Программа по курсу "Индивидуальные и подгрупповые занятия для 1 класса с ТНР"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind._i_podgr.1_klass.docx | 92.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ПОДГРУППОВАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ И 1 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Цель курса «Индивидуальные логопедические занятия» — развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи курса:
формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика курса
Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов:
- развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие;
- обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка;
- сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение);
- развить функции фонематической системы (включающие процессы звукового анализа, синтеза, восприятия и представления);
- способствовать компенсации нарушений звукослоговой структуры слова;
- сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи (уточнить значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связи слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений);
- развить коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации;
- способствовать компенсации нарушения чтения и письма.
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса
Рабочая программа ИЛЗ направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возможности детей, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи этого ребенка.
Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:
- звукопроизношение;
- просодика;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй;
- связная речь.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Значение курса для решения целей и задач образования
Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.
Логические связи курса с остальными видами деятельности
(урочная и внеурочная деятельность)
Навыки, полученные обучающимся на ИЛЗ применяются им во всех видах учебной и внеурочной деятельности.
Навыки проведения фонематического анализа способствуют успешному освоению принципов фонетического анализа на уроках русского языка, работа со слоговой структурой находит свое отражение в морфологическом анализе слова на уроках предметной области «Филология».
Развитие интонационной выразительности способствует более успешному освоению раздела «Синтаксис и пунктуация» предмета «Русский язык», а так же более точному пониманию текста.
Работа над усвоением норм формирования лексико-грамматических конструкций способствует развитию у обучающихся связной речи, пониманию инструкций в устной и письменной форме, облегчает процесс коммуникации обучающихся со сверстниками и взрослыми.
Работа по формированию планирующей функции речи направлена на преодоление у заикающихся детей боязни инициативы коммуникации, умение структурировать монологическую речь и диалоговое общение. По своему алгоритму структура речевого акта сходна с решением текстовых задач (мотив – мысль – внутренняя программа – реализация).
Работа над развитием аналитико-синтетической деятельности способствует достижению планируемых результатов в каждой образовательной области – обучающиеся получат навык:
- анализа неречевых ситуаций;
- выявления причинно-следственных, пространственных, временных и других семантических отношений;
- самостоятельного определения и адекватного использования языковых средств оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.
Место курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
в учебном плане
Класс | Количество учебных недель в году | Количество индивидуальных логопедических занятий | Количество подгрупповых логопедических занятий |
1 вариант | |||
1 дополнительный | 33 | 33 ч (66 занятий по 20 минут) | 33 ч (1 ч в неделю, малой подгруппой по 2 обучающихся) |
1 класс | 33 | 33 ч (66 занятий по 20 минут) | 33 ч (1 ч в неделю, малой подгруппой по 2 обучающихся) |
Результаты освоения коррекционного курса
«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
Личностные результаты
Универсальные учебные действия | У выпускника будут сформированы на минимальном уровне | У выпускника будут сформированы на достаточном уровне |
Самоопределение | - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой | - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Смыслообразование | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Нравственно-этическое оценивание | - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты
Вид УУД/ составляющие | Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне |
Регулятивные | ||
Целеполагание | -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Планирование | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Прогнозирование | - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | |
Учебные действия | - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Контроль | - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия | - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Коррекция | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках | - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Оценка | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Саморегуляция | - использовать речь для регуляции своего действия | - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Коммуникативные | ||
