коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Программа направлена на устранение специфических ошибок на уровне звука, слога и слова, слогового анализа и синтеза на уровне слогва, ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

  1. Пояснительная записка:

Цель:  развитие языкового анализа и синтеза, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию  учащихся.

Данный коррекционный курс направлен на:

    1. Развитие фонематического  анализа и синтеза.

    2. Развитие слогового анализа и синтеза.

    Описание места программы в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

  1. формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через изучение нормативного произношения русского языка, ознакомление с произведениями русского народного творчества и классиков русской литературы  на логопедических занятиях;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
  6. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

1)  различать и знать гласные и согласные звуки;

2)  различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

3)  определять ударные и безударные гласные, слоги;

4)  определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков;

5)  определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

6)  производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

7)  графически обозначать звуки, слоги и слова.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II Содержание программы

Программа имеет  разделы, которые тесно связаны между собой:

     1. Коррекцию специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

     2. Коррекцию специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.

   3. Коррекцию специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

  1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

Формирование простых и сложных форм звукового анализа.

Простые формы звукового анализа.

- Выделение первого ударного гласного в слове.

- Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.

- Выделение гласного из середины слова.

- Определение места звука в слове.

Сложные формы звукового анализа.

- Определение последовательности звуков в слове.

- Определение количества звуков.

Речевой материал подобран с учётом постепенного усложнения структуры слов:

      - Односложные слова без стечения согласных.

      - Двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов.

      - Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога.

      - Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов.

      - Односложные слова со стечением согласных в начале слова.

      - Односложные слова со стечением согласных в конце слова.

      - Двусложные слова со стечением согласных в начале слова.

      - Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.

      - Трехсложные слова.

  1. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.
  1. Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень)

Концентрация внимания.

Работа над ритмической стороной речи.

Работа по развитию переключения и координации.

                      2 Этап. Коррекционный. (Вербальный уровень)

                          Уровень гласных звуков.

                     Знакомство с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при    

                  помощи символов.

                          Уровень слогов.

                     Знакомство с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

                          Уровень слов.

                     - Двусложные слова с открытыми слогами.

                     - Трехсложные слова с открытыми слогами.

                     - Односложные слова с закрытым слогом.

                     - Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова.

                     - Двусложные слова со стечение в середине слова.

                     - Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине.

                     - Трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова.

        -  Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

        -  Односложные слова со стечением согласных.

        -  Двусложные слова с двумя стечениями.

        -  Четырехсложные слова.

  1. Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

-  Знакомство с предложением – определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения.

-  Дифференциация словосочетания и предложения.

- Развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении.

-  Знакомство с предлогами – определение их значения, знакомство с написанием предлогов.

-  Знакомство с приставками – определение их значения, знакомство с написанием приставок.

-  Дифференциация предлогов и приставок.

- Знакомство с текстом – определение основных признаков текста, дифференциация отдельных предложений и текста, определение последовательности предложений в тексте.

  1. Тематическое  планирование

Курс не рассчитан на определенное количество часов. Логопед может, сохраняя последовательность, увеличить либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушения письменной речи.

№ п/п

Тема логопедического занятия

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

1 этап

Звук. Буква. Гласные – согласные звуки.

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.

Гласные звуки и буквы (выбирает логопед в зависимости от нарушений).

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове.

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме.

Согласные звуки и буквы.

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков.

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «А».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «У».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «О».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Э».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «ы».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «И».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Я».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Ю».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Е».

- Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква «Ё».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Р-Л».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «М-Н».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Б-П».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Г-К».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «В-Ф».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Д-Т».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «З-С».

- Звуко-буквенный анализ слов. Буквы «Ж-Ш».

- Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих звуков.

- Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

- Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие.

2 этап

Слог. Слоговой анализ и синтез.

Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов.

Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем.

- Слоги. Слоговой анализ слов.

- Слог.

- Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

- Слог. Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.

3 этап

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

- Ударение.

- Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

- Дифференциация предлогов и приставок.

- Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове( начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков.

Слоговой анализ слов:

 - двусложные слова с открытыми слогами.

 - трехсложные слова с открытыми слогами.

 - односложные слова с закрытым слогом.

 - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова.

 - двусложные слова со стечение в середине слова.

 - двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине.

 - трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова.

-  трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

-  односложные слова со стечением согласных.

-  двусложные слова с двумя стечениями.

-  четырехсложные слова.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Дидактический материал по коррекции письма и чтения

  1. Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
  2. Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
  3. Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
  4. Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные звонкие и глухие»
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные твёрдые и мягкие»

     Список литературы.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном, 2016.
  3. Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
  5. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
  6. Кобзарева Л. Г. , Резунова М. П. , Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж: Издатель, 2006.
  7. Козырева Л. М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Ярославль: Академия развития, 2001.
  8. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. .Ярославль: Академия развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Предлагаемая презентация является составной частью  комплексной работы  по  коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и  синтеза.В основе данного вида д...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....