Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс) на тему

Вахитова Гульшат Акрамовна

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатываются на материале слогов, слов и предложений. К занятию подготовлена  презентация, которая позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_differentsiatsiyu_zvukov_g-k.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Дифференциация звуков Г-К

 Цели:

образовательные

 - различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме;

-закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;

-дифференциация звуков по звонкости — глухости;

-дифференциация существительных единственного и множественного числа;

развивающие

  • развитие  процессов памяти, внимания, мышления;
  • развитие мелкой моторики, согласования движений и речи.
  • развитие фонематических процессов.

 Воспитательные

  • воспитание желания правильно и красиво говорить;
  • создание ситуации успеха.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, кочерга, тетради, смайлики для оценки настроения.

Содержание занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня 6 февраля, среда, урок логопедии.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Сегодня здесь с нами гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им тоже. Они добры и приветливы, а мы спокойны и сосредоточены. Всем хорошего настроения!

Давайте начнём наше занятие.

II. Основная часть.

1. Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт, в нем разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать. (Дифференцированное задание, индивидуально для каждого).

 Ученики собирают разрезную картинку.

Логопед: Кого вы видите на картинке? (гном).

Верно. Это гном, но не простой гном, а гном Речевичок, который живет в стране правильной речи. Он сегодня пришел к нам на занятие и принёс много интересных заданий (слайд №1).

2. Речевичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Киска сердится», «Трубочка».

Какие упражнения выполняли? (для языка).

Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», «В в зимнем лесу».

                   Мы подули высоко,

                                                              Мы подули низко,

                                                              Мы подули далеко,

                                                              Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

  1. Работа по картинкам (слайд №2).

Гусь, голубь, грач, курица, кукушка, коршун. Как их назвать одним словом? (птицы).

  1. Выделение первого звука в словах: грач, гусь, голубь. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Г).
  2. Сообщение темы занятия (слайд №3).
  3. Уточнение и сравнение артикуляций звуков Г и К.

а). Произнесите звук Г, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Г? (дрожит). ( слайд 4).

б).     Произнесите звук К, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

  • Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука К? (не дрожит)(слайд 5).

Вывод: Звук Г произносится с голосом, он звонкий. Звук К произносится без голоса, он глухой.

7.Характеристики звуков (сходства и различия)( слайд № 6).

8. Дифференциация звуков Г и К в слогах.

Логопед: Наш Речевичок просит вас повторить слоги:

ГА — ГА — КА                                           КУ-ГУ-КУ

АГА — АГА -АКА                                      КА — ГА — КА — ГА

Ко- КО -ГО                                                   ГО — КО  -ГО — КО

9.Соотнесение с буквой (слайд №7).

А как на письме обозначим звук Г? (буквой Г, г).

Перед нами буква Г

Стоит, подобно кочерге.

И подобно кочерге

Горбит спину буква Г.

Словарная работа — кочерга, это металлический предмет для перемешивания топлива в печи (показ кочерги).

Это печатная буква. А вот прописная (плакатики с печатной и прописной буквами Г).

Письмо пальцем на парте Г:

- прописной заглавной;

  • прописной строчной.

А как на письме обозначим звук К? ( буквой К,к).

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой К на нас глядит.

Письмо пальцем на парте К:

- прописной заглавной;

  • прописной строчной.

10. Чтение слогов (слайд № 8).

11.Чтение слогов со стечением согласных (слайд № 9).

12.Дифференциация в словах (слайды 10, 11).

Логопед: Ребята! Речевичок просит вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.

Какая картинка лишняя? Почему? (слайд № 10).

Такое же задание по слайду № 11.

13. Игра «Много—один»( с перекидыванием мяча, слайд № 12).

14. Составление словосочетаний (слайд № 13).

15.Работа по дополнению предложения словами- паронимами (слайд №14). Устно.

Логопед: Ребята! Речевичок принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу словом из правого столбика. Вам помогут картинки.

16. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 15).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнечный денёк!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

17.Дифференциация звуков Г и К на письме (слайд № 16).

Логопед: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Запишите предложения, буквы занятия подчеркните : Г — одной чертой, а К — двумя чертами.

III. Итог урока. Рефлексия.

  • оценивание работы учащихся на уроке;
  • вывод: какие звуки различали?
  •  оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

 - задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Д-Т.

Гном Речевик прощается с вами и говорит «Спасибо, до новых встреч!» ( Слайд  №17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"

Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...