Инициативное сотрудничество и взаимодействие | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Управление коммуникацией | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные | ||
Общеучебные | - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приемов решения задач | - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
Логические | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии | - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Знаково-символические | - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач | - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Информационные | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Предметные результаты
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
(для начальной ступени образования)
Звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Просодика
Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 1 дополнительном и 1 классе (132 ч)
№ (кол-во занятий) | Звукопроизно-шение | Просодическая сторона речи | Фонематические процессы | Лексико-грамматический строй | Связная речь | Программный материал учебного предмета «Русский язык» |
Обследование речи обучающегося | Выявление индивидуальных речевых нарушений. | Добукварный период | ||||
Гласные звуки | ||||||
Звук [а] Постановка звука […] | 1. Формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. 2. Развитие синхронности речевого дыхания и голоса | 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 4. Выделение звука из ряда других звуков. 5. Выделение ударного гласного в начале слова. 6. Выделение гласного звука в односложном слове. 7. Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук | 1. Лексика: «Наш класс», «Наша школа», «Дни недели» «Расписание. Режим дня». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мои; - различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном | 1. Составление простого предложения с глаголами настоящего времени (по картинке). 2. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению | Буква А | |
Звук [о] Постановка звука […] | Буква О | |||||
Звук [и] Постановка звука […] | Буква И | |||||
Дифференциация гласных [А-О-И] Постановка звука […] | Буква Ы Буква У | |||||
Свистящие: [С][С’][З][З'] | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С) | 1. Развитие речевого дыхания: - дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов. 2. Темпо-ритмическая организации речи: -воспроизведение простых ритмов ( // - // ) ( / - // - / - //) - воспроизведение простых стихотворных текстов в заданном темпе | 1. Выделение звука из ряда других звуков. 2. Определение наличия звука в слове. 3. Выбор предметных картинок, названия которых включают заданный звук. 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Закрепление понятий «гласный — согласный» звук | 1. Лексика: «Наши школа», «Столовая (посуда, продукты)», «Спальня (мебель, спальные принадлежности, белье, одежда)». 2. Грамматика: - формирование навыка изменения числа иен существительных (доска – доски, книга – книги, стул – стулья) - составление словосочетаний, указывающих на пространственное расположение предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.д) | 1. Составление связного учебного высказывания: сравнение предметов по цвету, форме величине, назначению. 2. Составление мини диалогов с использованием этикетных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания | Буква У Буква Н | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С) | Буква С | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) | 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Выделение первого и последнего согласного звука в слове. 3. Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий согласный звук». 4. Различение односложных и многосложных слов | 1. Лексика: «Наши школа», «Игровая комната (игры, игрушки)» «Комнатные растения». 2. Грамматика: - использование глаголов во множественном числе (достань- достаньте, принеси- принесите, измени – измените…) - составление словосочетаний с личными и указательными местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой, столько) | 1. Составление простого предло-жения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков предмета (ясный, сухой, свежий, спелый и т.д.). 3. Установление временной последова-тельности событий по серии картин (2 карт) составление предло-жений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…) | Буква К | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (С’) | Буква Т | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) | 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «твердый — мягкий звук» | 1. Лексика: «Осень», «Деревья и кустарники». 2. Грамматика: - составление словосочетаний посредством предлогов в, на, под, обозначающих местоположение, направление (на столе, под стулом, в салатнице); - составление словосочетаний: признак + предмет (спелый абрикос, синяя слива, сочное яблоко, сладкие апельсины). 3. Словообразование: (Листопад, соковыжи-малка, пылесос) | 1. Составление простого предложения по схеме. 2. Распространение предложений при помощи признаков действия (ясно, сухо, свежо, холодно, дождливо и т. д.). 