Эхолалия – симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком.
консультация по логопедии
Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eholaliya_-.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.
Общая характеристика
По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы. Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад. Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.
Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет. Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими. Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.
Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз. Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления. Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).
Причины эхолалии
В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.
Физиологические факторы
На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:
- Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
- Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
- Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
- Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.
Причины патологической эхолалии
У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:
- Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
- ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
- Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
- Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
- Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.
Диагностика
Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:
- Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
- Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
- Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
- Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.
Лечение
Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.
На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет. Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)
Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...
Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных.
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. УМК "Начальная школа XXI век"...
План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс
План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс...
Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Л] в словах, во фразе.1 класс, ФФНР....
Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".
Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного методического объединения....
Презентация: "Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи"
Презентация: "Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи"...