коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
рабочая программа по логопедии
Программа направлена на устранение специфических ошибок на уровне звука, слога и слова, слогового анализа и синтеза на уровне слогва, ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_disgrafii_na_pochve_narusheniya_yazykovogo_analiza_i_sinteza.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
- Пояснительная записка:
Цель: развитие языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию учащихся.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
Описание места программы в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через изучение нормативного произношения русского языка, ознакомление с произведениями русского народного творчества и классиков русской литературы на логопедических занятиях;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
1) различать и знать гласные и согласные звуки;
2) различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
3) определять ударные и безударные гласные, слоги;
4) определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков;
5) определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
6) производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
7) графически обозначать звуки, слоги и слова.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание программы
Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:
1. Коррекцию специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
2. Коррекцию специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.
3. Коррекцию специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
- Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
Формирование простых и сложных форм звукового анализа.
Простые формы звукового анализа.
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
- Выделение гласного из середины слова.
- Определение места звука в слове.
Сложные формы звукового анализа.
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков.
Речевой материал подобран с учётом постепенного усложнения структуры слов:
- Односложные слова без стечения согласных.
- Двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов.
- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога.
- Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов.
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова.
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова.
- Двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
- Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.
- Трехсложные слова.
- Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.
- Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень)
Концентрация внимания.
Работа над ритмической стороной речи.
Работа по развитию переключения и координации.
2 Этап. Коррекционный. (Вербальный уровень)
Уровень гласных звуков.
Знакомство с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при
помощи символов.
Уровень слогов.
Знакомство с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
Уровень слов.
- Двусложные слова с открытыми слогами.
- Трехсложные слова с открытыми слогами.
- Односложные слова с закрытым слогом.
- Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова.
- Двусложные слова со стечение в середине слова.
- Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине.
- Трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова.
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
- Односложные слова со стечением согласных.
- Двусложные слова с двумя стечениями.
- Четырехсложные слова.
- Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.
- Знакомство с предложением – определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения.
- Дифференциация словосочетания и предложения.
- Развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.
- Знакомство с предлогами – определение их значения, знакомство с написанием предлогов.
- Знакомство с приставками – определение их значения, знакомство с написанием приставок.
- Дифференциация предлогов и приставок.
- Знакомство с текстом – определение основных признаков текста, дифференциация отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.
- Тематическое планирование
Курс не рассчитан на определенное количество часов. Логопед может, сохраняя последовательность, увеличить либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушения письменной речи.
№ п/п | Тема логопедического занятия | Развитие фонематического анализа и синтеза | Развитие слогового анализа и синтеза |
1 этап | Звук. Буква. Гласные – согласные звуки. | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. |
Гласные звуки и буквы (выбирает логопед в зависимости от нарушений). | Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме. | |
Согласные звуки и буквы. | Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. | |
- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «А». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «У». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «О». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Э». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «ы». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «И». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Я». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Ю». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Е». - Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Ё». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Р-Л». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «М-Н». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Б-П». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Г-К». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «В-Ф». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Д-Т». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «З-С». - Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Ж-Ш». - Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих звуков. - Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов. - Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие. | |||
2 этап | Слог. Слоговой анализ и синтез. | Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. | Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. |
- Слоги. Слоговой анализ слов. - Слог. - Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. - Слог. Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. - Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. | |||
3 этап | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. - Ударение. - Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. - Дифференциация предлогов и приставок. - Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове( начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков. | Слоговой анализ слов: - двусложные слова с открытыми слогами. - трехсложные слова с открытыми слогами. - односложные слова с закрытым слогом. - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова. - двусложные слова со стечение в середине слова. - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине. - трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных. - односложные слова со стечением согласных. - двусложные слова с двумя стечениями. - четырехсложные слова. |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактический материал по коррекции письма и чтения
- Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
- Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
- Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
- Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные звонкие и глухие»
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные твёрдые и мягкие»
Список литературы.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном, 2016.
- Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
- Кобзарева Л. Г. , Резунова М. П. , Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж: Издатель, 2006.
- Козырева Л. М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. .Ярославль: Академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Предлагаемая презентация является составной частью комплексной работы по коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и синтеза.В основе данного вида д...
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением об...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....