Конспект открытого подгруппового занятия 4 класс «Волшебное зеркало» (пространственная ориентировка на листе)
план-конспект занятия (4 класс)

Жидовкина Светлана Анатольевна

Занятие с обучающимися с  умеренной умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zanyatiya_volshebnoe_zerkalo.docx381.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Тулуна»

Конспект открытого

подгруппового занятия

4 класс (обучающиеся с

умеренной умственной отсталостью)

«Волшебное зеркало»

(пространственная ориентировка на листе)

Подготовила Жидовкина С.А., учитель-дефектолог

Тулун, 2023 г.

Тема: Волшебное зеркало (пространственная ориентировка на листе)

Цель: формирование умения  ориентироваться на плоскости листа бумаги, выделяя направления вверху-внизу, справа-слева.

Задачи:

Образовательные: закреплять навык пространственной ориентировки, через дидактические игры

коррекционно - развивающие: развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, развитие устойчивости внимания, кратковременной зрительной памяти, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развивать   мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность и любознательность, желание помогать персонажам игры.

Оборудование:

Д/игры «Засели дом» (дом  в виде таблицы с 6 окнами,  п/к животные),

«Коврик» (коврик из ковролина, фигуры )

«Лабиринт» (линии разного цвета в разных направлениях на листе)

«Ключ» (листы бумаги в клетку и графический диктант)

«Зеркало» (осколки разной формы)

Музыкальная шкатулка

Технологии: коррекционно-развивающего обучения, игровая

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Мотивация к деятельности

Цель: создание эмоционального положительного настроя, организация и учащегося на учебную деятельность 

Создаём хорошее настроение.

Прекрасно всё на небе, (руки вверх)

Прекрасно всё на земле (руки вниз)

Прекрасно всё в этом мире! (руки в стороны, улыбаемся)

Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)

-Сегодня у нас на занятии гости, давай их поприветствуем.

Ребята, вы любите сказки? В одном сказочном городе произошла беда и нам надо отправиться на помощь. Вы готовы?

Закройте глаза и повторяйте слова:

-1, 2,3 все мы в сказку попади!

В этой сказке разбилось волшебное зеркало, которое помогало поддерживать порядок в городе. Поможем собрать осколки зеркала и починить его?

Зеркало не простое, а волшебное и осколки разлетелись по всему городу. Поищем их? И попробуем навести порядок в городе

  1. Основная часть

Актуализация знаний.

Цель: закрепление знаний, умений, необходимых для работы на занятии

Посмотри на зеркало, что на нем нарисовано? Стрелки

Что они показывают? (Направление вверх, вниз, вправо и влево).

Значит это зеркало указывало всем жителям города правильное расположение. А чтобы зеркало собрать, нам надо выполнять задания правильно называя расположение предметов.

  1. Зрительная гимнастика «Покажи глазами направления стрелок», зажмурить и поморгать.
  2. Д/упражнение «Не перепутай».

Цель: развитие сомато - пространственной ориентировки на собственном теле

Чтобы правильно выполнять задания.

 Мы должны вспомнить где правая и левая стороны.

Учащийся выполняет «перекрёстные» движения, показывая:

- Правой рукой левую щёку.

- Левый бок правой рукой.

- Левой рукой правый висок.

- Левую руку на голову, правую руку на колено.

Вы хорошо справились и можешь выполнять все задания

  1. Д/Игра «Кто за кем?»

Цель: формирование пространственной ориентировке в предметном ряду

Посмотрите,  сказочном городе кто-то живет. Кто это? (животные)

Мы должны им помочь и тогда они помогут нам найти  осколки зеркала, и мы сможем склеить разбитое волшебное зеркало.

Посмотрите сколько всего животных? Назовите их

Кто стоит перед медведем? После слона? Между кошкой и слоном?

Все эти животные забыли свои квартиры. Сможете помочь им вспомнить где они живут?

Посмотрите сколько этажей в доме? Покажите 1 этаж, 3, 2

  1. Игра «Засели дом»

Цель: закрепление  навыка пространственной ориентировки на листе через выполнение словесных инструкций, закрепить  обобщающие слова

Жители этого дома забыли свои квартиры, поможем им их найти?