3. Сравнение предметов по вкусу, по цвету (Лимон кислый, а апельсин сладкий. Яблоко красное, а слива синяя) | Буква Л | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-C’) | Буква Р | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З) | 1. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений. 2. Формирование повествователь-ной, вопросительной, побудительной интонации | 1. Определение наличия звука в слове. 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 3. Закрепление понятий «звонкий - глухой звук». 4. Различение односложных и многосложных слов. 5. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 6. Различение слов, близких по звуковому составу (дуб-зуб, губы-зубы) | 1. Лексика: «Осень», «Осенние работы в саду, огороде». 2. Грамматика: - составление словосочетаний с существительными мужского и жен-ского рода и глаголами настоящего времени 3-го лица (заяц замер, зайчиха замерла, …); - составление словосоче-таний с сущ. в винит. падеже с предлогами в, на, под, отвечающими на вопрос куда? (зреет на дереве, собираем в корзину, упало под яблоню) | 1. Составление предложений на заданную тему. 2. Распространение предложений при помощи слов, обозначающих время совершения действия (утром, вечером, осенью, весной и т.д.). 3. Составление предложений по сюжетной картине «Осень. Собираем урожай» | Буква В | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (З’) | Буква Е | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-З’) | 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (за-зя, зо-зё,…). 2. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости. 3. Звуковой анализ одно- двусложных слов туз стечения согласных (зал, зуб, коза) | 1. Лексика: «Осень», «Овощи, фрукты, ягоды». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (в значении местонахождении предмета, отвечающими на вопрос где? ); -составление словосочетаний числительное + существительное (один апельсин, два апельсина, пять апельсинов). 3. Словообразование: (сухофрукты) - образование качественных прилагательных: ягода - ягодный, апельсин- апельсиновый, ананас - ананасовый | 1. Обучение вопросно-ответной форме общения: - понимание предложных конструкций выражающих поручение, приветствие, благодарность, приказание. 2. Составление диалогов по теме: в магазине, на рынке (используя консрукции «Сколько стоит, сколько взвесить, пожалуйста, спасибо») | Буква П | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (З-C) | 1. Воспроизведение слоговых рядов из 2 слогов (са-за, су-зю,…) 2. Дифференциация звуков по глухости - звонкости в прямых слогах. 3. Звуковой анализ двусложных слов из открытых слогов, двухсложных слов с закрытым слогом (осы, зима, лиса, сова, завод, замок, синяк, голос). 4. Различение слов, близких по звуковому составу (суп-зуб, коза-коса, розы-росы) | Буква М | ||||
Сонорные звуки [Л][Л'] | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л) | 1. Развитие речевого дыхания: - распределить длину выдоха на произношение таблицы гласных и, э, а, о, у, ы; - на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. 2. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания | 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Определение количества звуков, их последовательности в слове из 3-5 звуков без стечения согласных. 3. Составление схемы слова из 2х слогов без стечения согласных с выделением ударного слога (халат, молот, мелок, холод, пенал, укол, дятел, колун, бокал, белый). 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме | 1. Лексика: «Осень», «Птицы». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными мужского и женского рода и глаголами прошедшего времени первого и третьего лица (лодка плыла, Николай плыл); - с существительными в родительном падеже с предлогом у в значении принадлежности (у Клавы, у волка, у белки) | 1. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины) составление предложений по образцу, данному педагогом (Сначала…, а потом…). 2. Составление предложений с глаголами в настоящем и прошедшем времени: «плывет- плыл, бежит - бегал» | Буква З | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л) | Буква Б | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) | 1. Выделение ударного гласного в слове, последнего звука в слове. 2. Закрепление слогового анализа слов из 2-3 слогов, с опорой на гласные звуки. 3. Практическое закрепление понятий «гласный — согласный» звук. | 1. Лексика: «Животные», «Домашние животные». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в родительном падеже в значении отрицания (нет тополя, нет липы, нет льва). 3. Словообразование: Лед – ледок – льдина – льдьнка – ледник – ледовый – ледяной – гололед | 1. Обучение ответам на вопросы где? куда?. 2. Составление по вопросам учителя простых распространенных предложений, содержащих обращение к собеседнику с просьбой, вопросом | Буква Б | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Л’) | Буква Д | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) | 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов (ла-ля-ла, лё-ло-лё…). 2. Дифференциация звуков по твердости — мягкости. 3. Сравнение звукового состава слов (лук-люк, мел-мель, угол-уголь, галка - галька). 3. Преобразование слов за счет замены одного звука (галка - палка - полка, белка – булка ) | 1. Лексика: «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с сущ. в тв. падеже без предло-га в значении орудия или средства действия (подметал метлой, копал лопатой); - составление словосочетаний местоим. 2-го лица + глагол (ты бежал – вы бежали, ты шел–вы шли) | 1. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений «Приглашение гостей, представление себя». 2. Составление рассказа-описания дороги домой | Буква Я | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Л-Л’) | Буква Я | |||||
