Фонематические пятиминутки на уроках русского языка
методическая разработка по логопедии

Хорошилова Елена Борисовна

Фонематические пятиминутки, это небольшие по времени специальные игры и упражнения, которые можно применять на уроках русского, родного языка, на уроках письма и чтения.

Пятиминутки не занимают много времени и не требуют большой подготовительной работы.

Их можно использовать на различных фрагментах урока, как введение в тему, как проблемную ситуацию, как обобщение знания, как формирование мотивации к исправлению звукопроизношения, привлечение внимания к звучащему слову  и тд.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Мастер-класс

«Фонематические пятиминутки на уроках русского (родного языка)»

Подготовил:

Учитель-логопед

Хорошилова Елена Борисовна

15.02.2022

Усть-Кут

«Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук».

Сегодня мы поговорим о развитии слухового внимания и фонематического слуха.

Сейчас я обозначу некоторые предметы словами детей, у которых нарушена звуко-слоговая структура слова, а вы, попробуете догадаться, какой предмет я назвала.

«атобу» - АВТОБУС

«мидой» - ПОМИДОР

«кастуя» - КАСТРЮЛЯ

«бизяна» - ОБЕЗЬЯНА

«кумника» - КЛУБНИКА

«таейка» - ТАРЕЛКА

«февая квыфа» - СЕРАЯ КРЫША

- Вы наверное догадались, что случилось со словами - нарушен контур слова, трудные звуки заменены более простыми по звучанию и всё это не даёт возможности понять, о чём идёт речь.

Цель: повышение профессиональной компетентности участников мастер-класса в использовании приёмов и методов по развитию фонематических процессов, способствующих формированию процессов письма и чтения у младших школьников.

Задачи:

  • Раскрыть теоретические аспекты развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста;
  • Раскрыть возможности применения специальных приёмов и методов развития фонематических процессов, способствующих формированию процессов чтения и письма у младших школьников;
  • Создать условия для освоения практических навыков использования методов и приемов развития фонематических процессов у младших школьников;
  • Проанализировать ресурсы использования данных методов и приёмов в условиях образовательного процесса.
  • Ожидаемые результаты: участники мастер-класса имеют представления о механизмах развития фонематических процессов у младших школьников, о возможностях применения на занятиях эффективных методов и приёмов.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух-способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может приводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз.

Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Фонематические пятиминутки, это небольшие по времени специальные игры и упражнения, которые можно применять на уроках русского, родного языка, на уроках письма и чтения.

Пятиминутки не занимают много времени и не требуют большой подготовительной работы.

Их можно использовать на различных фрагментах урока, как введение в тему, как проблемную ситуацию, как обобщение знания, как формирование мотивации к исправлению звукопроизношения, привлечение внимания к звучащему слову  и тд.

Основная часть

Я вам предлагая серию игр и упражнений на развитие фонематического слуха и слухового внимания.. Но задания можно адаптировать под любой нужный звук.

  1. «Аналогия» - Назовите слово со звуком С,  ассоциативно подходящее по смыслу.

Зима

Сумка

Очки

Холод

Брат

Корзинка

Кошка

Альбом

  1. «10 слов» - Ведущий называет 10 слов. Игроки должны  записать по памяти и назвать общий звук в словах.

Коса

Сумка

Маска

Нос

Часы

Сливы

Собака

Кокос

вопрос

В каких словах звук С стоит в начале слова , в середине, в конце

  1. «Угадай звук» - Один игрок  выходит за дверь. Остальные загадывают звук (Например Ш) и слова с ним. Игрок заходит, ему называют слова, он  должен определить загаданный звук.

  1. «Порванная цепочка» - Хлопни, как только услышишь другое слово.

сон, сон, сон, сон, сон, сон, зон, сон, сон, сон,

сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый,

коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса,

граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб,

колобок, колобок, колобок, колобок, коробок, колобок,

чёлка, чёлка, чёлка, чёлка, тёлка, чёлка

  1. Упражнение на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

«На даче» - Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили.

Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

http://ped-kopilka.ru/images/9-9.jpg

  1. «Незнайкины ошибки» -

Из стихотворения Александра  Шибаева

«Буква заблудилась»

Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной!

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме: —
Там ползёт зелёный 
лук
С длинными усами!..

Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно 
врачей.,

Мы собирали васильки.
На головах у нас — 
щенки.

На пожелтевшую траву
Роняет ле
в свою листву.

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело.

Миша дров не напилил,
Печку 
кепками топил.

Синеет море перед нами.
Летают 
майки над волнами.

Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять 
цапель перед сном.

Сели в ложку и — айда! —
По реке — туда, сюда.

На болоте нет дорог.
Я по ко
шкам — скок да скок!

Забодал меня котёл,
На него я очень зол!

  1. «Лесная компания»

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Сергей объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Степана, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Назовите имена героев. В каком имени звук С стоит не в начале.

  1. «Составь предложение»

Составьте предложения, где все слова начинаются на букву С.

 Я начну -  Саша сшила сарафан….

  1. «Королевская буква»

Королева буква М

Где ты был ? – В Магазине

С кем ты был? – с Мартышкой

Что ты делал? – Масло покупал

Королева буква Л

Что ты делал?

С кем?

Что делал?

  1. «Мешочек слов»

Я собираюсь варить борщ.

Я возьму кастрюлю.

Я возьму кастрюлю и налью воды.

Я возьму кастрюлю, налью воды и возьму  мясо…

Я еду в отпуск.

Я возьму с собой чемодан.

Я возьму с собой чемодан, расческу.

Я возьму с собой чемодан, расческу, купальник….

  1.  «Пишущая машинка»

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается слово или небольшая фраза. По сигналу дети начинают «печатать»: первая буква встает и хлопает в ладоши, затем вторая и тд. Когда фраза будет напечатана, все дети хлопают в ладоши.

ВЫ  МОЛОДЦЫ!

в

ы

м

л

о

д

ц

Выводы: Игровая форма пятиминуток оживит урок и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонематическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

 Фонематические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.

Список литературы

  1. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 4. – С. 21–25.
  2. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая. // Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 41–46.
  3. Лалаева Р.И. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
  4. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: СОЮЗ, 2004. – 224 с.
  5. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л.Г. Милостивенко. – СПб.: Стройлеспечать, 2005. – 64 с.

  1. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н.А. Никашина; Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 46–66.
  2. Сухорукова Т.В. Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников / Т.В. Сухорукова. // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 632–634.
  3. Тычинина Л.Л. Профилактика дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях интегрированного обучения: методические рекомендации для учителей логопедов, учителей начальной школы /Л.Л. Тычинина, Г.М. Вартапетова, Т.Г. Шадрина. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006. – 88 с.
  4. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы

Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....

Курсовая работа. Тема: "Развитие фонематического слуха на уроках китайского языка"

Выполнил слушатель группы ИЯ-4/2 Лазарева Татьяна Леонтьевна, учитель китайского языка ГОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М»Куратор: Майдонова С. В.   Москва, 2010 год...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Орфографические пятиминутки на уроках русского языка в 1 классе.

Задания в определенной мере покажут, на сколько осознанно учамися усваивается  материал, т.к элементы теории находят практическое преломление в работах учеников....

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Занимательная пятиминутка на уроке русского языка

Занимательная пятиминутка на уроке русского языка....

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...