Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников
статья по логопедии

Гузакова Алёна Эдуардовна

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовил:

учитель-логопед

ГБОУ школы №5 Адмиралтейского района

Гузакова Алена Эдуардовна

                Санкт-Петербург

2021

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников.

        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели коррекционного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно игровом плане.         

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть коррекционного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих быстроту реакции на слово, фонематический слух и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию коррекционно-развивающего процесса, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.

При этом стоит отметить один важный момент: в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Разработка собственных игр, направленных на развитие умения воспринимать и воспроизводить различные виды темпа

Игры, формирующие умение воспринимать различные виды темпа

  1. «Светофор»

        Логопед читает детям стихотворение и предлагает поднять кружок того цвета, который соответствует темпу чтения:

  • красный кружок – медленный темп,
  • жёлтый кружок - средний темп,
  • зелёный кружок – быстрый темп.

Помогает с давних пор

Детям, друг наш - светофор.

Объяснит без напряженья                             средний темп

Детям правила движенья.

Слушай и запоминай

И всегда их соблюдай.

Загорелся красный свет,-                               медленный темп

Стой, малыш, прохода нет.

Жёлтый свет, смотри, горит -                средний темп

Приготовься говорит.

А зажёгся свет зелёный -

Проходи мой друг учёный.                          

Помни правила движенья                              быстрый темп

Как таблицу умноженья!

  1. «Чисто-чисто»

        Логопед предлагает детям послушать отрывок стихотворения и в соответствии с темпом чтения совершать моющие движения рук, сначала в умеренном темпе, а затем с постепенным ускорением.

…И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

"Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!"

                            К. И. Чуковский

  1. «Отчего спокоен лев?»

        Логопед читает детям стихотворение два раза в нормальном темпе, затем просит определить какие части его нужно читать в быстром темпе, а какие в медленном, объяснить почему.

Этот лев

Совершенно

Сыт -

Оттого он

Спокойно

Спит.

Но не пробуй

К нему

Прикоснуться,

Потому что

Он может

Проснуться!

Львов

Не следует

Трогать руками.

Объясни это

Папе и маме!

  1. «Снежинки»

        Логопед читает детям стихотворение и предлагает им ходить по кабинету в темпе, соответствующем темпу чтения.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

  1. «Кто быстрее?»

        Логопед читает детям стихотворения о животных в темпе, соответствующем содержанию стихотворений и предлагает ответить на вопрос о том, кто из животных быстрее, аргументировав свой ответ.

Черепахи не торопятся -

Не спеша в них мудрость копится.

Очень медленно ползут,

Словно тяжести везут.

Не спеши, если забудешь:

Тише едешь - дальше будешь.

Самый быстрый зверь - гепард.

Он становится на старт,

По саванне мчится ловко, -

Неплохая тренировка!

Игры, формирующие умение воспроизводить различные виды темпа речи

  1. «Хлопушки»

        Логопед предлагает детям прослушать стихотворение, объяснив изменения темпа речи, выучить его наизусть и воспроизвести, меняя темп речи так, чтобы он отражал скорость протекания событий.

Хлопушки на елке висели, скучали,

А в ночь, в Новый год,

Они быстро стреляли: «БАХ-БАХ-БАХ»!

Потом все хлопушки опять заскучали,

И долго они Новый год вспоминали.

  1. «Маленькая мышка и большая черепаха»

        Логопед уточняет вместе с детьми, как бегает маленькая мышка (быстро) и как ходит большая черепаха (медленно). Затем предлагает детям быстро «пробежать» пальцами по столу и в такт движениям повторять слова мышки «пи-пи-пи». После этого логопед предлагает детям представить себя большими черепахами и медленно «прошлёпать» ладонями по столу и повторять слова черепахи «шлёп-шлёп-шлёп».

  1. «Кто стучит?»

        Логопед предлагает детям представить себя медведями, которые пришли в гости к своим друзьям, которые прежде чем зайти гости стучат, но делают это по-разному: вежливые маленькие медвежата быстро-быстро стучат в дверь «тук-тук-тук», мама-медведица стучит медленнее «туук-туук-туук», а папа-медведь стучит совсем медленно «тууук-тууук».

        Затем логопед выбирает ведущего среди детей или называет сам, за какого медведя будут стучаться в гости дети: за медвежонка, мама-медведицу или папу-медведя, и предлагает им произнести «тук-тук», в соответствующем персонажу темпе.

