ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
презентация к уроку по русскому языку по теме
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetiko-fonematicheskoe_razvitie_rechi.pptx | 164.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования : фонетико-фонематические компоненты речи Предмет исследования : особенности фонетико-фонематических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Цель исследования : изучить особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и разработать методические рекомендации по их развитию на уроках русского языка.
Гипотеза исследования : недоразвитие фонетико-фонематических компонентов устной речи у младших школьников закономерно влияет на становление письменной речи и возникновение специфических ошибок при письме под диктовку.
В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования : 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования фонетико-фонематических компонентов речи у младших школьников с тяжёлым нарушением речи на уроках русского языка. 2. Разработка и апробация методики исследования особенностей фонетико-фонематических компонентов речи у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. 3. Разработка методических рекомендаций по развитию фонетико-фонематических компонентов речи у младших школьников с тяжёлым нарушением речи на уроках русского языка.
Методика констатирующего эксперимента состоит из трех этапов. В методике адаптированы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой , Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия . Первый этап – анализ документации (медицинские карты, карты логопедического обследования) детей, взятых для экспериментального исследования. Второй этап – исследование фонематических компонентов устной речи, направлен на фонетико-фонематические исследования устной речи и включает в себя три задания. Третий этап – направлен на определение уровня фонетико-фонематического развития в письменной речи. На этом этапе был использован диктант.
Сравнительные результаты исследования фонематических компонентов в устной речи у школьников с нормальным речевым развитием и у детей с ТНР. № Исследование фонематического восприятия Исследование фонематического анализа и синтеза Исследование фонематических представлений Итого : Пробы Пробы Пробы 1.Проверка состояния фонематического восприятия. 2. Исследование звукопроизношения. 3. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. 1. Слоговой анализ. 2. Слоговой синтез. 3. Языковой синтез. 1. Вычленение звука из слова и определение его места. 2. Подбор слов на заданную букву с определённым количеством звуков. 1 Средний балл КГ: 4,6 4,8 4,8 4,2 4,7 4,4 4,6 4,2 4,5 2 Средний балл ЭГ: 4 4,2 4,7 3,3 3,8 3,5 3,4 3,3 3,8
Исследование фонематического восприятия.
Исследование фонематического анализа и синтеза .
Исследование фонематических представлений.
Сравнительные результаты наличия дисграфических ошибок в письменной речи детей с ТНР и учеников общеобразовательного класса.
Направления работы. Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи. Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков. Формирование фонематических противопоставлений: а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух; б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
В статье рассказывается о реализации системно-деятельностного подхода в в работе с детьми с ТНР....
"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи - научить связно и последовательно излагать свои мысли....
Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...