Н. Носов «Телефон». Работа над просодической стороной речи
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБСКОУ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ «ПЕРСПЕКТИВА»
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТЕМЕ:
Н. Носов. «Телефон»
Работа над просодической стороной речи
В 3 «А» классе.
УЧИТЕЛЬ-ХАСАНОВА М. А.
г.о. НОВОКУЙБЫШЕВСК
Цели урока:
дидактические: расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова; повторить правила телефонного общения; развивать навыки работы в парах;
коррекционные: формировать информационную компетентность: учить анализировать содержание прочитанного, подтверждать высказывание цитатами из текста, воспроизводить с соответствующей интонацией;
воспитательные: прививать любовь и интерес к книге, к чтению.
Оснащение: портрет и выставка книг Н. Носова, рисунок «предка» телефона, плакат для проведения гимнастики для глаз, памятка «Правила телефонного общения».
Дата проведения: 17 апреля.
Ход урока.
I.Организационный момент.(3 мин.)
1) Приветствие гостей.
2) Дыхательная гимнастика (приложение 1).
3)Речевая разминка.
КТО ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ,
ТОТ ДОЛЖЕН ВЫГОВАРИВАТЬ.
ВСЕ ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО,
ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО.
----- Прочитать медленно, выговаривая каждое слово четко.
----- О чем скороговорка?
----- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
----- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя важные слова.
II. Проверка домашнего задания.(10 мин.)
---- Что было задано на дом?
(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Федина задача», дополнительное сообщение о Н. Носове.)
1) Сообщение ученицы о жизни и творчестве писателя ( приложение 2.)
----- Какие вы можете вспомнить произведения Николая Николаевича?
2) Беседа по вопросам.
----- Как вы готовите уроки?
----- Что вам для этого нужно?
----- Как Федя готовил уроки?
----- Что полезного для себя вы узнали из рассказа?
3) Выразительное чтение отрывка ( со слов «Однозвучно гремит колокольчик…).
4) Обсуждение.
----- Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача» ?
Физминутка ( приложение 3)
III. Изучение новой темы (22 мин.)
1) Сообщение темы урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. Сегодня прочитаем рассказ «Телефон».
2) Введение в тему.
а) Знаете ли вы , кто и когда изобрел телефон? А Алексей знает. Слушайте внимательно, т. к. эта информация нам завтра пригодится на уроке внеклассного чтения. ( Сообщение ученика. Приложение 4.)
б) Сообщение учителя.
- Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили лежащего на боку «предка» … телефона. Он представлял собой два сосуда из тыквы, соединенные бечевкой ( лексическое значение слова).
Ученые пришли к выводу, что тыквенному переговорному устройству не меньше 1000 лет.
3) Работа с текстом по учебнику.
- Просмотрите рассказ. Как он построен?
- Что такое диалог?
- Посмотрите на иллюстрацию. О ком этот рассказ? Между кем будет вестись диалог?
Гимнастика для глаз.
4) Подготовительная работа перед чтением.
а) Обучение чтению целыми словами ( хоровая, индивидуальная).
-Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами:
за- ме- ча- тель – ну – ю – замечательную
пе- ре- го- ва- ри- вать- ся- переговариваться
раз- го- ва- ри- ва- ешь- разговариваешь
б) Отработка трудных слов( хоровая, индивидуальная).
- Читайте внимательно.
продавщица
проволокой
Мишкиному
обниматься
5)Работа над рассказом.
а) Чтение текста учителем и учащимися.
б) Беседа по вопросам с выборочным чтением.
----- Понравился вам рассказ?
----- Назовите героев рассказа?
----- Прочитайте, как у ребят появился телефон.
----- Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?
----- Какие правила телефонного общения вы знаете?
----- Почему подолгу нельзя разговаривать по телефону?
в) Работа над выразительностью чтения( парная).
Чтение диалога в лицах, исключая слова автора.
-Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят.
IV. Подведение итогов урока.(4 мин.)
----- Что особенно понравилось на уроке?
----- Чему научил вас рассказ «Телефон» ?
-Чтобы вы умели правильно общаться по телефону, я приготовила для вас памятку «Правила телефонного общения» ( приложение 5).
- Чтение памятки про себя.
- Беседа по содержанию памятки:
----- Соблюдали ли ребята эти правила?
- У этого рассказа есть продолжение. Книгу можно взять в библиотеке и прочитать.
V. Домашнее задание.(1 мин.)
- Рассказать, как вы общаетесь по телефону.
-Нарисовать телефон будущего или его « предка».
-Познакомиться с содержанием рассказа В. Драгунского «Друг детства».
Приложение 1.
Дыхательная гимнастика.
- Нос «прочистить». Дышим обеими половинками носа (выдыхаем через рот).
- Левую половинку зажать, правой дышим.
- Правую зажать, левой дышим.
- Дышим обеими половинками носа.
Приложение 2.
Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он освоил множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика брёвен. Он много знал, видел, умел. Все книги Носова веселые, доброжелательные. Не всякую правду приятно слушать, поэтому в своих рассказах Носов говорил правду, смягчив немножко шуткой. Если спросить кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Николаевича, то в ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из рассказов Носова.
Писатель Николай Николаевич для взрослых книг почти не писал, поэтому в памяти читателей он останется детским юмористом. Свой первый рассказ «Затейники» напечатал в журнале «Мурзилка».
Приложение 3.
Хомка, хомка, хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать!
Приложение 4.
История изобретения телефона очень интересна. Более 130 лет тому назад американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора « Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея.
Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче.
Приложение 5.
1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим.
2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства.
3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.
4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.
5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз.
6.Разговор должен быть кратким и по делу.
7.Задавать вопрос: «Кто звонит?»- некорректно.
8.Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие просодической стороны речи с использованием арт терапии у ребенка со сложной структурой дефекта»
Развитие просодики у рубенка с дизартрией по мотивам сказки "Колобок" с использованием психо-развивающего пособия "Пертра"....
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Рассматриваются вопросы развития просодической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 классТема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Фор...
Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников
Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....
Статья "Методы и приемы работы над просодическими компонентами речи у обучающихся с РАС"
Просодические компоненты, определяющие выразительность речи, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информаци...
Развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Систематическая и планомерная работа по развитию просодической стороны речи наряду с формированием интонационной выразительности речи будет способствовать успешному общению ребенка со сверстника...