Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
презентация к уроку по логопедии (2, 3 класс) на тему

Вахитова Гульшат Акрамовна

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся данной категории. Соблюдается здоровьесберегающий режим, применяется игровая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-z.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие разработала и провела учитель- логопед ГбОУ Табынская коррекционная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Башкортостан

        Тема: Дифференциация звуков З - С

 Цели:

образовательные

 - различение звуков З-С на слух, в произношении и на письме;

-закрепление артикуляционных укладов звуков З - С;

-дифференциация звуков по звонкости — глухости;

- дифференциация твёрдых и мягких согласных;

-уточнение значения предлога ЗА и закрепление употребления этого предлога в речи;

- работа со словами- паронимами.

развивающие

  1. развитие  процессов памяти, внимания, мышления;
  2. развитие мелкой моторики, согласования движений и речи.
  3. развитие фонематических процессов.

 Воспитательные

  1. воспитание желания правильно и красиво говорить;
  2. создание ситуации успеха.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, зеркала, тетради, смайлики для оценки настроения.

Содержание занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня  урок логопедии.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Давайте повторим нашу речевку:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Ученики: Мы будем разговаривать,

                 Мы будем выговаривать,

                   Так правильно и внятно,

                 Чтоб было всем понятно!

II. Основная часть.

Логопед:Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.

1. Нужно выполнить артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».

Какие упражнения выполняли? ( для языка).

Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с руки»,  « В в зимнем лесу».

                   Мы подули высоко,

                                                              Мы подули низко,

                                                              Мы подули далеко,

                                                              Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

Посмотрите на доску.

Логопед: Кого вы видите ?( девочек).

Верно. Этих девочек зовут Зоя и Соня. Они принесли вам много интересных заданий (слайд №1).

Выделение первого звука в словах:Зоя , Соня.

2. Сообщение темы занятия (слайд №2).

3.Работа по картинкам: посмотрите на картинку и послушайте , как льётся вода из крана? Как звенит комарик? ( слайд №3)

4. Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С.

а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении  звука З? ( дрожит). ( слайд 4).

б).     Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

  1. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении  звука С ? (не  дрожит).

Вывод : Звук З произносится с голосом, он звонкий. Звук С произносится без голоса, он глухой.

7.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 5).

8. Дифференциация звуков З и С в слогах.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»:  Я вам скажу слог  - СА, а вы скажите — ЗА.

СО-                                                  *ЗА

СУ-                                                  *ЗО

СЫ-                                                 *ЗУ

                                                          *ЗЫ

9.Соотнесение с буквой( слайд №6).

А как на письме обозначим звук З? ( буквой З,з).

На эту  букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

З — не просто завитушка,

З — пружина, крендель , стружка.

Это печатная буква. А вот прописная(плакатики с печатной и прописной буквами З).

Письмо пальцем на парте З:

- прописной заглавной;

-прописной строчной.

А как на письме обозначим звук С?( буквой С,с).

Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,

Смех, смекалка, самолёт.

Буква С зовёт в полёт.

Письмо пальцем на парте С:

- прописной заглавной;

  1. прописной строчной.
  1. Чтение слогов С  ( слайд № 7).Дифференциация по мягкости — твёрдости.

11.Дифференциация в словах( слайд 8).

Поиграем в игру: « Измени словечко»: нужно в словах  заменить звук С на звук З( слайд №8).

Логопед: Ребята! ( слайд № 9).Соня и Зоя  просят вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.

Какая картинка лишняя? Почему?

Такое же задание по слайду № 10.

12. Выделение предлога За из речи и уточнение значения. Ребята! Давайте построимся: Лена, встань перед ребятами. Петя, встань за Леной. Оля, встань за Петей ( и т. д.) А теперь послушайте, какое маленькое слово я повторяю? Логопед называет кто за кем стоит, голосом выделяя слово ЗА.

 Давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово За. Петя встал позади или впереди Лены? Ученики: «Позади».

Логопед: Значит, за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего — то.

13. Демонстрируется схема предлога «ЗА»( слайд № 11). Посмотрите,здесь шарик находится позади кубика. Посмотрите на картинки и составьте словосочетания с  предлогом ЗА ( слайд № 11).

15.Работа по дополнению предложения  маленьким словом — предлогом ЗА( слайд №12).Устно.

Логопед: Ребята! Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА, Вам помогут картинки.

16. Работа по дополнению предложения словами — паронимами( слайд №13).

17. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 14).

Здравствуй , солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнечный денёк!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

18.Дифференциация звуков З и С на письме(слайд № 15).

Логопед: Откройте тетради ,  запишите число, тему урока.

Запишите предложения, буквы занятия подчеркните:С— одной чертой, а З — двумя чертами.

III. Итог урока. Рефлексия.

  1. оценивание работы учащихся на уроке;
  2. вывод: какие звуки различали?
  3.  оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

 - задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки З -С.

Зоя и Соня  прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!»( Слайд  №16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"

Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...