Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс) на тему
Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатываются на материале слогов, слов и предложений. К занятию подготовлена презентация, которая позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_differentsiatsiyu_zvukov_g-k.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков Г-К
Цели:
образовательные
- различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме;
-закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
-дифференциация звуков по звонкости — глухости;
-дифференциация существительных единственного и множественного числа;
развивающие
- развитие процессов памяти, внимания, мышления;
- развитие мелкой моторики, согласования движений и речи.
- развитие фонематических процессов.
Воспитательные
- воспитание желания правильно и красиво говорить;
- создание ситуации успеха.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, кочерга, тетради, смайлики для оценки настроения.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня 6 февраля, среда, урок логопедии.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Сегодня здесь с нами гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им тоже. Они добры и приветливы, а мы спокойны и сосредоточены. Всем хорошего настроения!
Давайте начнём наше занятие.
II. Основная часть.
1. Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт, в нем разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать. (Дифференцированное задание, индивидуально для каждого).
Ученики собирают разрезную картинку.
Логопед: Кого вы видите на картинке? (гном).
Верно. Это гном, но не простой гном, а гном Речевичок, который живет в стране правильной речи. Он сегодня пришел к нам на занятие и принёс много интересных заданий (слайд №1).
2. Речевичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Киска сердится», «Трубочка».
Какие упражнения выполняли? (для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», «В в зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
- Работа по картинкам (слайд №2).
Гусь, голубь, грач, курица, кукушка, коршун. Как их назвать одним словом? (птицы).
- Выделение первого звука в словах: грач, гусь, голубь. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Г).
- Сообщение темы занятия (слайд №3).
- Уточнение и сравнение артикуляций звуков Г и К.
а). Произнесите звук Г, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Г? (дрожит). ( слайд 4).
б). Произнесите звук К, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука К? (не дрожит)(слайд 5).
Вывод: Звук Г произносится с голосом, он звонкий. Звук К произносится без голоса, он глухой.
7.Характеристики звуков (сходства и различия)( слайд № 6).
8. Дифференциация звуков Г и К в слогах.
Логопед: Наш Речевичок просит вас повторить слоги:
ГА — ГА — КА КУ-ГУ-КУ
АГА — АГА -АКА КА — ГА — КА — ГА
Ко- КО -ГО ГО — КО -ГО — КО
9.Соотнесение с буквой (слайд №7).
А как на письме обозначим звук Г? (буквой Г, г).
Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
И подобно кочерге
Горбит спину буква Г.
Словарная работа — кочерга, это металлический предмет для перемешивания топлива в печи (показ кочерги).
Это печатная буква. А вот прописная (плакатики с печатной и прописной буквами Г).
Письмо пальцем на парте Г:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
А как на письме обозначим звук К? ( буквой К,к).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Письмо пальцем на парте К:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
10. Чтение слогов (слайд № 8).
11.Чтение слогов со стечением согласных (слайд № 9).
12.Дифференциация в словах (слайды 10, 11).
Логопед: Ребята! Речевичок просит вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.
Какая картинка лишняя? Почему? (слайд № 10).
Такое же задание по слайду № 11.
13. Игра «Много—один»( с перекидыванием мяча, слайд № 12).
14. Составление словосочетаний (слайд № 13).
15.Работа по дополнению предложения словами- паронимами (слайд №14). Устно.
Логопед: Ребята! Речевичок принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу словом из правого столбика. Вам помогут картинки.
16. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 15).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнечный денёк!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
17.Дифференциация звуков Г и К на письме (слайд № 16).
Логопед: Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Запишите предложения, буквы занятия подчеркните : Г — одной чертой, а К — двумя чертами.
III. Итог урока. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке;
- вывод: какие звуки различали?
- оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.
- задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Д-Т.
Гном Речевик прощается с вами и говорит «Спасибо, до новых встреч!» ( Слайд №17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...
Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»
Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...
Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...