  1. «Осень»

        Логопед предлагает детям дважды прослушать текст (первый раз текст читается в медленном темпе, второй раз в быстром), затем предлагает определить, какой темп наиболее подходит для данного рассказа и пересказать его в соответствующем темпе:

«Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.»

  1. «Вокзал»

        Логопед предлагает ребёнку представить себя диктором на вокзале и сообщить о прибытии поезда на станцию, чем ближе поезд к станции, тем быстрее надо произносить фразу: «Скорый поезд номер один прибывает на станцию», вместе с произнесением объявления ребёнку предлагается пальцем вести по картинке с изображением железной дороги.

http://www.rodnye-igrushki.ru/Sites/shop/Uploads/igrushechnaya_zheleznaya_doroga_malysh_023.9B79000F0024485C87385CAC0A0862ED.jpg

Авторские игры, направленные на развитие умения воспринимать и воспроизводить различные виды темпа

Игры, формирующие умение воспринимать темп речи

  1. «Едет поезд: чу-чу-чу».

        Звучит гудок паровоза, дети занимают свои места в ленте-гусенице. Дети встают внутрь ленты, руками берутся за её верхний край, идут одновременно переставляя руки и ноги, вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. В соответствии со скоростью движения дети вместе со взрослыми произносят речёвку:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат.

В поезде этом ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010

  1. «Что это было?»

        Логопед предлагает детям послушать скороговорку и стихи, объяснить в каком темпе обычно произносятся скороговорки и почему.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Дама

Сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку

                          С. Маршак

Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010

  1. «Найди скороговорку»

        Логопед читает детям два двустишия и предлагает найти скороговорку, объяснив свой выбор.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010

  1. «Куда спешат головастики?»

        Логопед читает стихотворение, выясняет, какие его части каким темпом нужно читать и почему.

Вихрем

Мчится                 

Под водой

Головастик молодой.

А за ним -

Еще пяток,

А за ним -

Сплошной поток:

Тот - без ног,

А тот - с ногами,

Этот - прямо,

Тот - кругами,

Кто - налево,

Кто – направо.

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вокруг пруда...

Почему?

Зачем?

Куда?

Головастики

Спешат

Превратиться в лягушат!

Источник: Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряеваой, 2010

  1. «Угадай, как надо делать»

        Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.

Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

Игры, формирующие умение воспроизводить различные темпы речи

  1. “Дождик”

        Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Кап, кап, кап.

        Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

  1. «Дятел»

Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:

Дятел дерево долбит,

На весь лес он стучит.

        Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

Источник: Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

  1. «Дождик»

        Детям предлагается имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Они повторяют речевой материал сначала вместе с взрослым, затем – вслед за ним.

Начинается тихий грибной дождик –

Кап. Кап (тихо, медленно),

Кап, кап (быстрее),

Кап-кап-кап (очень быстро).

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

КАП!

КАП!КАП!

КАП!КАП!КАП!

Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.

  1. «Парад»

        Взрослый рассказывает детям о параде. Затем предлагает выполнить задание: сделать полный вдох, на выдохе – протяжно произносить слово «ура» с постепенным увеличением силы голоса.

Ура! (тихо) УРА! (погромче) УРА! (громко)

Упражнение можно усложнить: произносить на выдохе цепочку слов в медленном, а затем быстром темпе:

Ура-ура-ура! (тихо, в медленном темпе);

УРА-УРА-УРА! (громко, в быстром темпе).

Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.

  1. Работа над темпом и ритмом речи

На картинке изображены:

  • паровоз у платформы;
  • паровоз отъезжает от платформы;
  • паровоз быстро движется по железной дороге

Детям нужно рассмотреть картинки и показать, где паровоз движется медленно, где – немного быстрее, а где он едет очень быстро.

Затем предлагается превратиться в паровозик и «покататься», произнося слоги в разном темпе.

Поезд отправляется: тах, тах, тах (очень медленно).

Поезд отъезжает от платформы: тах-тах, тах-тах (быстрее).

Поезд быстро едет по железной дороге: тах-тах-тах-тах-тах (со значительным увеличением темпа речи).

Источник: Османова Г. А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 80 с. + 32 с. цв. вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьников.

Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьниковИгра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, о...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...

«Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»

В настоящее время у большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность, постоянно растет количество де...