- тихо -громко):        

   о -  о  - о        АУИ-АУИ-АУИ-АУИ                                

 3. Прямой счёт от 1  до 5  с постепенным усилением голоса. Обратный счёт от 5  до  1 с постепенным ослаблением голоса:                            

4. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.          

5. «Э х о». Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

6. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

 7.Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.                        А сова – всё ближе, ближе ( голосом средней силы),                                        А сова – всё ниже, ниже ( голосом средней силы)                                        И кричит ( громко)                                                                                В тиши ночной ( тихо):                                                                                Поиграй, дружок, со мной! (громко).    ( С. Маршак)        

Упражнения по развитию высоты голоса проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения. В процессе выработки дыхания и постановки гласных выполняются упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса. С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:

1. Далеко- близко ( или тихо- громко)

Далеко- близко

                                                    А

                                                              Далеко

                            Близко

                        А                   А

2. Высоко- низко ( тонко поёт птичка – толсто, грубо поёт медведь).

Высоко- низко

                                  А

                А                                       А

3. Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро, протяжно, медленно).

А ______________________________

А ____   _____   _____   ____   ______

При прохождении темы «Парные гласные» гласные произносятся с изменением высоты голоса; А- низкий звук, Я - высокий звук. Затем так же произносятся оппозиционные слоги и слова ма - мя; мал- мял.

При произнесении слова или фразы можно предложить выделить гласные звуки, записать их, а затем произнести слитно: улитка – уиа;                «Мама ушла». – «аа уа».Такой приём помогает отработать структурно сложные слова. Это позволяет им не испытывать затруднений при слитном произнесении слов в предложениях, что важно при заикании, дизартрии.

Данный прием эффективен и при прохождении темы «Ударение». При сравнении слов, различающихся ударением нужно выделить гласные и произнести их с разным ударением: зАмок –замОк (Ао - аО); бЕлки- белкИ) (Еи- еИ); ВорОна меньше вОрона.-(оОа меньше Ооа).

В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание - детям даётся понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского, «… все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д.,- все это пойдёт вверх ( высоко, звонко, громко).

Всё, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием  (больно, грустно),- всё это по звуковой лестнице пойдёт вниз…».

« Ступеньки».

                             А

                     А              А

               А                           А

      А                                            А

Следующая ступень по автоматизации интонирования звуков (или тренировки мелодики) включает сочетание интонации и силы голоса:

- Прочитай громко и радостно, радостно, но тихо.

- Прочитай тихо удивлённо, громко и удивлённо, радостно и удивлённо.

- Прочитай сообщение тихо, а затем громко.

- Прочитай с интонацией перечисления, сообщая тихо, громко: удивлённо, радостно.

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Ожидаемые результаты –  дети овладевают умением изменять тембр, силу, высоту голоса, правильно ставить логическое ударение, соблюдать паузы между фразами, выделять интонацией вопросительные, повествовательные и восклицательные  предложения. А всё это возможно лишь при организации и проведении целенаправленной коррекционной работы по формированию просодической  стороны речи детей.

При организации работы по развитию интонации, речь детей становится более живой, эмоциональной, плавной и выразительной, что помогает детям более ясно выражать свои мысли и чувства, используя при этом  изменения компонентов голоса, паузы, логическое ударение и паралингвистические средства языка.

        Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.        
  2. Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у      учащихся с речевой патологией // Школьный логопед.- 2004.- № 2.- с.35-40 .                                                            
  3. Лазаренко О.И. Диагностика  коррекция выразительности речи детей. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Тучинская Л.Н. Логопедические приемы работы над голосом// Логопед.- 2012.- № 5.- с.94-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи

Конспект урока литературного чтения ( 3 класс)...

«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»

Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...