Конспект логопедического утренника "Осеннее путешествие на островок правильной речи"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического утренника с использованием ИКТ
Город: Магнитогорск
ОУ: МС(К)ОУ С(К)ОШИ № 4
Учителя: Вахницкая Т.А., Калинина Е.А.
Класс: 1
Предмет: логопедия
Тема утренника: Осеннее путешествие на островок правильной речи
Продолжительность утренника: 40 мин.
Цель: закрепление изученной лексики по теме «Осень. Признаки осени».
Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащение словарного запаса; 3) коррекция лексико-грамматического строя речи; 4) развитие связной речи; 5) развитие мелкой моторики рук, психических процессов.
Оборудование: Презентация «Осень. Признаки осени», овощи, фрукты, корзины, шары, ленты, листья с буквами, азбука, буквы, декорации, костюмы Осени, Бабы-Яги, аудиозаписи.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия 4 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Организация внимания, внутренней готовности к уроку. | - умение организовываться; - развитие фонематического восприятия; - развитие выразительности речи. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Организационный момент. Ведущий: – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие на островок правильной речи. Этот островок волшебный, поэтому с нами будут происходить чудеса. Какое сейчас время года? Сегодня мы с вами повторим все об осени. | - Осень. |
2. Фонетическая зарядка 2 мин.
Цель этапа: развитие произносительных навыков и слухоречевой памяти.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Неречевые звуки. | - умение отраженно повторять заданную фразу | Словесный, наглядный | Групповая | Слайды 2-6 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: В путешествие нас провожают наши друзья: собака, корова, овечка, кошка, лошадь. – Собака желает нам хорошего пути и лает: гав, гав! Как лает собака? – Корова мычит: му-му! Как мычит корова? – Овечка провожает нас: бе-бе-бе, без вас будет скучно! Как овечка нас провожает? – Кошка мяукает: мяу, мяу! Как мяукает кошка? – Лошадь ржет: и-го-го, и-го-го! Как ржет лошадь? | – Гав, гав! – Му-му! – Бе-бе-бе! – Мяу, мяу! - И-го-го, и-го-го! |
3. Слуховое восприятие 1 мин.
Цель этапа: различение на слух звуков природы
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Звуки природы | Умение различать на слух звуки природы (шум ветра, моря, крики птиц). | словесный | групповая | Слайд 7 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: – Ребята, отгадайте загадку: В праздники на улице В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные … – Правильно. И в путешествие мы отправимся на воздушных шарах. Прошу занять свои места и пристегнуться. Чтобы наш полет на воздушных шарах был приятным, закроем глаза и прислушаемся к звукам. Что вы слышали во время полета? - А вот и островок правильной речи. | – шары. Дети завязывают ленты. – Мы слышим шум ветра, шум моря, крики птиц. |
4. Рассказ о погоде 4 мин.
Цель этапа: активизация знаний учащихся о погоде.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Погодные явления | Умение составлять рассказ о погоде. | Словесный, наглядный | Индивидуальная. | Слайд 8 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: – Посмотрите, кто нас кто-то встречает. Осень: Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Как я называюсь? Осень: – Здравствуйте, ребята! Спасибо, ребята, у меня все хорошо. Я очень рада приветствовать вас на острове правильной речи. Приглашаю вас посмотреть наш чудесный островок. Но есть одно условие: на островке нужно стараться говорить правильно, грамотно и красиво. – На нашем островке живет мудрая сова. Она рассказывает жителям острова о погоде. Но с ней случилось несчастье: она простудилась, у нее болит горло, она говорит так тихо, что ее никто не слышит. Помогите сове рассказать жителям островка о сегодняшней погоде. | – Это осень. – Здравствуй, осень! Здравствуй, осень, Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим, Как идут твои дела? – ответы учеников (дети выбирают соответствующие символы и называют их) |
5. Введение в тему урока 1 мин.
Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Баба-Яга: Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки! Приключилася беда, Плачет Бабушка-Яга. Мимо ветер пролетал, Мою книжку растрепал, Буквы быстро разлетелись, Я читать, писать хотела! Как же мне читать, писать, Если букв не буду знать? Мне, ребята, помогите, Скорей буквы вы найдите! Ведущая: – Ребята, поможем Бабе-Яге найти потерянные буквы? | – Поможем! |
6. Дифференциация звуков 3 мин.