Шипящие звуки [Ш][Ж], дифференциация свистящих - шипящих звуков. | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ш) | 1. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – воспроизведение слоговых цепочек со сменой ударения (ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША). 2. Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. 3. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений (скажи голосом Маши, голосом Медведя) | 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющейся гласной и ударением (шА-шо-шу,ша-шО-шу, ша-шо-шУ,…). 2. Слоговой и звуковой анализ 2-3 сложных слов без стечения согласных (шина, ушиб, шорох, мешок, машина, малыши,…). 3. Составление схемы слова с выделением ударного слога. 4. Выбор слова к соответствующей графической схеме | 1. Лексика: «Наш город», «Магазин». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными с суффиксами –ик-, -ек-, -к- (уменьшительно-ласкательными); - с существительными в дательном падеже без предлога в значении адресата действия (напишу Мише); - с существительными в творительном падеже с предлогами под, над, за (над машиной, за шкафом, под вешалкой). 3. Словообразование: (пешеход – пешеходный) | 1. Составление по схеме простых распространенных предложений. 2. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений по темам «В транспорте», «В магазине» | Буква Г | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ш) | Буква Ч | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ш) | 1. Дифференциация звуков схожих по акустическим признакам: • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых отличаются одним звуком (Машка – маска, башня – басня, крыша - крыса). 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой | 1. Лексика: «Наш город», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки». 2. Грамматика: -соотнесение вопросов что делает? что делал? со временем действия (спешил – спешу, смешил – смешу); - составление словосочетаний обозначающих переходность действия на предмет (моет чашку, стол) | 1. Составление простых предложений по данной модели. 2. Составление коротких рассказов описаний (по образцу): «Моя улица», «Мой дом» | Буква Ь | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ш) | Буква Ш | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ж) | 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Составление схемы трехсложного слова с закрытым слогом в конце(мужичок, утюжок, ежонок, ежиный). 3. Подбор слов с заданным количеством звуков. 4. Составление слов из заданной последовательности звуков | 1. Лексика: «Наш город», «Транспорт». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (вижу жаворонка, вижу одежду, вижу журнал); - с существительными в родительном падеже в без предлога (нет жука, нет журнала) | 1. Вопросно-ответная форма: понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них. 2. Составление рассказа-описания пути по схеме-плану (описание дороги домой) | Сочетания ЧА,ЧУ,ШИ | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ж) | Буква Ж | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-Ш) | 1. Дифференциация звуков по глухости - звонкости • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на дру-гой . 4. Звуковой анализ слов с йотированной гласной вначале | 1. Лексика: «Зима», «Хвойные и лиственные деревья». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с сущ. в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из леса, сошел с поезда, отъехали от гаража, живет около школы); - существительное в именительном падеже + прилагательное (пушистый медвежонок, колючий ёжик); - местоимения первого лица + глаголы. 3. Словообразование: (многоэтажный) Лыжи - лыжня- лыжный – лыжник | 1. Составление и употребление простых распространенных предложений по сюжетной картинке. 2. Составление рассказов описаний по схематическому плану «Сосна и елка», «Первый снег» «Признаки зимы» | Буква Ё | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-Ш) | Буква Й | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-З) | 1. Дифференциация звуков схожих по акустическим признакам: • в прямых слогах; • в обратных слогах. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (зал-жал, залей-жалей, жевать-зевать). 4. Звуковой анализ слов с йотированной гласной в начале (южный, язык, ежик, …) | 1. Лексика: «Зима на реке», «Дикие животные зимой». 2. Грамматика: -составление словосочетаний с существительными орудийного значения и глаголами настоящего времени (подметает метлой); - составление словосочетаний глагол + существительное в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (побежал к забору, прижался к стене) | 1. Установление временной последовательности событий по серии картин (три картины). 2. Составление рассказов описаний по схематическому плану «Зима на реке», «Дикие животные зимой» | Буква Х | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ж-З) | Буква Ю | |||||
