Логопедическое занятие для учащихся 1 класса на тему "Экскурсия в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 36.76 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Cредняя общеобразовательная школа № 2”
городского округа г. Волгореченск
Методическая разработка логопедического занятия
для учащихся 1 класса.
.
Тема занятия: «Экскурсия в осенний лес».
Составила:
учитель — логопед
Богданова Елена Аркадьевна
2015 г.
Цель занятия: закрепить и систематизировать знания учащихся об осени.
Коррекционно- образовательные задачи:
- закрепить знания учащихся об осенних явлениях и признаках осени;
- совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные;
- совершенствовать умения образовывать существительные с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;
- совершенствовать умения согласовывать существительные в роде и падеже;
- продолжать учить отвечать полными предложениями.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, зрительное внимание, мышление;
- активизировать речевую деятельность;
- развивать общую, тонкую моторики, координацию речи и движения.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- формировать умения доводить начатое дело до конца, аккуратности в работе;
- расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация со слайдами, листы с заданиями, цветные карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.
II. Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
- Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку.
Подошла она украдкой,
С букварем в руках, с тетрадкой.
Приглашает снова в школу,
Год учебный начат новый.
Всё накрыла позолотой.
И прибавила работы.
Рады мы подаркам очень –
Ведь щедра дарами – … ОСЕНЬ! (слайд 2)
- Кто готов сформулировать тему нашего сегодня урока? Очём мы будем говорить?
2. Актуализация знаний
- Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как осень. Кто сможет назвать осенние месяцы?
-Сентябрь, октябрь ,ноябрь.
- Ребята, вашему вниманию я сейчас предлагаю видеосюжет про осень. Посмотрите его внимательно и скажите, какие изменения в природе происходят осенью. Отвечайте пожалуйста полными предложениями.
ОСЕННИЕ КАРТИНКИ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЛЬТИК. НАШЕ ВСЁ!
Осенние картинки. Музыкальный мультик. Наше_всё!
Ответы детей:
- Небо покрыто тучами.
- Солнышко всё реже выглядывает из-за туч.
- Дует холодный ветер.
- Чаще идут дожди.
- Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.
- Птицы улетают в тёплые края.
- Люди собирают урожай.
- Все изменения природы, которые происходят осенью, вы назвали правильно.
3. Загадки
- Я вам предлагаю сегодня совершить экскурсию в осенний лес (слайд 3). В лесу нас встречает лесовичок (слайд 4). Он хочет узнать, как хорошо вы знаете названия деревьев. Для этого вы должны отгадать его загадки. В слове – отгадке назовите первый и последний звук.
Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила А о чём она грустит Никому не говорит. (Ива.) (слайд 5) | Весной растёт ,летом цветёт. Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок- на медок, Лечит от гриппа Кашля и хрипа (Липа.) (слайд 6) |
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок и могуч, Не боюсь ни гроз ,ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) (слайд 7) | Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Я кормлю свиней и белок, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Берёза.) (слайд 8) |
Почки липучие, Листья пахучие. Плоды летучие. (Тополь.) (слайд 9) | Листик на ладонь похож, Осенью красив, пригож... Каждый в дерево влюблён, потому что это ... (Клён.) (слайд 10) |
Увидал в лесу, (Рябина.) (слайд 11) |
4. Дидактическая игра «Скажи ласково» .
- Молодцы, ребята! Загадки вы отгадали. Сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласково». Давайте назовем деревья ласковыми словами. (слайд 12)
- Например: Дуб. Дубок – дубочек.
- Берёза. Берёзка – берёзонька.
- Ива. Ивушка - ивонька.
- Клён. Кленок – кленочек.
- Рябина. Рябинка – рябинушка.
5. Дидактическая игра “Назови лист”.
- Хорошо! Лесовичок благодарит вас за то, что вы знаете ласковые названия деревьев. Сейчас он приготовил для вас следующее задание. Лесовичок хочет послушать, правильно ли вы называете листья деревьев. Посмотрите на экран и назовите, какой листок упал с дерева.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по теме "Что это за листья?" (слайды №4 - №8) http://festival.1september.ru/articles/641439/
- Этот листок упал с клёна. Кленовый листок. (слайд 13)
- А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок. (слайд 14)
- Вот это листок с дуба. Дубовый листок. (слайд 15)
- А этот листок упал с тополя. Тополиный листок. (слайд 16)
- А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок. (слайд 17)
А этот листок упал с ивы. Ивовый листок. (слайд 18)
- А этот листок упал с липы. Липовый листок. (слайд 19)
- Все правильно! Назвали все листочки верно! Сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый у своего места.
