Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников
статья по логопедии
Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_v_korrektsii_prosodicheskoy_storony_rechi.docx | 90.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовил:
учитель-логопед
ГБОУ школы №5 Адмиралтейского района
Гузакова Алена Эдуардовна
Санкт-Петербург
2021
Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели коррекционного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно игровом плане.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть коррекционного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих быстроту реакции на слово, фонематический слух и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию коррекционно-развивающего процесса, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.
При этом стоит отметить один важный момент: в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Разработка собственных игр, направленных на развитие умения воспринимать и воспроизводить различные виды темпа
Игры, формирующие умение воспринимать различные виды темпа
- «Светофор»
Логопед читает детям стихотворение и предлагает поднять кружок того цвета, который соответствует темпу чтения:
- красный кружок – медленный темп,
- жёлтый кружок - средний темп,
- зелёный кружок – быстрый темп.
Помогает с давних пор
Детям, друг наш - светофор.
Объяснит без напряженья средний темп
Детям правила движенья.
Слушай и запоминай
И всегда их соблюдай.
Загорелся красный свет,- медленный темп
Стой, малыш, прохода нет.
Жёлтый свет, смотри, горит - средний темп
Приготовься говорит.
А зажёгся свет зелёный -
Проходи мой друг учёный.
Помни правила движенья быстрый темп
Как таблицу умноженья!
- «Чисто-чисто»
Логопед предлагает детям послушать отрывок стихотворения и в соответствии с темпом чтения совершать моющие движения рук, сначала в умеренном темпе, а затем с постепенным ускорением.
…И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
"Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!"
К. И. Чуковский
- «Отчего спокоен лев?»
Логопед читает детям стихотворение два раза в нормальном темпе, затем просит определить какие части его нужно читать в быстром темпе, а какие в медленном, объяснить почему.
Этот лев
Совершенно
Сыт -
Оттого он
Спокойно
Спит.
Но не пробуй
К нему
Прикоснуться,
Потому что
Он может
Проснуться!
Львов
Не следует
Трогать руками.
Объясни это
Папе и маме!
- «Снежинки»
Логопед читает детям стихотворение и предлагает им ходить по кабинету в темпе, соответствующем темпу чтения.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
- «Кто быстрее?»
Логопед читает детям стихотворения о животных в темпе, соответствующем содержанию стихотворений и предлагает ответить на вопрос о том, кто из животных быстрее, аргументировав свой ответ.
Черепахи не торопятся -
Не спеша в них мудрость копится.
Очень медленно ползут,
Словно тяжести везут.
Не спеши, если забудешь:
Тише едешь - дальше будешь.
Самый быстрый зверь - гепард.
Он становится на старт,
По саванне мчится ловко, -
Неплохая тренировка!
Игры, формирующие умение воспроизводить различные виды темпа речи
- «Хлопушки»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение, объяснив изменения темпа речи, выучить его наизусть и воспроизвести, меняя темп речи так, чтобы он отражал скорость протекания событий.
Хлопушки на елке висели, скучали,
А в ночь, в Новый год,
Они быстро стреляли: «БАХ-БАХ-БАХ»!
Потом все хлопушки опять заскучали,
И долго они Новый год вспоминали.
- «Маленькая мышка и большая черепаха»
Логопед уточняет вместе с детьми, как бегает маленькая мышка (быстро) и как ходит большая черепаха (медленно). Затем предлагает детям быстро «пробежать» пальцами по столу и в такт движениям повторять слова мышки «пи-пи-пи». После этого логопед предлагает детям представить себя большими черепахами и медленно «прошлёпать» ладонями по столу и повторять слова черепахи «шлёп-шлёп-шлёп».
- «Кто стучит?»
Логопед предлагает детям представить себя медведями, которые пришли в гости к своим друзьям, которые прежде чем зайти гости стучат, но делают это по-разному: вежливые маленькие медвежата быстро-быстро стучат в дверь «тук-тук-тук», мама-медведица стучит медленнее «туук-туук-туук», а папа-медведь стучит совсем медленно «тууук-тууук».