Сонорные звуки [Р][Р'] | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) | 1. Развитие речевого дыхания: - сочетать выдох с произнесением согласных звуков ТРРРР…, ДРРРР… . 2. Различение на слух типов предложений (вопросительные, побудительные, повествователь-ные). 3.Упражнение на развитие тембра речи: – звуковой окраски, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.) | 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Воспроизведение слоговых рядов из 3 прямых, обратных, закрытых слогов (ра-ро-ру, ар-ор-ур, ран-рон-рун, вар-вор-вур, … ). 3. Определение последовательности звуков слове. 4. Слоговой и звуковой анализ 1-2 сложных слов со стечением согласных в начале слова (трава – дрова, трап – драп, …) | 1. Лексика: «Зима», «Дикие животные зимой», «Зимняя одежда и обувь». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в творительном падеже с предлогом с в значении совместимости или сопровождения (пирог с творогом, с курагой); -составление словосочетаний: с существительными множественного числа с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и глаголами настоящего времени. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр) | 1.Составление диалогов по темам «В магазине одежды». 2. Различение вопросов что делает? что далел? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени. 3. Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном | Буква Ц | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) | Буква Э | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р) | Буква Э | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) | 1. Подбор слова с заданным количеством звуков. 2. Преобразование слов за счет замены одного звука на другой (кепка – репка, печка – речка, море – горе, прятки – прялки, …). 3. Звуковой анализ слов с мягким и твердым знаком (дверь, хорьки, …) | 1. Лексика: «Моя семья», «Мой дом», «Речевой этикет дома». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: числительное + существительное; - с существительными в родительном падеже с предлогом у и без предлога, в значении принадлежности предмета или его отрицания (у пескаря, нет пескаря); - с существительными в винительном и творительном падежах единственного числа | 1. Составление устных высказываний о простых случаях из собственной жизни (с направляющей помощью). 2. Пересказ рассказа или сказки самостоятельно или с по вопросам | Буква Щ | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) | Буква Ф | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Р’) | Буквы Ь, Ъ | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Р’) | 1. Дифференциация звуков по твердости — мягкости. 2 Выделение ударного гласного в слове, составление схемы слова из 2-3 слогов со стечением согласных (шрам, арка, репка, драка, персик, крякать, хрюкать, дремать, кричать, , …). 3. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука | 1. Лексика: «Моя семья», «Правила поведения в гостях и дома», «Семейные праздники». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в коробке, на коробке); - с существительными с суффиксами -ист-, -щик-, -чик-, -щиц(а)-, -тель-, -арь- обозначающими лиц по роду их деятельности (строитель, тракторист, продавщица, пекарь, …). 3. Словообразование: (водопровод, кофеварка, кофемолка, пароварка) | 1. Распространение предложений по модели: Солнце светит (как?) ярко. Солнце ярко светит (когда?) летом. 2. Сравнение предметов по вкусу, весу: конструкция типа «варенье сладкое, а лекарство горькое» . 3. Составление диалога «За столом в гостях» | Слово, предложение, текст. Упражнение в написании слов с изученными буквами. | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Р’) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Л) | 1. Дифференциация акустически сходных звуков • в прямых слогах; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. 2. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. 3. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога (ров – лов, малина - Марина) | 1. Лексика: «Моя семья», «Моя мама», «Восьмое марта». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: местоимение 2-го лица + глагол (ты шел – вы шли, ты прыгаешь – вы прыгаете); - с существительными в творительном падеже с предлогами под, над, за (за дверью, под стулом, над кроватью); - с существительными в различных падежах. 3. Словообразование: (водопровод, кинотеатр, ледоход, сельскохозяйственный, черноглазый, кареглазый, черноволосый) | 1. Составление предложений по модели: кто? что делает? где? как?. 2. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, поручения, благодарность. 3. Составление связного высказывания по образцу: «Поздравление для мамы» | Алфавит. Гласные звуки и буквы. Обозначение мягкости согласного звука. Деление слов на слоги и деление слов для переноса. | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Р-Л) | ||||||
