Логопедическое занятие "Ранняя осень"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Почтарева Алина Павловна

Конспект логопедического занятия в 1 классе с детьми с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_fonetich._ritmika_1_a_pochtareva_a.p.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по фонетической ритмике для учащихся 1 А класса «Ранняя осень»

Учитель – логопед: Почтарева Алина Павловна

Цель: активизация словаря и расширение представлений о характерных признаках ранней осени у учащихся.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • закрепить знания детей об основных признаках и явлениях ранней осени;
  • обогатить активный словарь относительными прилагательными по теме «Осень», существительными по теме «Грибы»;
  • закрепить умение определять количество слогов в слове;
  • развивать умение отвечать полными предложениями.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать слуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать правильное неречевое дыхание;
  • развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением листьев различных деревьев, корзинка, мультимедийная презентация, раздаточный материал (узор).

Ход занятия

  1. Упражнение «Какой лист» (дубовый, кленовый, березовый, рябиновый).

Дети в классе встают полукругом.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я для вас приготовила вот такую красивую корзинку. А как вы думаете, что в ней находится?

Ученики: Отвечают.

Логопед: В этой корзинке осенние листья. Устраивает листопад.

Логопед: Посмотрите на листья у нас под ногами. Угадайте, с какого дерева лист и назовите его цвет (у меня золотой березовый лист).

Ученики: Берут лист и называют, с какого дерева он упал и какого он цвета.

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, а давайте с вами устроим листопад, берем лист, кладем на ладонь и плавно его сдуем.

  1. Основная часть.

Ученики: Выполняют задание.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто ласково назовет слово: дождь (дождик), туча (тучка), солнце (солнышко), лист (листик), зонт (зонтик), птица (птичка), трава (травка).

Проходят и садятся за парты.

(Слайд 1)

Логопед: Сегодня на занятии мы побеседуем об осени. Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, кустов, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Мы тоже частичка природы.  

Логопед: Какая бывает осень?

Ученики: Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.

Логопед: Какое небо осенью?

Ученики: Небо осенью серое, низкое, пасмурное.

- Сейчас какая осень? (ранняя)

(Слайд 2)

- А давайте вспомним приметы ранней осени. Я начну предложение, а ваша задача его закончить. Отвечайте полными предложениями. Осенью Птицы - улетают в теплые края. Осенью Часто - идут дожди, пасмурно, холодно. Осенью Люди одевают  - теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). Осенью С деревьев - опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах - собирают урожай.

  1. Физминутка (2 РАЗА) «Дерево» .

И.П.: Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки,                    опустить пальцы рук

Потом веточки,                                      опустить кисти рук

Затем ветки,                                          опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево.                      опустить руки

  1. Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

Логопед: ребята, сейчас я буду подходить к кому-нибудь из вас. Кого коснется моя рука, тот повторяет за мной. А остальные внимательно слушают. 

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

- Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

- К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

- Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.) (Слайд 3)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

- Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь.)

- Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

- Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

- А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

  1. Физминутка «Дождик».

Логопед: осень дождливое время года. Сейчас мы с вами представим, что попали под дождик.

«Дождик»

Капля раз,                                            прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два,                                            прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва.                       4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом                           8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,                      развести руки в стороны

От дождя себя укрыли.                          сомкнуть руки над головой полукругом

Логопед: наш дождик был совсем не простым, а грибным. Ребята, вы слышали такое выражение? Когда так говорят? Правильно, когда капает мелкий и короткий дождь. Почва легче впитывает такой дождь и благодаря этому начинают быстрее расти грибы.

  1. Упражнение “Отгадай загадку”.

Логопед: ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые …. (Лисички)
(Слайд 4)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
(Слайд 5)

Он в лесу стоял

Никто его не брал, 
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
(Слайд 6)

На опушке под сосной

Их в траве нашли с тобой.

Мы несём их в кузовке,

Трудно удержать в руке:

Скользкие ребята.

Что у нас? - ...(Маслята) (Слайд 7)

Глубоко был спрятан он.
Раз- два- три- и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду. (Боровик)
(Слайд 8)

Логопед: ребята, как вы думаете, какой гриб мы можем назвать лишним и почему?

  1. Упражнение “ Раздели на слоги”. (Слайд 9)

Логопед: а сейчас, ребята, давайте наши отгадки, разделим на слоги. (Хлопаем в ладоши, считаем количество слогов)

ЛИ-СИЧ-КИ

О-ПЯ-ТА

МУ-ХО-МОР

МАС-ЛЯ-ТА

БО-РО-ВИК

  1. Упражнение «Дорисуй узор».

Логопед: рассмотрите внимательно узор. Скажите, из каких фигур состоит первый гриб? Из каких второй, третий, четвертый? Подумайте, какой гриб нам нужно изобразить следующим? (Если остается время – раскрасить)

hello_html_4454364b.gif

  1.  Рефлексия.

Логопед: наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (О ранней осени, называли признаки ранней осени, вспоминали названия месяцев осени, грибов). Большое вам спасибо, вы большие молодцы, давайте похвалим себя громкими аплодисментами!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие в 4 классе "ОР"(VIIIвида,2-йвариант) "Дары осени:овощи"

фронтальное занятие для учащихся с множественными нарушениями,с использованием аторских презентаций для не говорящих детей....

Конспект логопедического занятия "Осенний лес".

Занятие для детей с нарушениями речи....

Интегрированое логопедическое занятие по теме "Золотая осень"

Цель: Закрепить занятия по данной тематике. Словарь по теме: овощи, фрукту, вкус,форма,урожай....

Конспект логопедическое занятие "В осеннем лесу".

Данный материал можно использовать на логопедических занятиях  с детьми первых классов с участием их родителей....

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса на тему "Экскурсия в осенний лес"

Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся об осени....

Логопедическое фронтальное занятие "Осень" 2 класс.

ЛОгопедическое форонтальное занятие "Осень". Формирование лексико - грамматических категорий и связной речи у обучающихся с ОВЗ....