Цель этапа: различение звуков на слух, развитие навыков звукового анализа.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Гласные звуки | Умение различать на слух гласные звуки. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: – На нашем островке правильной речи есть сказочный лес. В нем растут необычные деревья. Может быть, здесь мы найдем пропавшие буквы. Осень: – Ребята, деревья сказали мне, что ветер принес им букву. Но чтобы получить ее, вы должны выполнить задание. Волшебное эхо назовет звуки, которые слышало, а вы должны их повторить: А-о-у-и, у-и-а-о, и-о-а-у, и-у-а-о, о-и-а-у, и-а-о-а, а-о-и-у, ы-и-о-а, о-а-и-у, а-и-у-о, и-у-о-а, ы-у-а-о. – А теперь Эхо назовет вам звуки, а вы выберите гласный и покажите соответствующую букву: К-о-р-т, л-у-т-м, п-а-с-т, т-ч-ы-ш, т-к-о-з, о-к-в-т, и-ч-с-з, л-э-х-т. – Молодцы, ребята. Эхо дарит вам букву. Назовите ее: Баба-Яга: А – начало алфавита. Тем она и знаменита. А узнать ее легко, Ноги ставит широко. - Спасибо вам, ребятки. Верну букву в азбуку. Баба-Яга убирает букву в азбуку. | – ученики повторяют слоговые дорожки. – ученики поднимают соответствующие буквы. – Это буква А. |
7. Работа со словом 4 мин.
Цель этапа: расширение и активизация словарного запаса учащихся.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Названия овощей и фруктов. | Развитие умения различать овощи и фрукты. | Словесный, наглядный | Групповая | Слайд 9-17 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: – Ребята, слышите, кто-то поет? (звучит песня о бельчонке). Кто это? Бельчонок хочет загадать вам загадки: 1. Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладенькое, Откусишь – сладенькое. 2. Сидит дед, Во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. 3. На сучках висят шары, Посинели от жары. 4. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. 5. Красный нос в землю врос. 6. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 7. Летом в огороде – Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. 8. Растут на грядки зеленые ветки, А на них красные детки. Осень: – Положите в одну корзину фрукты, а в другую овощи. – Бельчонок нашел в своем дупле букву и хочет отдать ее вам. Как называется эта буква? Баба-Яга: На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. - Молодцы, детишки помогли бабушке найти еще одну букву. Уберу ее в азбуку. Баба-Яга убирает букву в азбуку. | – Это бельчонок. – Яблоко. – Лук. – Слива. – Капуста. – Морковь. – Картофель. – Огурцы. – Помидоры. Дети выполняют задание. – Это буква И. |
8. Словообразование 4 мин.
Цель этапа: развитие навыков словообразования (образование прилагательных от существительных).
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Словообразовательные модели | Умение образовывать прилагательные от существительных. | Словесный, наглядный | Групповая, индивидуальная. | Слайд 18 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: Ребята пойдем и поищем другие буквы. Посмотрите, ребята, какой красивый домик. Кто в нем живет? Осень: Отгадайте загадку: Маленький рост, Длинный хвост, Собирает крошки, Прячется от кошки. Мышка – знатная хозяйка, Есть у мышки погребок, Много банок, посмотрите, Запасла хозяйка впрок. В этих банках есть варенье, И, конечно, вкусный сок. В больших банках мышка хранит сок, а в маленьких – варенье. Внимательно рассмотрите изображения фруктов и овощей и назовите, какой сок и варенье приготовила мышка на зиму: - Что это? Как называется сок из яблок? – сок из груш, – сок из помидор, – сок из винограда, - сок из вишни, - сок из моркови. Какое варенье приготовила мышка: – варенье из яблок, – варенье из абрикосов, – варенье из малины, – варенье из сливы, – варенье из земляники, – варенье из вишни? Осень: Посмотрите, в погребке спрятались буквы. Назовите их. Баба-Яга: Буква О как огурец – Где начало? Где конец? Буква У как ушки У зайца на макушке. - Спасибо, ребятишки. Уберу и эти буквы в свою азбуку. Баба-Яга прячет буквы в азбуку. | – Это мышка. -яблоко, - яблочный, – грушевый, – томатный, – виноградный, - вишневый, - морковный. – яблочное, – абрикосовое, – малиновое, – сливовое, – земляничное, – вишневое. – Буква О и буква У. |
9. Физминутка 2 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Баба-Яга: На островке правильной речи живет медвежонок. Он хочет рассказать вам про своего папу и поиграть с вами. По развалам и оврагам Шел медведь хозяйским шагом. Отвечайте, звери, мне Вы готовы ли к зиме? Да, - ответили лисицы. Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, Мягкие, пуховые. А у нас есть валенки, - Отвечали заиньки. Что нам вьюга да метель. Хочешь, Мишенька, примерь. Ну, а я, - ответил крот,- Под землей построил ход. Там с красавицей женой Будем чай мы пить зимой. Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез. | Дети выполняют соответствующие движения. |
10. Работа с предложением 5 мин.
