Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида
статья на тему

Грищенко Ольга Сергеевна

 

 

        Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь идёт о детях, имеющих диагноз «олигофрения в степени дебильности», «олигофрения в степени лёгкой имбецильности».

       Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

                                 Учитель начальных классов: Грищенко Ольга Сергеевна   Тутальская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида 2009 – 10 уч. г.

        Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь идёт о детях, имеющих диагноз «олигофрения в степени дебильности», «олигофрения в степени лёгкой имбецильности».

       Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации  обучения детей с интеллектуальным отклонением  в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.

        Планируя учебный и воспитательный процесс, нужно во главу угла ставить личность ребёнка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр. ) включаются в планируемую работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

         Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

         -  учебных занятий;

         - разработка коррекционно – развивающих упражнений;

         - овладения учителем технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать своё «Я» и т. п.

          Коррекция – это исправление каких-либо недостатков личности ребёнка. Педагог в своей работе использует методы психолого-педагогической коррекции, т. е те приёмы и методы воздействия на ученика, которые обеспечивают развитие высших психических функций.

         Компенсация – это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация – это результат серьёзнейшей и,  как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной  работы.

         Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.

         Методы реализации в уроке:

    -задания по степени нарастающей трудности;

    -включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

    -разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся;

    -задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

    -дозированная  поэтапная помощь педагога;

    -перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё       индивидуальное задание;

   - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

    -задания с опорой на несколько анализаторов;

    -правильный и исчерпывающий инструктаж;

    - включение в урок материалов сегодняшней жизни;

    -создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

   -проблемные задания, познавательные вопросы;

   -призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка;

   -словесные методы обучения (беседа);

   -наглядные методы (натуральная наглядность – живые объекты, а также муляжи, чучела, модели, коллекции, изобразительная наглядность – таблицы, рисунки, схемы);

   -словарная работа.

     Виды заданий:

Упражнения на развитее различных анализаторов:

  1. Выбрать из волшебного мешочка яблоко (грушу, лимон, кожаное изделие, кружку и т. п.)
  2. показать цветовые полоски, цвета которых бывают у данного предмета
  3. Выбрать из предложенных картинок те, которые имеют отношение к данному предмету и объяснить почему.
  4. Найти лишнюю картинку.
  5. Найди ошибки в описании предмета.
  6. Сколько раз встречается слово  и какое слово лишнее (на коррекцию внимания и зрительной памяти)
  7. Запомни фон, на котором изображён предмет(цифра, буква и т. п.) –на зрительное внимание
  8. Разложи карточки на 3 группы (упражнение на классификацию)

Упражнения на коррекцию анализа – синтеза:

  1. Собери разрезную картинку и назови предмет.
  2. Найди недостающий предмет для картинки верхнего ряда из предметов, расположенных в нижнем ряду. Объясни свой выбор.

   Целям активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся могут служить следующие приёмы: подбор синонимов к названию картины, предметов, изображённых на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам.

    Метод графических работ доказывает свою эффективность как метод усиления коррекционной направленности урока.

   

   Варианты использования метода графических изображений на уроке

Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого.

     Практические методы обучения  (наблюдения, распознавание и определение объектов, постановка опытов, заполнение различных таблиц, диаграмм, программированные работы, работа с учебником и пр.)

   общее

  отличия



В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и коррегируются  внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность.

      Основные требования уроков развития речи  в 4 классе являются:

Обогащение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.

Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

       В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимания ребёнком значения слова формирует у него умения сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

        * замена слова в словосочетании  –

                  прозрачный воздух  - свежий, чистый

                  любимое дело         - увлекательное дело…

  1. подбор наиболее точного слова по смыслу:

            Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

            Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

  1. составление предложений со словами синонимического ряда:

            помощь – первая, неотложная, скорая

             грязный – руки, овощи, улица

  1. нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

             русский язык – язык во рту

             носить очки – набрать очки

             месяц года – месяц на небе

* рисование на тему многозначного слова.  

Работа  по развитию связной устной  речи строится с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Поэтому на уроках и в учебниках включены задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение. Известно, что у умственно отсталых школьников очень ограничен их словарь, затруднено речевое общение, их ответы односложные и эмоционально скудны и им  очень трудно, а порой практически невозможно приходится им при ведении диалога, самостоятельного рассказывания, описания, повествования. Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания.

Задания:

       1. Нарисуй мысленно предмет, о котором будешь говорить.

       2. Что ты увидел глазами?

       3. «Потрогай» его, какой он?

       4. Какие признаки, свойства предмета важны?

       5. К какой группе предметов его можно отнести?

       6. О чём ты будешь говорить вначале…

       7. Твоё отношение к этому предмету.

       8. Как к нему относятся другие?

В речевой практике используем задания:

       * составить рассказ с опорой на наглядно – предметный план;

       * составить рассказ с опорой на графическую схему;

       * составить рассказ по серии сюжетных картинок с разными вариантами их предъявления

        * составь рассказ по плану

      Для побуждения младших школьников к самостоятельному описанию в уроки и в учебник включены задания проблемного характера на материале жизненных ситуаций: «Вы нашли корзину с грибами в лесу. Вам надо дать объявление и написать его так, чтобы хозяин узнал корзинку по описанию». «Вы пришли навестить больного друга. Он уже долго болеет, не выходит гулять. Расскажи о погоде так, чтобы он представил, что происходит в природе, на улице».

       Задания такого рода формируют осмысленное отношение учащихся к правилам смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений. Кроме этого, они достаточно эффективно корригируют речемыслительную деятельность, формируя у школьников навыки коммуникативного общения.

    -

                                                                                                           Список литературы:

          Учебно-методический комплект»Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов», модуль №2, Москва 2007, Перова М. Н., Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Худенко Е. Д.;

         «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение» 2008;

         «Планирование уроков развития речи» Худенко Е, Д., Барышникова Д. И., Москва «АРКТИ» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школе- интернат VIII вида

Материал подобран в соответствии с ограниченными возможностями здоровья детей....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Беседа для 8 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему «Алкоголь в нашей жизни».

Продолжение цикла бесед о здоровом образе жизни для старшеклассников. Ребята на занятии играют в игру на сплочение коллектива "Составление мозаики". Рассказывают стихотворения о вреде алкоголя. Делают...

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

В методичсекой разработке показано, как театральная деятельность дает возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу....

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...