Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Хасанова Мамлакат Азамовна

Конспект урока литературного чтения ( 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБСКОУ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ «ПЕРСПЕКТИВА»

КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ:

Н. Носов. «Телефон»

Работа над просодической стороной речи

В 3 «А» классе.

УЧИТЕЛЬ-ХАСАНОВА М. А.

г.о. НОВОКУЙБЫШЕВСК

Цели урока:

дидактические: расширить знания детей о жизни  и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах;

коррекционные: формировать информационную компетентность: учить анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией;

воспитательные: прививать любовь и интерес к книге, к чтению.

Оснащение: портрет и выставка книг Н. Носова, рисунок «предка» телефона, плакат для проведения гимнастики для глаз, памятка «Правила телефонного общения».

Дата проведения: 17 апреля.

                                            Ход урока.

 I.Организационный момент.(3 мин.)

 1) Приветствие гостей.

 2) Дыхательная гимнастика (приложение 1).

 3)Речевая разминка.

КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,

ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.

ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,

ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.

----- Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.

----- О чем скороговорка?

----- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

----- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.

II. Проверка домашнего задания.(10 мин.)

---- Что было задано на дом?

(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Федина задача», дополнительное сообщение о Н. Носове.)

1) Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя ( приложение 2.)

----- Какие вы можете вспомнить произведения Николая Николаевича?

2) Беседа по вопросам.

----- Как вы готовите уроки?

----- Что вам для этого нужно?

----- Как Федя готовил уроки?

----- Что полезного для себя вы узнали из рассказа?

3) Выразительное чтение отрывка ( со слов «Однозвучно гремит колокольчик…).

4) Обсуждение.

----- Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача» ?

Физминутка ( приложение 3)

III. Изучение новой темы (22 мин.)

1) Сообщение темы урока.

Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».

2) Введение в тему.

 а) Знаете ли вы , кто  и когда изобрел телефон? А Алексей знает. Слушайте внимательно, т. к. эта информация нам завтра пригодится на уроке внеклассного чтения. ( Сообщение ученика. Приложение 4.)

б) Сообщение учителя.

- Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили лежащего на боку  «предка» … телефона. Он представлял собой два сосуда из тыквы, соединенные бечевкой ( лексическое значение слова).

Ученые пришли к выводу, что тыквенному переговорному устройству не меньше 1000 лет.

3) Работа с текстом по учебнику.

- Просмотрите рассказ. Как он построен?

- Что такое диалог?

- Посмотрите на иллюстрацию. О ком этот рассказ? Между кем будет вестись диалог?

                                          Гимнастика для глаз.

4) Подготовительная работа перед чтением.

а) Обучение чтению целыми словами ( хоровая, индивидуальная).

-Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами:

за- ме- ча- тель – ну – ю – замечательную

пе- ре- го- ва- ри- вать- ся- переговариваться

раз- го- ва- ри- ва- ешь- разговариваешь

б) Отработка  трудных слов( хоровая, индивидуальная).

- Читайте внимательно.

продавщица

проволокой

Мишкиному

обниматься

 5)Работа над рассказом.
а) Чтение текста учителем и учащимися.

б) Беседа по вопросам с выборочным чтением.

----- Понравился вам рассказ?

----- Назовите героев рассказа?

----- Прочитайте, как у ребят появился телефон.

----- Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?

----- Какие правила телефонного общения  вы знаете?

----- Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?

в) Работа над выразительностью чтения( парная).

Чтение диалога в лицах, исключая слова автора.

-Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят.

 IV. Подведение итогов урока.(4 мин.)

----- Что особенно понравилось на уроке?

----- Чему научил вас рассказ «Телефон» ?

-Чтобы вы умели правильно общаться по телефону, я приготовила для вас памятку «Правила телефонного общения» ( приложение 5).

  1. Чтение памятки про себя.
  2. Беседа по содержанию памятки:

----- Соблюдали ли ребята эти правила?

- У этого рассказа есть продолжение. Книгу можно взять в библиотеке и прочитать.

V. Домашнее задание.(1 мин.)

- Рассказать, как вы общаетесь по телефону.

-Нарисовать телефон будущего или его « предка».

-Познакомиться с содержанием рассказа В. Драгунского «Друг детства».


Приложение 1.

Дыхательная гимнастика.

  1. Нос «прочистить». Дышим обеими  половинками носа (выдыхаем через рот).
  2. Левую половинку зажать, правой дышим.
  3. Правую зажать, левой дышим.
  4. Дышим обеими половинками носа.

Приложение 2.

Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он освоил множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика брёвен. Он много знал, видел, умел. Все книги Носова веселые, доброжелательные. Не всякую правду приятно слушать, поэтому в своих рассказах Носов говорил правду, смягчив немножко шуткой. Если спросить кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Николаевича, то в ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из рассказов Носова.

Писатель Николай Николаевич для взрослых книг почти не писал, поэтому в памяти читателей он останется детским юмористом. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка».


Приложение 3.

Хомка, хомка, хомячок ,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать!

Приложение 4.

История изобретения телефона очень интересна. Более 130  лет  тому назад американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея.

Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче.


Приложение 5.

 

1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим.

2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства.

3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.

4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.

5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз.

6.Разговор должен быть кратким и по делу.

7.Задавать вопрос: «Кто звонит?»- некорректно.

8.Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»

Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"

Индивидуальное  занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи  2 классТема:  Произносительная сторона речи.  Звук  [С] .  Фор...

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....

Статья "Методы и приемы работы над просодическими компонентами речи у обучающихся с РАС"

Просодические компоненты, определяющие выразительность речи, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информаци...

Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.

Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с  формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...