Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
презентация к уроку по логопедии (2, 3 класс) на тему
Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся данной категории. Соблюдается здоровьесберегающий режим, применяется игровая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-z.rar | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие разработала и провела учитель- логопед ГбОУ Табынская коррекционная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Башкортостан
Тема: Дифференциация звуков З - С
Цели:
образовательные
- различение звуков З-С на слух, в произношении и на письме;
-закрепление артикуляционных укладов звуков З - С;
-дифференциация звуков по звонкости — глухости;
- дифференциация твёрдых и мягких согласных;
-уточнение значения предлога ЗА и закрепление употребления этого предлога в речи;
- работа со словами- паронимами.
развивающие
- развитие процессов памяти, внимания, мышления;
- развитие мелкой моторики, согласования движений и речи.
- развитие фонематических процессов.
Воспитательные
- воспитание желания правильно и красиво говорить;
- создание ситуации успеха.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, зеркала, тетради, смайлики для оценки настроения.
Содержание занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня урок логопедии.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
Давайте повторим нашу речевку:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Ученики: Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
II. Основная часть.
Логопед:Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.
1. Нужно выполнить артикуляционную гимнастику. «Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».
Какие упражнения выполняли? ( для языка).
Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В в зимнем лесу».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
Посмотрите на доску.
Логопед: Кого вы видите ?( девочек).
Верно. Этих девочек зовут Зоя и Соня. Они принесли вам много интересных заданий (слайд №1).
Выделение первого звука в словах:Зоя , Соня.
2. Сообщение темы занятия (слайд №2).
3.Работа по картинкам: посмотрите на картинку и послушайте , как льётся вода из крана? Как звенит комарик? ( слайд №3)
4. Уточнение и сравнение артикуляций звуков З и С.
а). Произнесите звук З, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? ( дрожит). ( слайд 4).
б). Произнесите звук С, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука С ? (не дрожит).
Вывод : Звук З произносится с голосом, он звонкий. Звук С произносится без голоса, он глухой.
7.Характеристики звуков ( сходства и различия)( слайд № 5).
8. Дифференциация звуков З и С в слогах.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»: Я вам скажу слог - СА, а вы скажите — ЗА.
СО- *ЗА
СУ- *ЗО
СЫ- *ЗУ
*ЗЫ
9.Соотнесение с буквой( слайд №6).
А как на письме обозначим звук З? ( буквой З,з).
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
З — не просто завитушка,
З — пружина, крендель , стружка.
Это печатная буква. А вот прописная(плакатики с печатной и прописной буквами З).
Письмо пальцем на парте З:
- прописной заглавной;
-прописной строчной.
А как на письме обозначим звук С?( буквой С,с).
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт.
Буква С зовёт в полёт.
Письмо пальцем на парте С:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
- Чтение слогов С ( слайд № 7).Дифференциация по мягкости — твёрдости.
11.Дифференциация в словах( слайд 8).
Поиграем в игру: « Измени словечко»: нужно в словах заменить звук С на звук З( слайд №8).
Логопед: Ребята! ( слайд № 9).Соня и Зоя просят вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.
Какая картинка лишняя? Почему?
Такое же задание по слайду № 10.
12. Выделение предлога За из речи и уточнение значения. Ребята! Давайте построимся: Лена, встань перед ребятами. Петя, встань за Леной. Оля, встань за Петей ( и т. д.) А теперь послушайте, какое маленькое слово я повторяю? Логопед называет кто за кем стоит, голосом выделяя слово ЗА.
Давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово За. Петя встал позади или впереди Лены? Ученики: «Позади».
Логопед: Значит, за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего — то.
13. Демонстрируется схема предлога «ЗА»( слайд № 11). Посмотрите,здесь шарик находится позади кубика. Посмотрите на картинки и составьте словосочетания с предлогом ЗА ( слайд № 11).
15.Работа по дополнению предложения маленьким словом — предлогом ЗА( слайд №12).Устно.
Логопед: Ребята! Зоя и Соня принесли вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и вставить в него предлог ЗА, Вам помогут картинки.
16. Работа по дополнению предложения словами — паронимами( слайд №13).
17. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд № 14).
Здравствуй , солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнечный денёк!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
18.Дифференциация звуков З и С на письме(слайд № 15).
Логопед: Откройте тетради , запишите число, тему урока.
Запишите предложения, буквы занятия подчеркните:С— одной чертой, а З — двумя чертами.
III. Итог урока. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке;
- вывод: какие звуки различали?
- оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.
- задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки З -С.
Зоя и Соня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!»( Слайд №16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.(С использованием ИКТ.)...
Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»
Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...
Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...