Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Данный конспект занятия может быть использован на логопедическом уроке  или групповом занятии с учащимися 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_d_-_t.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах

Цели:

- Учить различать на слух и на письме парные согласные на уровне звука, слога, слова.

- Развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа.

 - Развивать временные представления, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, внимание и память.

- Воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование. Предметные картинки на магнитах, ручки, тетради, карандаши, звуковые паспорта.

Ход занятия

Вопросы на вход:

  • Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера?
  • Какое сейчас время года?
  • Какое время года бывает перед весной?
  • Назови все весенние месяцы.
  • Назови первый осенний месяц.
  • Назови второй день недели.

I. Организационный момент.

-  Сегодня у нас в Гостях Звукапик. Он расскажет нам про парные согласные, которые дети иногда путают между собой. Попробуйте догадаться о каких парных согласных пойдёт речь.

На доске картинки: дом, дудочка, дорога, дракон.

- Какой одинаковый звук в этих словах?

Табуретка , такса , тарелка , туча .

- Какой одинаковый звук в этих словах?

- Какие звуки сегодня «дежурные» на нашем занятии?

- Какие парные согласные вы уже знаете?

 Запишите число и тему урока.

II. Основная часть. Сравнение парных звуков и букв.

Отгадайте загадку Звукарика:

Всё время стучит,
Деревья долбит,

Но их не калечит,

А лечит!

                    (Дятел)

-  Как стучит дятел?  (Д-д-д)

- Скажите звук Д и почувствуйте, какую преграду встречает  воздух, выходя изо рта? (Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).

- Согласный или гласный звук Д?

Приложите ладонь к горлу и произнесите звук Д.

- С голосом или без голоса мы произносим звук Д? Как называются согласные, которые мы произносим с голосом? (Согласные, которые мы произносим с голосом – это звонкие согласные звуки.)  

Логопед превращает букву Д в дятла.

Письмо прописной заглавной и строчной буквы.

 Чтение слогов.

Ад-од-уд-ыд-ид

Да-до-ду-ды-ди

- Детёныш дятла ещё слабенький. Он стучит по дереву: «Дь-дь-дь».

- Как произносится звук? (мягко)

- А вот ещё одна загадка Звукарика . Отгадай её.

Сам деревянный,

А голова железная.

                          (Молоток)

- Как стучит молоток? (тук- тук)

- На какую букву похож молоток?

- Верно. Молоток похож на букву Т.

- Скажите звук т и почувствуйте, какую преграду встречает  воздух, выходя изо рта? (Кончик языка также стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху выходить изо рта).

- Согласный или гласный звук Т?

- Звонкий или глухой?

- Сколько одинаковых элементов в написании буквы? (три) Слово три тоже начинается с буквы Т.

Письмо прописной заглавной и строчной буквы.

Чтение слогов.

Ат-от-ут-ыт-ит

Та-то-ту-ты-ти

- Как тикают часики? (Ть-ть-ть)

-  Буквы Д и Т живут в одном доме. Чем эти звуки похожи?

- Какая буква живёт в квартире со звонком? (Д) Звук Д звонкий.

- Какая буква живёт в квартире без звонка? (Т). Звук  Т глухой.

Динамическая пауза

Упражнение с мячом «Мяч лови и слог с парной согласной говори»

  1. Логопед говорит слог со звуком Д  (да, до, ду, ды, дэ, ди) и  бросает мяч. Ребёнок возвращает мяч, называя слог со звуком Т.
  2. Доскажи слог ДА или ТА. Воро…, доро…, пого… и т.д

Упражнение «Четвёртый лишний»

  Буквы Д и Т живут в домиках. Только один жилец в домике лишний. Он только пришёл в гости к парной согласной. Найдите гостя и закройте картинку квадратиком.

  • вертолёт, радуга, ландыш, дракон;
  • труба, дрова, халат, капуста;
  • дыня, туфли, лопата, тапки;
  • парта, диван, ботинки, батон;
  • колодец, одуванчик, трава, ведро;
  • дельфин, звезда, медведь, тигр.

У Звукарика  есть друг – Цветик. Он поэт, зовётся Цветик, от него вам всем приветик. Когда на улице идёт дождь и гулять нельзя, друзья любят сочинять стихи. Давайте и мы попробуем.

Упражнение «Рифмовка». Доскажи слово, заменяя звук парной согласной.

Девочка Тома сидит дома

У мальчика Тимы есть братишка Тима

Дальняя дорога, большая тревога

Придумал творец чудесный дворец

Появилась тень, уходит  день

Карандаш тупой, бери другой

В реке плавает уточка,

У нас хорошая … удочка.

Запись слов парами в тетради.

- Какую букву напишем в слове удочка?

Упражнение «Рыбалка»

-  Дождь закончился. Ребята, давайте возьмём удочку и отправимся с друзьями на рыбалку.

 Задание. Поймать рыбку-картинку, назвать,  какой звук Т или Д есть в слове,  и сказать, где он в слове находится.

Маленькой игрушечной удочкой дети «ловят» картинки ( кит, телефон и т.д.) и называют место звука Д или Т в слове.

 

Ну и жаркий нынче день,

Срочно мы поищем … тень.

Физкультминутка:

Это лёгкая забава

Это лёгкая забава

Повороты влево-вправо. 
Нам  известно всем давно –

Там стена, а там окно (повороты туловища влево и право)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка,

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать (приседания)

А теперь ходьба на месте

Это тоже интересно (ходьба на месте)

Отдохнуло наше тело,

Принимаемся за … дело.

   В русском языке есть слова, в которых есть  две буквы Т или две буквы Д. Бывает, что обе буквы (Д и Т) встречаются с слове. Надо научиться слушать звуки и правильно писать буквы. Давайте попробуем разгадать код.

Упражнение «Разгадай код». Задание. Слова закодированы в виде схемы. Рассмотрите картинку, назовите предмет, изображённый на ней. Подберите схему.

Логопед раздаёт детям по одной предметной картинке. На доске расположены схемы слов. Дети по мере выполнения задания подходят к доске и  закрепляют картинки магнитом под схемами. Каждый называет слово-название картинки и объясняет, какие буквы и где находятся в данном слове.

Логопед просит записать все слова в тетради и подчеркнуть букву Т одной чертой, а букву Д двумя чертами.

III. Поведение итогов занятия.

Логопед заканчивает занятие стихами.

Мама учит дома дочку:

«Всегда ставь, где надо, … точку.

- Дети, а вы не забыли поставить точку.

Вот и занятию конец,

А кто слушал … молодец!

Логопед:

-  Что вы узнали на занятии про звуки и буквы Д и Т?

-  Было ли вам интересно на занятии? Что больше всего понравилось?

- С каким настроением вы уходите с занятия? Выразите его с помощью магнитов.

   Дети получают по 3 магнита с изображением лиц, выражающих разное настроение. Магниты крепятся на доске в виде гусеницы.

Вопрос на выход.

Назови два слова, отличающиеся только одной буквой, которые звучали на занятии в рифмовках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

Дифференциация звуков Д-Т в слогах и словах

Логопедическое занятие предназначено для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Игровые приемы, использование мультимедийной презентации позволяет повысить мотивацию учащихся....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...

Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.

Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....