Дифференциация звуков Д-Т в слогах и словах
план-конспект по логопедии на тему

Вахитова Гульшат Акрамовна

Логопедическое занятие предназначено для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Игровые приемы, использование мультимедийной презентации позволяет повысить мотивацию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация Т-Д в слогах и словах

Цели

образовательные: -различение звуков Т-Д на слух, в слогах и словах, на письме;

                               - уточнение и сравнение артикуляций звуков Т-Д:

                              - различение звуков по звонкости — глухости;

                               -закрепление в речи формы единственного и множественного    числа существительных;

                              - упражнения в словообразовании;

развивающие: - развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Т -Д;

  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • согласование движений и речи;

воспитательные: 

- повышение речевой активности;

                            - воспитания желания говорить правильно и красиво;

                           - создание ситуации успеха;

                      Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, , тетради, смайлики для оценки настроения.

Содержание занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. Давайте повторим нашу речевку:

Логопед:   Кто хочет разговаривать,

                  Тот должен выговаривать.

                   Так правильно и внятно,

                   Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

                  Мы будем выговаривать,

                  Так правильно и внятно,

                  Чтоб было всем понятно!

II. Основная часть

1.Психогимнастика.

Логопед: Посмотрите, к нам на занятие пришли гости ( слайд 1).(  По щелчкам мыши на экране появляются рисунки улыбающихся и недовольных детей).

Изобразите каждого из них. Кого мы пригласим на наше занятие?

 Таня и Даня будут нашими гостями.

2. Работа по картинкам (слайд 2). Что означают слова Таня и Даня? ( имена детей). Это очень похожие имена. А чем они отличаются? Какой первый звук в имени Даня? Какой первый звук в имени Таня? Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в имени Даня(а), в имени Таня(а), Какой третий звук в имени мальчика (н), третий звук в имени девочки (н). Назовите последний звук в слове Даня(я), а в слове Таня(я). ( слайд 2). Изменился один звук, а изменилось все слово.

Даня — полное имя Данил.            Таня — полное имя Татьяна.

Чем отличаются эти имена? Звуками Д -Т.

  1. Сообщение темы урока( слайд 3).

Будем учиться различать эти звуки, а чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения.

«Маляр», «Качели», « Дятел», «Пулеметик».

Какие упражнения выполняли? ( для развития языка).

Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», « Оскал», «Спрятали губы».

Какие упражнения выполняли?(для губ).

Следующие упражнения — для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки(с правой руки)»,  « В весеннем  лесу».

«Подуем на бабочек»( на жёлтую,  на красную, на голубую).                          

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

5.Уточнение артикуляции звука Д.

Логопед: Произнесите звук Д перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? В каком положении язык? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если дрожит, значит, звук звонкий (слайд 4).

 Произнесите звук Т перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? В каком положении язык? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если не дрожит, значит, звук глухой (слайд 5).

Вывод : Звук Г произносится с голосом, он звонкий. Звук К произносится без голоса, он глухой.

6.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 6).

7. Соотнесение с буквами( слайд №7).

Буква Д как будто дом,                    Т — эта буква — молоток!

Но всего с одним окном.                   Тук — тук — тук да ток- ток -ток!

8. Развитие фонематического восприятия.

Поиграем в игру «Услышь звук». Если услышите звук Д- сделайте руками крышу над головой,  Если услышите звук Т- сделайте руками Т (логопед показывает): поднимаем левую руку и не нее кладем правую.

Услышать звуки занятия среди остальных звуков:

а) а, м, д, с,  т, у, ть;

б) в слогах: ап, ом, да, ус, тё, ку, дя, ры ,тю;

в) в словах: дядя, Мама, тётя, сын, ухо, дед.

9. Дифференциация в слогах( слайд №8).

Чтение слогов. Какую группу слогов, первую или вторую, читали твердо?(1). Какую группу слогов читали мягко? (2). Где находится язык при чтении мягких слогов? ( у нижних зубов).

Чтение слогов со стечением согласных. ( слайд № 9).

10. Физкульт минутка «Дни недели».

 В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

 В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

По мере называния детьми  предложения появляются на экране ( слайд № 10).

Ребята! Что мы с вами повторяли? (дни недели).Назовите дни недели (хоровое проговаривание).

В названиях каких дней недели есть звуки занятия Д и Т?

11. Дифференциация в словах( слайд №11 ).

Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы отдадим Дане, а какие

 Тане? ( работа по слайду).

12.Игра « Большое — маленькое»( слайд №12).

Логопед называет предмет, дети образуют слова с уменьшительно — ласкательным суффиксом( дом — домик).

13. Пальчиковая игра с речевым сопровождением «Здравствуй, солнце золотое!»( слайд №13).

14.Дифференциация звуков Д-Т  на письме ( слайд №13).

Вставить пропущенные буквы Д-Т в слова и прочитать.

  1. Работа в тетрадях.

Запишите пары слов тетрадь( слайд №15). Подчеркните букву Д двумя чертами, а букву Т одной чертой.

III. Итог урока. Рефлексия.

  • оценивание работы учащихся на уроке;
  • вывод: какие звуки различали?
  •  оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

  - задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Д-Т.

Даня и Таня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!»( Слайд  №16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...

Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.

Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....

Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах

Данный конспект занятия может быть использован на логопедическом уроке  или групповом занятии с учащимися 2 класса....