Цель этапа: развитие связного высказывания
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Названия жилищ животных | Умение изменять предложение. | Словесный, наглядный | Групповая | Слайд 19-23 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Осень: –Ребята, медвежонок рассказал нам, что некоторые животные заблудились и перепутали свои дома. Поможем им найти каждому свой домик. Если вы услышите правильное предложение, то хлопните в ладоши. А если неправильное, то топните ногой. Медведь живет в гнезде. Где живет медведь? Волк живет в дупле. Где живет волк? Лиса живет в берлоге. Где живет лиса Белка живет в логове. Где живет белка? Заяц живет под кустом. Медвежонок нашел букву в лесу и с благодарностью отдает ее вам. Какая это буква? Баба-Яга: Ы – какая ты толстушка, Твой животик, как подушка. Чтобы легче было жить, Пришлось палочку добыть. Баба-Яга убирает букву в азбуку. | Дети выполняют соответствующие движения. Медведь живет в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. – Это буква Ы. |
11. Связная речь 5 мин.
Цель этапа: развитие связной речи
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | |
Знания | Умения | |||
Признаки осени. | Умение строить предложение. | Словесный, наглядный | Групповая | Слайд 24-25 |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
Ведущий: Баба-Яга собрала все потерянные буквы. Баба-Яга: Собрала все буквы я, Ох, спасибо вам, друзья! Буду буквы все я знать, Научусь теперь читать! За помощь вас благодарю и картину вам дарю. Ведущий: Ребята, по-моему, Баба-Яга все перепутала. Исправьте ее ошибки. Баба-Яга: Как перепутала? Я думала, что елку наряжают осенью. Осенью цветут одуванчики. Правильно? Над цветами осенью летают бабочки. Да? Осенью к нам приезжает Дед мороз. Хорошо, ребята, убедили вы меня. Исправлю я свою картину. Раз, два, три… (появляется правильная картина). | –Елку наряжаем зимой. Одуванчики цветут весной. Бабочки летают летом. Дед Мороз приезжает к нам зимой. |
12. Подведение итогов 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Осень: Спасибо вам, ребята. Баба Яга: Спасибо вам, что помогли бабушке найти пропавшие буквы. До свидания. Ведущий: - Мы отправляемся домой. Прошу всех занять свои места и пристегнуться. - Кто провожал нас в путешествие? С кем мы встретились на островке правильной речи? Какие задания выполняли? | Дети выполняют соответствующие действия. Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""
Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...
Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну правильной речи»
Внеклассное мероприятие с учащимисяЦель: систематизирование знаний, умений и навыков по речевым лексико-грамматическим категориям. Коррекционные задачи:закрепить навык четкого п...
Сценарий логопедического праздника «Праздник красивой и правильной речи» ( с использованием ИКТ)
ЦЕЛИ:Закреплять приобретённые произносительные умения.Развивать навыки самоконтроля за речью.Активизировать творческие способности.Развивать навыки выразительного чтения. Совершенствовать навыки поста...
Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...
«Путешествие в страну правильной речи»
Цель: Закрепить знания, умения и навыки по анализу и синтезу сложных слов, грамматическому строю речи и связанной речиЗадачи:1. Развитие связанной речи, составление описательных загадок с опорой на сх...
«Путешествие в страну правильной речи»
Цели:Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку;Развитие фонематического восприятия;Уточнение и закрепление представлений о пройденых ...
ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Внеурочная деятельность по предмету...