Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Данный конспект занятия может быть использован на логопедическом уроке или групповом занятии с учащимися 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_d_-_t.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах
Цели:
- Учить различать на слух и на письме парные согласные на уровне звука, слога, слова.
- Развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа.
- Развивать временные представления, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, внимание и память.
- Воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Оборудование. Предметные картинки на магнитах, ручки, тетради, карандаши, звуковые паспорта.
Ход занятия
Вопросы на вход:
- Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера?
- Какое сейчас время года?
- Какое время года бывает перед весной?
- Назови все весенние месяцы.
- Назови первый осенний месяц.
- Назови второй день недели.
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас в Гостях Звукапик. Он расскажет нам про парные согласные, которые дети иногда путают между собой. Попробуйте догадаться о каких парных согласных пойдёт речь.
На доске картинки: дом, дудочка, дорога, дракон.
- Какой одинаковый звук в этих словах?
Табуретка , такса , тарелка , туча .
- Какой одинаковый звук в этих словах?
- Какие звуки сегодня «дежурные» на нашем занятии?
- Какие парные согласные вы уже знаете?
Запишите число и тему урока.
II. Основная часть. Сравнение парных звуков и букв.
Отгадайте загадку Звукарика:
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит!
(Дятел)
- Как стучит дятел? (Д-д-д)
- Скажите звук Д и почувствуйте, какую преграду встречает воздух, выходя изо рта? (Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).
- Согласный или гласный звук Д?
Приложите ладонь к горлу и произнесите звук Д.
- С голосом или без голоса мы произносим звук Д? Как называются согласные, которые мы произносим с голосом? (Согласные, которые мы произносим с голосом – это звонкие согласные звуки.)
Логопед превращает букву Д в дятла.
Письмо прописной заглавной и строчной буквы.
Чтение слогов.
Ад-од-уд-ыд-ид
Да-до-ду-ды-ди
- Детёныш дятла ещё слабенький. Он стучит по дереву: «Дь-дь-дь».
- Как произносится звук? (мягко)
- А вот ещё одна загадка Звукарика . Отгадай её.
Сам деревянный,
А голова железная.
(Молоток)
- Как стучит молоток? (тук- тук)
- На какую букву похож молоток?
- Верно. Молоток похож на букву Т.
- Скажите звук т и почувствуйте, какую преграду встречает воздух, выходя изо рта? (Кончик языка также стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).
- Согласный или гласный звук Т?
- Звонкий или глухой?
- Сколько одинаковых элементов в написании буквы? (три) Слово три тоже начинается с буквы Т.
Письмо прописной заглавной и строчной буквы.
Чтение слогов.
Ат-от-ут-ыт-ит
Та-то-ту-ты-ти
- Как тикают часики? (Ть-ть-ть)
- Буквы Д и Т живут в одном доме. Чем эти звуки похожи?
- Какая буква живёт в квартире со звонком? (Д) Звук Д звонкий.
- Какая буква живёт в квартире без звонка? (Т). Звук Т глухой.
Динамическая пауза
Упражнение с мячом «Мяч лови и слог с парной согласной говори»
- Логопед говорит слог со звуком Д (да, до, ду, ды, дэ, ди) и бросает мяч. Ребёнок возвращает мяч, называя слог со звуком Т.
- Доскажи слог ДА или ТА. Воро…, доро…, пого… и т.д
Упражнение «Четвёртый лишний»
Буквы Д и Т живут в домиках. Только один жилец в домике лишний. Он только пришёл в гости к парной согласной. Найдите гостя и закройте картинку квадратиком.
- вертолёт, радуга, ландыш, дракон;
- труба, дрова, халат, капуста;
- дыня, туфли, лопата, тапки;
- парта, диван, ботинки, батон;
- колодец, одуванчик, трава, ведро;
- дельфин, звезда, медведь, тигр.
У Звукарика есть друг – Цветик. Он поэт, зовётся Цветик, от него вам всем приветик. Когда на улице идёт дождь и гулять нельзя, друзья любят сочинять стихи. Давайте и мы попробуем.
Упражнение «Рифмовка». Доскажи слово, заменяя звук парной согласной.
Девочка Тома сидит дома
У мальчика Тимы есть братишка Тима
Дальняя дорога, большая тревога
Придумал творец чудесный дворец
Появилась тень, уходит день
Карандаш тупой, бери другой
В реке плавает уточка,
У нас хорошая … удочка.
Запись слов парами в тетради.
- Какую букву напишем в слове удочка?
Упражнение «Рыбалка»
- Дождь закончился. Ребята, давайте возьмём удочку и отправимся с друзьями на рыбалку.
Задание. Поймать рыбку-картинку, назвать, какой звук Т или Д есть в слове, и сказать, где он в слове находится.
Маленькой игрушечной удочкой дети «ловят» картинки ( кит, телефон и т.д.) и называют место звука Д или Т в слове.
Ну и жаркий нынче день,
Срочно мы поищем … тень.
Физкультминутка:
Это лёгкая забава
Это лёгкая забава
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно (повороты туловища влево и право)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка,
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать (приседания)
А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно (ходьба на месте)
Отдохнуло наше тело,
Принимаемся за … дело.
В русском языке есть слова, в которых есть две буквы Т или две буквы Д. Бывает, что обе буквы (Д и Т) встречаются с слове. Надо научиться слушать звуки и правильно писать буквы. Давайте попробуем разгадать код.
Упражнение «Разгадай код». Задание. Слова закодированы в виде схемы. Рассмотрите картинку, назовите предмет, изображённый на ней. Подберите схему.
Логопед раздаёт детям по одной предметной картинке. На доске расположены схемы слов. Дети по мере выполнения задания подходят к доске и закрепляют картинки магнитом под схемами. Каждый называет слово-название картинки и объясняет, какие буквы и где находятся в данном слове.
Логопед просит записать все слова в тетради и подчеркнуть букву Т одной чертой, а букву Д двумя чертами.
III. Поведение итогов занятия.
Логопед заканчивает занятие стихами.
Мама учит дома дочку:
«Всегда ставь, где надо, … точку.
- Дети, а вы не забыли поставить точку.
Вот и занятию конец,
А кто слушал … молодец!
Логопед:
- Что вы узнали на занятии про звуки и буквы Д и Т?
- Было ли вам интересно на занятии? Что больше всего понравилось?
- С каким настроением вы уходите с занятия? Выразите его с помощью магнитов.
Дети получают по 3 магнита с изображением лиц, выражающих разное настроение. Магниты крепятся на доске в виде гусеницы.
Вопрос на выход.
Назови два слова, отличающиеся только одной буквой, которые звучали на занятии в рифмовках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....
урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....
Дифференциация звуков Д-Т в слогах и словах
Логопедическое занятие предназначено для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Игровые приемы, использование мультимедийной презентации позволяет повысить мотивацию учащихся....
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...
Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.
Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....