Аффрикаты Ч, Ц, Щ | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ч) | 1. Речевое дыхание: на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. 2. Темпо-ритмическая организация речи: - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания; -чередование ударных и безударных слогов. 3. Интонация: - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и короткие стихотворные отрывки с отработанными звуками | 1. Воспроизведение слоговых рядов из 3 слогов с меняющимся ударением (ча-ча-чА, ча-чА-ча, чА-ча-ча). 2. Звуковой анализ 2-3-сложных слов со стечением согласных (внучок, значок, громче, мягче, тапочка, выпечка, тайничок, …). 3. Звуковой анализ слов с йотированными гласными в начале слова, после гласной, после мягкого знака, после согласной | 1. Лексика: «Весна», «Дикие животные весной», «Птицы весной». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными, обозначающими детенышей животных (с суффиксами -онок-, -ёнок-); - с существительными с суффиксами -ик-, -ек-, -к-, -очк-, -ечк- (уменьшительно-ласкательные); - числительное + существительное, указывающие на количественные отношения и признаки предмета по счету (первый листочек, второй листочек, пятый листочек; два листочка, пять листочков) | 1. Пересказ текста самостоятельно или по вопросам учителя. 2. Чтение коротких текстов с окнами (методика Г. Эббингауза): использование грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения | Твердые и мягкие шипящие согласные . Буквы обозначающие два звука. Перенос слов | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ч) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Т) | 1. Выделение заданных звуков из ряда других. 2. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 3. Составление слов из данных вразброс слогов. 4. Подбор слова к данной звуковой и слоговой схеме | 1. Лексика: «Весна», «Растения весной», «Труд людей весной». 2. Грамматика: состав-ление словосочетаний: - с существительными в род. падеже с предлога-ми из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из чащи, отъехали от озера, спустился с пригорка, живет около села); - с существительными множественного числа с окончаниями -ы(и), -а(я) и глаголами настоящего времени (распускаются листья, листочки, тают снега, сосульки, зеленеют поля, травы) | 1. Составление простых распространенных предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. 2. Составление рассказа-описания (сравнение деревьев, кустарников, травянистых растений) | Слово. Предложение. Текст. Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте. | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-С) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ц) | 1. Развитие силы и продолжительности выдоха: - проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе. 2. Темпо-ритмическая организация речи: - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. 3. Интонация: - использовать паузу для интонационной организации речи | 1. Определение наличия звука в слове. 2. Слоговой и звуковой анализ слов со стечением согласных. 3. Выбор графической схемы к слову. 4. Составление слов из данных вразброс слогов | 1. Лексика: «Моя Родина - Россия». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места к которому направлено действие (подошел к цветку, к птице); - с существительными с суффиксами –ица-, обозначающими лиц женского рода по виду их деятельности (художница, школьница, учительница) | 1. Распространение предложений по вопросам. 2. Составление предложений с заданными предлогами. 3. Составление, при помощи учителя, устного рассказа с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией | Предложение. Текст. Заглавная буква | |
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Ц) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Ц) | 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух существительных, названия которых отличаются одним звуком (цапля – сабля, сцена – стена, …). 4. Составление слов из данных вразброс букв | 1. Лексика: «Цветы и травы», «Насекомые». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными в творительном падеже с предлогом с, в значении совместимости или сопровождения (идет с учительницей); - составление словосочетаний обозначающих временные отношения (дворец строят – строили, огурец рос -растет, страус бежал – бежит) | 1. Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, благодарность, поручение, просьбу. 2. Составление текста-повествования «Сезонные изменения в природе» | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Предлог | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Ц) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Т-Ц) | Обозначение звуков буквами. Азбука, или алфавит | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Щ) | 1. Упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания. 2. Развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений, игр-драматизаций | 1. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. 2. Определение количества звуков, их последовательности в слове. 3. Определение порядкового номера звука в слове, линейной последовательности звуков. 4. Составление слов из данных вразброс звуков | 1. Лексика: «Скоро лето», «Летний лес», «Летом на реке» «Рыбы». 