6. Физминутка «Дуб».(слайд 20)
На поляне дуб стоит, Во все стороны глядит. Ветки к солнцу свои тянет, Ветер часто дуб качает. Дуб к земле от ветра гнётся, Но нисколько не сдаётся. | Стоим прямо, ноги вместе. Повороты туловищем, не сдвигая ног с места Поднимаем руки вверх. Качаемся с поднятыми руками вправо – влево Руки на поясе, наклоняемся вперёд – назад. Выпрямляемся и стоим прямо. |
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
- Молодцы. Лесовичок приготовил вам еще задание, которое называется “Дорисуй листочек”. (слайд 21)
7. “Дорисуй листочек”.
- Посмотрите, у каждого на столах лежит тот самый лист с заданием, который сделал для вас Лесовичок. Он рисовал листочки деревьев и не дорисовал. Вам сейчас нужно их дорисовать. Выполняйте задание аккуратно, не торопитесь. Лесовичок оценит работу каждого.
- Ваши работы я у вас соберу и Лесовичку обязательно передам. Ребята, Лесовечок тоже рисовал листочки деревьев, но подул ветер и все нарисованные листочки перемешал (детям раздаются листы с заданием). Посмотрите на эти листочки и попробуйте сосчитать, сколько же их Лесовичок нарисовал. Вслух количество не говорите, напишите число.
- Посмотрите на экран, давайте назовем, листочки каких деревьев здесь нарисованы. (слайд 22)
8. Игра «Дополни предложение».
- Все справились с заданием? Продолжаем. Предлагаю вам игру «Дополни предложение». Я буду говорить начало предложения, а вы должны подобрать недостающие слова, обозначающие признаки предметов.
Например: На опушке растет ель. Какие еще можно подобрать слова ,ель какая? На опушке растет высокая, стройная, зеленая ель.
- У сосны иголки. У сосны- длинные, зеленные иголки. (слайд 23)
- У дуба ствол. У дуба - мощный, крепкий, старый ствол. (слайд 24)
- У клена листья. У клена- красивые, резные, желтые листья. (слайд 25)
- У ивы –листья. У ивы –длинные, узкие листья. (слайд 26)
- У сосны корни. У сосны –сильные и мощные корни. (слайд 27)
9. Физкультминутка “Белочка
- Сейчас мы с вами отдохнем. Лесовичок предлагает нам сходить в гости к белочке и с ней провести разминку.
- Все отдохнули? Продолжаем нашуэкскурсию. Ребята, пока мы отдыхали, подул снова ветер и картинки с изображением деревьев перепутались с названиями. Лесовичок очень расстроился. Давайте восстановим порядок. Соедините картинки с соответствующими названиями (работа на листочках бумаги). Ребята, в названиях деревьев буквы, которые обозначают гласные звуки, подчеркните красным цветом, согласные - синим. (слайд 28)
- Молодцы. Сейчас мы завершим наше путешествие следующим заданием.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
- Сейчас каждый получит листочек с нарисованным на нем осенним букетов. Вы должны его красиво и аккуратно раскрасить. Этот букет будет осенним подарком для вашим мам или для кого то еще по вашему желанию. (слайд 29)
III. Подведение итогов
- Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)
-Что понравилось вам, запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)
Источники:
- http://logoportal.ru/derevya-slovoobrazovanie/.html
- http://logoportal.ru/konspekt-osen/.html
- http://mamaschool.ru/zagadki-i-otgadki/zagadki-pro-osen-dlya-shkolnikov
- http://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=v4oOCs-iUXI&text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&_=1445690602464
- http://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&safety=1”
- http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/tema_%C2%ABderevya%C2%BB_182033.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/07/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осень
Осенний лес
Лесовичок
ива
липа
дуб
берёза
тополь
клён
рябина
Лес осенью
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
“ назови Лист ”
дуб
“ дорисуй листочек ”
“ назови листочки ”
у сосны иголки …
у дуба ствол …
у клёна листья …
У ивы листья …
У сосны корни …
клён рябина ива липа “ СОЕДИНИ ”
“ раскрась букет ”
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ МЛЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ.
Приемы мнемотехники в работе логопеда....
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
логопедическое занятие в 4 классе "ОР"(VIIIвида,2-йвариант) "Дары осени:овощи"
фронтальное занятие для учащихся с множественными нарушениями,с использованием аторских презентаций для не говорящих детей....
"Осенний калейдоскоп" -приемы по развитию зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия на логопедическом занятии в 1 классе.
В материале отражены приемы работы по развитию зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия ("Гимнастика мозга") с учащимися 1 класса с ОНР. Лексико-грамматические упражнен...
Логопедическое занятие в 1 классе "Осень.Звук и буква О"
Конспект логопедического занятия в 1 классе....
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....