Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Ольга Александровна Сканченкова

Конспект группового логопедического занятия   с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya1.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

 с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

ЦЕЛИ:        •дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

- учить осознавать предложение как минимальную

единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;

-  формировать   умения   выделять   предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;

-   развивать зрительный и слуховой вербальный анализ.

ОБОРУДОВАНИЕ:     таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний»

Слова, слова, слова...

Всему название дано — и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.    

И все, что может видеть глаз — над нами, и под нами,

И все, что в памяти у нас, — означено словами.

(А. Шибаев)

— Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».

Мак, ромашка, роза, лук        

Помидор, слива, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша, сыр

Курица, коза, корова, овца

Портфель, чемодан, кошелек, книга

Часы, очки, весы, термометр

Бабочка, линейка, весы, ножницы

Василий, Федор, Семен, Иванов

—        Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов.

—        Произнесите слово по слогам.

—        Какое задание вы выполняли?

2.        Запись числа, темы занятия

3.        Работа со словосочетаниями.

«Найди слова»

—        В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.

(Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятавшиеся» слова не подчеркнуты)).

ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ

ДУНЕКИРУКЯВЫРОП

ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ

УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ

КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ

УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ

(Логопед записывает словосочетания на доске)

потерял закладку новый ученик сегодня потерял

«Внимание! Внимание! Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права,

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный — без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда — наоборот,

Запомни как основу».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

—        Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обозначьте его крестиком (х), поставьте вопрос к зависимому слову.

4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

На доске:

1.        ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2.        потерял закладку, сегодня потерял.

3.        Новый ученик сегодня потерял закладку.

Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске.

—        Послушайте. (Учитель-логопед читает.)

—        Прочитайте каждую строчку. (Читают 1—2 ученика.)

—        Прочитайте строчку под номером один. Что записано?

(Слова.)

—        Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это

предложение?

—Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)

—        Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа слов законченную мысль?)

—        Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

—        Повторите предложение. О ком говорится в предложении? (Об ученике.)

—        Что говорится об ученике? (Ученик потерял закладку.)

—        Сколько слов в предложении? (5)

—        Назовите первое слово предложения? (Новый.) Почему

это слово написано с заглавной буквы?

—        Какой знак препинания обозначает конец предложения?

5.        Физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала»

—        Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение.

•        Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая

травка. Гнезда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

—        Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосоче¬

тание.

•        Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра.

Подарить брату. Брат подарил. Темная туча. Повисла темная туча.

—        Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содер-жит сообщение о том, что есть в действительности, характе-ризуется смысловой и интонационной законченностью.

6.        Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте.

—        Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли

предложение? (Интонация конца предложения, пауза.)

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)

7. Итог занятия

—        Из чего состоит речь?

—        Что выражает предложение?

—        Из чего строятся предложения?

—        Как связаны в предложении слова?

—        Чем отличается словосочетание от предложения?

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4 классах вспомогательной школы / Кн.для учителя.— М., 1991.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Пособие для логопеда. «Издательство Владос». – М., 2000.

3. Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей. 1—4 классы. — М., 2001.

4. Волина В.В. Веселая грамматика. — М., 1995.

5. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Учебно-методическое пособие. — СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Конспект группового логопедического занятия в 4 классе. Тема: Родственные слова. Корень «сад».

Логопедическое групповое  занятие в 4 классе. Тема: Родственные слова. Корень «сад».                    ...

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе «Слова, обозначающие предметы. Домашние птицы.»

Конспект группового  логопедического занятия во 2 классе «Слова, обозначающие предметы. Домашние птицы.»...