- медведь на 3 этаже слева;

- слон на 2 этаже справа ;

- лев на 2 этаже слева;

- кот на 1 этаже справа;

-собака на 1 этаже слева,

-лиса на 3 этаже справа.

Чья квартира под квартирой медведя?

Кто живет над котом?

Ученики выполняют задание, затем отвечает на вопрос: «Куда вы поселили животных?» (Как называют животных, которые живут на 1 этаже, на 2, 3? (дикие животные леса, животные жарких стран, домашние животные) А в сказочном городе они могут жить в одном доме.

– проверка правильности выполнения задания Учащийся называет по п/к всех животных и располагает их по словесной инструкции

В квартире наверху справа, внизу слева, справа посередине листа…

А теперь скажи кто же живет в этом доме, назови их одним словом

Какие животные поселились на 1 этаже? (домашние животные)

На 2 этаже? (животные жарких стран)

На 3 этаже? (животные наших лесов)

Итог игры: Животные вас благодарят, что помогли им заселиться в дом.

  1.  Д/и «Коврик»

Цель: развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в линейном ряду, закреплять знания цветов через игру.

Животные любят чистоту и порядок в доме и поэтому у входа они хотят постелить вот такой коврик (учащиеся рассматривают).

Посмотри, что ты видишь на ковре? (геометрические фигуры)

Покажи их и назови их цвет

Ты должен запомнить их расположение и поставить так же на ковре

Учащийся рассматривает в течение 10 сек. и педагог убирает коврик

Учащийся располагает геометрические фигуры в соответствии с увиденным образцом.

Проверка правильности выполнения:

 Назови все фигуры, расположенные справа, слева, посередине

Физминутка

Цель: Снятие статистического напряжения

А сейчас нам надо встать,

Руки вверх нам всем поднять, пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.

Повернемся вправо, влево и вернемся вновь за дело.

3) Д/и «Покажи дорогу»

Цель: развитие умения давать словесное обозначение направлению движения по листу бумаги.

На новоселье в новый дом торопятся гости. А на чем они едут вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Едет, гудит, в 2 глаза гудит, носит обувь из резины и питается бензином. (на машине едут гости)

Но дорогу то гости не знают. Поможем им? Будем показывать направление движения. Каждой машине надо выбрать дорогу по цвету дороги. Вы едете и называете все повороты. Тогда в путь!

Каждый учащийся показывает лазерной указкой тропинку, выбирая свой по цвету маршрут, называя направление движения: вверх, вправо, вниз, налево, направо. Дети находят нужный маршрут.

Итог: показали мы дорогу гостям. Теперь все будут довольны.

4) Графический диктант «Ключ» (Приложение 3)

Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме

Животные благодарны вам за помощь и помогли вам что-то найти. (шкатулка). Но как же ее открыть? (нужен ключ) Город сказочный и мы можем его нарисовать.

Дети выполняют графический диктант. Вспомним правило рисования по клеткам: надо не отрывая карандаша от листа выполнять рисунок строго по словесной инструкции  учителя-дефектолога.

 https://fs00.infourok.ru/images/doc/251/256488/hello_html_m690581b4.jpg

1 учащийся в наушниках срисовывает рисунок по клеткам, другой выполняет рисунок по словесной инструкции. Сравнивают работы.

Итог: Что нарисовали? Для чего?

 Слышим сказочный звук и открываем шкатулку.

5) Д/и «Собери зеркало» (приложение 2)

Цель: оптико-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса , развитие наглядно-действенного и аналитико-синтетического мышления, целостного восприятия конструктивного праксиса

Животные очень рады, что вы помогли им и за это отдали нам шкатулку с осколками волшебного зеркала

Соберем зеркало?

Посмотри внимательно на осколок зрительно его примерь и вставь на место.

 Вот и помогли мы жителям сказочного города.

  1. Подведение итогов занятия: Вам понравилось наше занятие? Кому помогали? Что тебе помогло справиться со всеми заданиями? (знания расположение вверху, внизу, справа и слева). Какие игры – задания тебе больше всего понравилось выполнять?