Затем логопед выбирает ведущего среди детей или называет сам, за какого медведя будут стучаться в гости дети: за медвежонка, мама-медведицу или папу-медведя, и предлагает им произнести «тук-тук», в соответствующем персонажу темпе.
- «Осень»
Логопед предлагает детям дважды прослушать текст (первый раз текст читается в медленном темпе, второй раз в быстром), затем предлагает определить, какой темп наиболее подходит для данного рассказа и пересказать его в соответствующем темпе:
«Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.»
- «Вокзал»
Логопед предлагает ребёнку представить себя диктором на вокзале и сообщить о прибытии поезда на станцию, чем ближе поезд к станции, тем быстрее надо произносить фразу: «Скорый поезд номер один прибывает на станцию», вместе с произнесением объявления ребёнку предлагается пальцем вести по картинке с изображением железной дороги.
Авторские игры, направленные на развитие умения воспринимать и воспроизводить различные виды темпа
Игры, формирующие умение воспринимать темп речи
- «Едет поезд: чу-чу-чу».
Звучит гудок паровоза, дети занимают свои места в ленте-гусенице. Дети встают внутрь ленты, руками берутся за её верхний край, идут одновременно переставляя руки и ноги, вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. В соответствии со скоростью движения дети вместе со взрослыми произносят речёвку:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат.
В поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010
- «Что это было?»
Логопед предлагает детям послушать скороговорку и стихи, объяснить в каком темпе обычно произносятся скороговорки и почему.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Дама
Сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку
С. Маршак
Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010
- «Найди скороговорку»
Логопед читает детям два двустишия и предлагает найти скороговорку, объяснив свой выбор.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010
- «Куда спешат головастики?»
Логопед читает стихотворение, выясняет, какие его части каким темпом нужно читать и почему.
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним -
Еще пяток,
А за ним -
Сплошной поток:
Тот - без ног,
А тот - с ногами,
Этот - прямо,
Тот - кругами,
Кто - налево,
Кто – направо.
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда...
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!
Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010
- «Угадай, как надо делать»
Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.
Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
Игры, формирующие умение воспроизводить различные темпы речи
- “Дождик”
Логопед читает стихотворение:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва:
Кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять:
Кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Кап, кап, кап.
Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.
Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
- «Дятел»
Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:
Дятел дерево долбит,
На весь лес он стучит.
Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.
Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
- «Дождик»
Детям предлагается имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Они повторяют речевой материал сначала вместе с взрослым, затем – вслед за ним.
Начинается тихий грибной дождик –
Кап. Кап (тихо, медленно),
Кап, кап (быстрее),
Кап-кап-кап (очень быстро).
Дождь усиливается, громко стучит по крышам:
КАП!
КАП!КАП!
КАП!КАП!КАП!
Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.
- «Парад»
Взрослый рассказывает детям о параде. Затем предлагает выполнить задание: сделать полный вдох, на выдохе – протяжно произносить слово «ура» с постепенным увеличением силы голоса.
Ура! (тихо) УРА! (погромче) УРА! (громко)
Упражнение можно усложнить: произносить на выдохе цепочку слов в медленном, а затем быстром темпе:
Ура-ура-ура! (тихо, в медленном темпе);
УРА-УРА-УРА! (громко, в быстром темпе).
Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.
- Работа над темпом и ритмом речи
На картинке изображены:
- паровоз у платформы;
- паровоз отъезжает от платформы;
- паровоз быстро движется по железной дороге
Детям нужно рассмотреть картинки и показать, где паровоз движется медленно, где – немного быстрее, а где он едет очень быстро.
Затем предлагается превратиться в паровозик и «покататься», произнося слоги в разном темпе.
Поезд отправляется: тах, тах, тах (очень медленно).
Поезд отъезжает от платформы: тах-тах, тах-тах (быстрее).
Поезд быстро едет по железной дороге: тах-тах-тах-тах-тах (со значительным увеличением темпа речи).
Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьников.
Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьниковИгра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, о...
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...
Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников
При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...
«Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»
В настоящее время у большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность, постоянно растет количество де...