Час произношения
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Блинова Ирина Павловна

Рабочая программа по курсу "Час произношения" для детей первого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_proiznosheniya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРИНЯТА                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета            Приказ №__ от __ августа 201_г.

 Протокол № _от __августа 201_ г.                Директор школы__________________

Коррекционно-развивающая логопедическая программа

“Час произношения”

п. Тулинский

Оглавление

Пояснительная записка                                                                                      3

Планируемые результаты                                                                                   5

Содержание программы                                                                                     6

Тематическое планирование                                                                              7


Пояснительная записка

«В интересах развития речи учащихся важно,

чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;

важно также, чтобы ученики уяснили значимость,

иногда незаменимость тех или иных выражений текста

и сами пользовались ими вполне сознательно.

Это потребует в ряде случаев

внимательного языкового анализа».

В.А. Добромыслов

Коррекционно-развивающая логопедическая программа “Час произношения” составлена на основе логопедических занятий по развитию речи младших школьников Н. Г. Андреевой.

Связная речь ребенка является связностью мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Коррекционно-развивающая логопедическая программа

“Час произношения” предусматривает проведение систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом, включает в себя два раздела «Устная связная речь», «Лексика».

Занятия учат анализировать литературный текст, выделять части его структуры (вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов, выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия.

Так как условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме, поэтому данная программа является актуальной для младших школьников. Коррекционно-развивающая логопедическая программа “Час произношения”  осуществляется по следующим направлениям:

– целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

– овладение содержанием;

– овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

Цель: развитие связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников.

Задачи: формирование грамматически правильной речи; усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; закрепление правильного употребления фраз на языковом материале литературных произведений; формирования умения при составлении пересказов текстов; обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.


Планируемые результаты

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках; способность ориентироваться в средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные: Анализировать литературный текст, выделять части его структуры (вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов, выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия


Содержание программы

Устная связная речь

18ч

Последовательный пересказ текстов

Пересказ текстов описательного характера

Последовательный пересказ. Составление плана пересказа.

Творческий пересказ

Устное сочинение

Лексика

15ч

Лексическое значение слов

Омонимы

Этимология слов

Антонимы

Синонимы

Фразеологизмы

Итог

33ч


Тематическое планирование

Наименование раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды, формы и способы учебной деятельности обучающихся с учётом программы воспитания

Устная связная речь

18ч

Последовательный пересказ текстов

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы

1

Проводить чтение рассказов . тгадывать загадки; выделять звук в слове (первый, последний, между какими); выбирать лишнюю картинку; обсуждение стихотворений; изучать значения слов; уточнять смысл незнакомых слов; слушать текст; отвечать на вопросы по тексту, картинке; работа с текстом; выделять главную мысль прочитанного, услышанного; отвечать на вопросы; выделять характеристики, действия предметов словами из текста; подбирать картинки к прочитанному отрывку текста; изменять слова по образцу.

Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы

1

Последовательный пересказ текста от первого лица по схемам

1

Пересказ текстов описательного характера

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы

1

Дифференцировать деревья, овощи; отгадывать загадки; дифференцировать предмет по контуру; характеризовать предмет, называя признаки; слушать стихи; составлять рассказ по картинкам; добавлять элементы слов-картинок в предложение, распространяя его; соотносить текст и картинки

Пересказ текстов описательно-повествовательного характера с опорой на предметные картинки

1

Последовательный пересказ. Составление плана пересказа.

Отгадывать загадки; дифференцировать предметы по группам; работа с сериями сюжетных картин; дифференцировать картины одной серии; исправлять ошибки в согласовании предложений; составлять план.

Творческий пересказ

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа

1

Определять гласные в слове; работа с текстом В.Сухомлинского «Цветок или волчья пасть?»; составлять план пересказа; записывать план в тетрадь; определять количество согласных и гласных; слушать текст «Суслик и хомяк»; соотносить текст с мультиком; соотносить зверей по признаку «мать-детеныш»; определять жилище животных; дифференцировать родственные слова; работа с текстов; выделять начало-середину и концовку текста

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа

1

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа

1

Устное сочинение

Составление связных рассказов повествовательного характера по картинкам

1

Дифференцировать картинки на звук; составлять план по рассказу; составлять рассказ по середине рассказа; определят звук в слове; определять место звука в слове; дифференцировать картинки на звук; составлять рассказ по плану; составлять вопросы к рассказу; отвечать на вопросы по рассказу; работа с сюжетной картиной «Ёж»; отвечать на устные вопросы; продолжить рассказ по картине; соотносить текст с картинами; отвечать на вопросы используя таблицу; сравнивать признаки предметов и явлений; составлять схемы к предложениям; отвечать на вопросы по тексту используя картины; обобщать предметы одной темы; дифференцировать названия птиц; отгадывать загадки; соотносить примерный пересказ с планом; добавлять уточняющие элементы в рассказ другого ребенка; изменять слова по образцу; подбирать слова на звук

Составление рассказа по вопросам

1

Составление рассказа по вопросам и картинке

1

Составление рассказа по опорным словам и картинкам

1

Составление рассказа по серии картинок, используя план - вопросы

1

Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических схем, вопросов

1

Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических схем.

1

Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов

1

Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план - вопросы, опорные слова

1

Лексика

15ч

Лексическое значение слов

Лексическое значение слова

1

Работать со словарем В.И Даля; составлять опорные схемы; подбирать слова на звук; искать значение слов; выделять признаки слов; соотносить слова и стихотворения; выбирать выражения; выбирать слова по количеству звуков и букв; дифференциация слов по счету и номеру в ряду; выполнять звуковой анализ слов; составлять предложения с учетом темы; дифференцировать картинки по теме; обозначать слово по описанию; разгадывать кроссворд;

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте

1

Однозначные слова

1

Многозначные слова

1

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами

1

Омонимы

Узнавать значения слов; строить высказывания в соответствии со значением

Этимология слов. Работа  с этимологическим словарем

Знакомится с этимологическим словарем; обобщать слова по теме «части тела»; составлять слова из слогов; работа с четверостишьями

Антонимы

Антонимы. Подбор антонимов к слову

1

Знакомится с понятием антонимы; отгадывать загадки; выделять слова в тексте;

Нахождение антонимов в тексте

1

Синонимы

Синонимы. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора

1

Знакомится в понятием синонимы; подбирать слова; отгадывать загадки; различать антонимы и синонимы; подбирать синонимы к словам; понимать прямое значение слов; переводить переносное значение слов; работать со словарями синонимов и антонимов; отгадывать загадки; отгадывать предмет по признакам; соотносить прямое значение и переносное в загадках.

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов

1

Прямое и переносное значение слова

1

Образные слова и выражения. Загадки

1

Фразеологизмы

Фразеологизмы

1

Сформировать у себя понятие фразеологизмы; выделять их в тексте; пополнять свой словарь фразеологическими оборотами

Фразеологические обороты

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по произношению - 1 класс

Программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, основные требования к знаниям и умениям учащихся на уроках произношения, тематическое и календарно-тематическое плани...

Таблица "Примерное произношение английских звуков"

При помощи данной таблицы дети научаться правильно произносить звуки и читать слова....

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме; развивать фонематический слух и чувство ритма; развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом уда...

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....