Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Несовершенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.
Игра – это часть учебного процесса, её можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале.
Широкое использование дидактических игр объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям младших школьников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Включение дидактических игр в педагогический процесс обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У школьников развиваются познавательные процессы и способности.
Одна из форм моей работы это: развитие фонематического слуха и восприятия.
В уроки русского языка включаются упражнения по развитию фонематического восприятия. А чтобы работа эта имела системный характер и не «приедалась» детям, проводятся такие упражнения в виде дидактических игр. Использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Кроме использования на уроках, дидактические игры можно включать в домашние задания. Чтобы выполнение данных заданий не вызывало трудностей, родителей нужно обучать использованию дидактических игр. Для этого используются следующие формы работы:
1. Консультации по темам:
- «Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать»
(родителям объясняют, чем отличается фонематический слух от физиологического; какие трудности могут возникнуть в школе, если не заниматься развитием фонематического слуха).
- «Как заниматься с ребёнком дома»
(дать примеры игр и упражнений для использования в домашних условиях).
- «Игры, сделанные своими руками» (продемонстрировать пособия, объяснить технологию его изготовления и использования).
- «Полезная литература» (познакомить с печатными новинками).
2. Выпуск буклетов:
«Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха»
«Игры со звуками».
3. Памятки для родителей
Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Игра «Узнай, кто какие звуки издает».
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
Ход игры: учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Рекомендации: перед проведением игры, детей нужно познакомить с данными звуками – дать прослушать аудиозаписи с жужжанием жуков, лаем собаки, ”завыванием” ветра; продемонстрировать какие звуки издаёт насос при работе. Потом можно продемонстрировать голосовые имитации данных звуков (жужжание, шипение).
Игра «Поиграем в сказку»
Ход игры: детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты), или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.
Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.
Игра «Часы».
Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова - квазиамонимы) .
Описание игры: Учитель предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.
Рекомендации: нужно уточнять лексические значения слов (лак – это то, чем красят ногти, а рак – животное).
Игра «Волшебники».
Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: карточки с изображением предметов, разделённые на две по части.
Ход игры: Учитель называет картинку, изображённую на верхней половине карточки (нижняя половина закрыта), затем просит заменить первый или последний звук в названии предмета на заданный, и назвать слово. Если дети называют слово правильно, открывается вторая картинка.
Рекомендации: уточнять лексические значение слов.
Игра «Добавь слог».
Оборудование: мяч.
Описание игры: Учитель подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:
сы-сы-са – длинная ко…
ши-ши-ши – наши дети хоро…
Рекомендации: уточняйте, каким слогом должно заканчиваться слово, если ребёнок не может подобрать его правильно.
Игра «Поймай слог».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры: взрослый “бросает” детям слог, а они должны превратить его в слово. Например: ПА – ПАПА, КУ – КУКЛА, АР – АРБУЗ.
Рекомендации: нужно дать ребёнку образец – привести примеры слов, начинающихся, например, со слога –ло- (лошадь, лотос, лодка).
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры: взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышим.
Примерный дидактический материал:
У Сени и у Сани в сетях сом с усами.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Ученик учил уроки-
У него в чернилах щеки.
Рекомендации: чистоговорки нужно проговаривать громко, выделяя заданный звук с помощью интонации или произнося его утрированно.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры: учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [ л ]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Игра «Кубик».
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Рекомендации: можно помочь ребёнку, проговаривая слово, выделяя голосом каждый звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....
Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".
Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Главная причина ...
Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка
Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на МО учителей начальной школы...