IV. Рефлексия (приложение 1) «Лестница успеха» Оцени свои достижения сам. Если у тебя все получилось и ничего не затруднило, поставь себя на самую верхнюю лесенку успеха, если были небольшие трудности и затруднения, то на вторую ступеньку, а если ничего не получалось, то на нижнюю ступеньку.

Дети размещают фигурку человека на лестнице успеха.

Молодцы, ребята мне очень понравилось, как вы выполняли все задания. Миша, молодец старался правильно выполнять все задания! Если что-то немного не получалось у Данила, то на следующем занятии он постарается выполнить.

Коррекционно-развивающее  подгрупповое занятие по теме: «Волшебное зеркало» по  развитию пространственной ориентировке на листе проводилось с обучающимися 4 класса с умеренной умственной отсталостью.

Анализ целей: Цель и задачи соответствуют теме коррекционно-развивающего занятия, уровню подготовленности детей. Отражены образовательные, коррекционно – развивающие и воспитательные задачи. Прослеживается единство цели и задач.

Анализ  организации деятельности: Деятельность обучающихся на данном занятии проводилась через использование игровых технологий в форме  сказочное путешествия.  При проведении занятия были использованы красочные картинки, на которых изображены дома города. Для удобства выполнения заданий использовались индивидуальные карточки. Учебный материал  соответствует программным требованиям, возрастным возможностям детей. Прослеживается правильная  последовательность этапов, были подобранны  игры, которые соответствуют содержанию деятельности. В игре - путешествии были доступные для понимания детей вопросы, присутствовали  вопросы  на закрепление пройденного материала. Наглядный материал соответствует возрасту и уровню развития детей, а также был удобно и эффективно размещён.

Всё занятие проходит в одном игровом сюжете (помощь жителям сказочного города). Работоспособность учащихся обеспечивалась игровой деятельностью, чередованием заданий по степени сложности. Динамическая пауза помогла ребятам не только отдохнуть, но и развить внимание.        

Время и условия проведения соответствуют требованиям СанПиН.

Оценка санитарно-гигиенических условий: достаточное освещение, смена видов деятельности, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, своевременное выполнение динамической паузы.

Анализ методики проведения детской деятельности: Наблюдались разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов, доступность четкость инструкций педагога.   Использование на занятии таких приемов, как поощрение обучающихся в форме похвалы, одобрения, создание ситуации успеха, ситуации взаимопомощи позволило заинтересовать ребят, вовлечь их в активную деятельность. Задания  подбирались с учетом уровня знаний и возрастных особенностей обучающихся. В ходе занятия учитывались особенности каждого обучающегося.                                                                                   

Применялись словесные методы: вопросы, указания.

Наглядный метод: предметные картинки, игрушки.

Использование технологий: игровые

Анализ работы и поведения детей: На протяжении всей игры поддерживался интерес и обучающиеся были активны.

На занятии была создана творческая, рабочая атмосфера. Считаю, что занятие удалось. Цели и задачи, поставленные перед началом занятия, полностью решены.

Приложение 1

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d5d9cdd0a35fc0b94fb9d780d22e1a67-l&n=13 

        

        

Приложение 2

Приложение  3

https://fs00.infourok.ru/images/doc/251/256488/hello_html_m690581b4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта

В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных  классов с ДЦП и нарушением интеллекта. žОвладение способностью ориентироваться и использоват...

Коррекционное занятие в 1 классе для детей с ЗПР: Формирование навыков пространственной ориентировки.

       Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки. Задача занятия –  формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.Цели з...

конспект урока 4 класс "Волшебные моменты".

урок с применением игровых технологий...

01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».

Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировк...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки для 1 класса

Занятие направлено на уточнение и закрепление навыков ориентирования в пространстве и на плоскости...

Конспект занятия по РЗВ и пространственной ориентировке - Магазин ковровых изделий.

В материале представлен конспект заняти по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки (2кл.- 4.2)...

Конспект занятия по РЗВ и пространственной ориентировке - Рисуем историю.

В материале представлено занятие по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки во 2 кл. Ребята учатся изображать последовательность событий при помощи схематичных изображений....