2. Грамматика: составление словосочетаний: - с существительными с суффиксом -ищ- в значении увеличения (волчище, хвостище, …); - с переходными глаголами (моет чашку), с глаголами, указывающими на орудийность или средство действия (водит (что?) автобус, подметает (чем?) метлой) | 1. Пересказ текста с опорой на план. 2. Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома | ||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции звука […] (Щ) | Слово и слог. Перенос слова | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ш-Щ) | 1. Распределение предметных картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки. 2. Дифференциация на слух существительных, названия которых отличаются одним звуком. 3. Подбор картинки к заданной схеме слова. | 1. Лексика: «Части суток», «Летние развлечения». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными с суффиксами –ист-, -щик-, -чик-, -щиц(а)-, -тель-, -арь-; - существительное + прилагательное обозначающее временные отношения (утренняя свежесть, вечерняя прохлада, летний день, осенние цветы, …) | 1. Распространение предложений с помощью вопросов. 2. Составление сложноподчиненных предложений с использованием союзных слов потому что, поэтому. 3. Чтение рассказов с послетекстовыми упражнениями и пересказом | |||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (С-Щ) | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Шипящие согласные звуки. Гласные после шипящих и их обозначение на письме. Слова с сочетаниями ЖИ,ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ | |||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Т-Щ) | ||||||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Щ) | 1. Лексика: «Явления природы (Дождь, ветер, радуга)», «Мой дом». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: числительное + существ, указывающее на количественные отношения и признаки предмета по счету; - с существительными с суффиксами -ик-, -ек-, -к-, -очк-, -ечк-, -ищ- уменьшительно-ласкательные и в значении увеличения (кот- котик-котеночек-котище, дом-домик-домочек-домище) | 1. Составление при помощи учителя устного рассказа с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией. 2. Чтение коротких текстов с окнами (методика Г. Эббингауза): использование грамматической формы слова в зависимости от ее значения в составе предложения | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных звуков на конце слова | |||
Постановка\ автоматизация\ уточнение артикуляции\ дифференциация звуков … (Ч-Щ) | ||||||
Повторение и закрепление изученного материала | ||||||
Повторение (Резервные уроки) | Упражнение на развитие тембра речи – звуковой окраски, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.) | 1.Дифференциация слов идентичной слоговой структуры, включающих в себя йотированные гласные (Любка – юбка, ямка - лямка). 2. Составление слов из данных вразброс букв, слогов | 1. Лексика: «Космос», «Экология». 2. Грамматика: -составление словосочетаний: с существительными в различных падежах. 3. Словообразование: Космос- космонавт- космический; путь – путник – путевой - спутник | 1. Составление сложноподчинен-ных предложений с использованием союзных слов потому что, поэтому. 2. Пересказ текста с опорой на план | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | |
Обследование речи обучающегося | Оценивание качества освоения программного материала. Выявление индивидуальных речевых нарушений | Слова – названия предметов. Слова – названия признаков предметов. Слова – названия действий предметов | ||||
Повторение | ||||||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных результатов:
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | |
Выпускник научится на минимальном уровне | Выпускник научится на достаточном уровне | |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы | ||
а) смыслоразличи-тельная функция |
| |
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
|
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) |
|
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова |
|
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]
Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...
Подгрупповое занятие на постановку и автоматизацию звука "Р" с обучающимися 1-х классов
Занятие выстроено в форме квеста, где веселый Язычок преодолевает разные препятствия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (Внеурочные занятия) 3 класс
Программа для внеурочных занятий по плаванию для третьего класса, 1 раз в неделю, всего 35 часов...
Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.
Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...
Подгрупповое занятие для учащихся 1-х классов с задержкой психического развития. «Путешествие в страну невыученных уроков».
К числу важнейших задач работы учителя - логопеда с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо ...
Программа дополнительного образования. Коррекционно-развивающие занятия 4 класс.
Коррекционно-развивающая программа сопровождения 4 классов разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Статья 42 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26....
Конспект открытого подгруппового занятия 4 класс «Волшебное зеркало» (пространственная ориентировка на листе)
Занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью...