Час произношения
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Рабочая программа по курсу "Час произношения" для детей первого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_proiznosheniya.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Приказ №__ от __ августа 201_г.
Протокол № _от __августа 201_ г. Директор школы__________________
Коррекционно-развивающая логопедическая программа
“Час произношения”
п. Тулинский
Оглавление
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты 5
Содержание программы 6
Тематическое планирование 7
Пояснительная записка
«В интересах развития речи учащихся важно,
чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;
важно также, чтобы ученики уяснили значимость,
иногда незаменимость тех или иных выражений текста
и сами пользовались ими вполне сознательно.
Это потребует в ряде случаев
внимательного языкового анализа».
В.А. Добромыслов
Коррекционно-развивающая логопедическая программа “Час произношения” составлена на основе логопедических занятий по развитию речи младших школьников Н. Г. Андреевой.
Связная речь ребенка является связностью мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Коррекционно-развивающая логопедическая программа
“Час произношения” предусматривает проведение систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом, включает в себя два раздела «Устная связная речь», «Лексика».
Занятия учат анализировать литературный текст, выделять части его структуры (вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов, выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия.
Так как условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме, поэтому данная программа является актуальной для младших школьников. Коррекционно-развивающая логопедическая программа “Час произношения” осуществляется по следующим направлениям:
– целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);
– овладение содержанием;
– овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
Цель: развитие связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников.
Задачи: формирование грамматически правильной речи; усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; закрепление правильного употребления фраз на языковом материале литературных произведений; формирования умения при составлении пересказов текстов; обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Планируемые результаты
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках; способность ориентироваться в средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные: Анализировать литературный текст, выделять части его структуры (вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов, выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия
Содержание программы
Устная связная речь | 18ч | |
Последовательный пересказ текстов | 3ч | |
Пересказ текстов описательного характера | 2ч | |
Последовательный пересказ. Составление плана пересказа. | 1ч | |
Творческий пересказ | 3ч | |
Устное сочинение | 9ч | |
Лексика | 15ч | |
Лексическое значение слов | 5ч | |
Омонимы | 1ч | |
Этимология слов | 1ч | |
Антонимы | 2ч | |
Синонимы | 4ч | |
Фразеологизмы | 2ч | |
Итог | 33ч |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды, формы и способы учебной деятельности обучающихся с учётом программы воспитания |
Устная связная речь | 18ч | ||
Последовательный пересказ текстов | 3ч | ||
Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы | 1 | Проводить чтение рассказов . тгадывать загадки; выделять звук в слове (первый, последний, между какими); выбирать лишнюю картинку; обсуждение стихотворений; изучать значения слов; уточнять смысл незнакомых слов; слушать текст; отвечать на вопросы по тексту, картинке; работа с текстом; выделять главную мысль прочитанного, услышанного; отвечать на вопросы; выделять характеристики, действия предметов словами из текста; подбирать картинки к прочитанному отрывку текста; изменять слова по образцу. | |
Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы | 1 | ||
Последовательный пересказ текста от первого лица по схемам | 1 | ||
Пересказ текстов описательного характера | 2ч | ||
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы | 1 | Дифференцировать деревья, овощи; отгадывать загадки; дифференцировать предмет по контуру; характеризовать предмет, называя признаки; слушать стихи; составлять рассказ по картинкам; добавлять элементы слов-картинок в предложение, распространяя его; соотносить текст и картинки | |
Пересказ текстов описательно-повествовательного характера с опорой на предметные картинки | 1 | ||
Последовательный пересказ. Составление плана пересказа. | 1ч | Отгадывать загадки; дифференцировать предметы по группам; работа с сериями сюжетных картин; дифференцировать картины одной серии; исправлять ошибки в согласовании предложений; составлять план. | |
Творческий пересказ | 3ч | ||
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа | 1 | Определять гласные в слове; работа с текстом В.Сухомлинского «Цветок или волчья пасть?»; составлять план пересказа; записывать план в тетрадь; определять количество согласных и гласных; слушать текст «Суслик и хомяк»; соотносить текст с мультиком; соотносить зверей по признаку «мать-детеныш»; определять жилище животных; дифференцировать родственные слова; работа с текстов; выделять начало-середину и концовку текста | |
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа | 1 | ||
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа | 1 | ||
Устное сочинение | 9ч | ||
Составление связных рассказов повествовательного характера по картинкам | 1 | Дифференцировать картинки на звук; составлять план по рассказу; составлять рассказ по середине рассказа; определят звук в слове; определять место звука в слове; дифференцировать картинки на звук; составлять рассказ по плану; составлять вопросы к рассказу; отвечать на вопросы по рассказу; работа с сюжетной картиной «Ёж»; отвечать на устные вопросы; продолжить рассказ по картине; соотносить текст с картинами; отвечать на вопросы используя таблицу; сравнивать признаки предметов и явлений; составлять схемы к предложениям; отвечать на вопросы по тексту используя картины; обобщать предметы одной темы; дифференцировать названия птиц; отгадывать загадки; соотносить примерный пересказ с планом; добавлять уточняющие элементы в рассказ другого ребенка; изменять слова по образцу; подбирать слова на звук | |
Составление рассказа по вопросам | 1 | ||
Составление рассказа по вопросам и картинке | 1 | ||
Составление рассказа по опорным словам и картинкам | 1 | ||
Составление рассказа по серии картинок, используя план - вопросы | 1 | ||
Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических схем, вопросов | 1 | ||
Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических схем. | 1 | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов | 1 | ||
Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план - вопросы, опорные слова | 1 | ||
Лексика | 15ч | ||
Лексическое значение слов | 5ч | ||
Лексическое значение слова | 1 | Работать со словарем В.И Даля; составлять опорные схемы; подбирать слова на звук; искать значение слов; выделять признаки слов; соотносить слова и стихотворения; выбирать выражения; выбирать слова по количеству звуков и букв; дифференциация слов по счету и номеру в ряду; выполнять звуковой анализ слов; составлять предложения с учетом темы; дифференцировать картинки по теме; обозначать слово по описанию; разгадывать кроссворд; | |
Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте | 1 | ||
Однозначные слова | 1 | ||
Многозначные слова | 1 | ||
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами | 1 | ||
Омонимы | 1ч | Узнавать значения слов; строить высказывания в соответствии со значением | |
Этимология слов. Работа с этимологическим словарем | 1ч | Знакомится с этимологическим словарем; обобщать слова по теме «части тела»; составлять слова из слогов; работа с четверостишьями | |
Антонимы | 2ч | ||
Антонимы. Подбор антонимов к слову | 1 | Знакомится с понятием антонимы; отгадывать загадки; выделять слова в тексте; | |
Нахождение антонимов в тексте | 1 | ||
Синонимы | 4ч | ||
Синонимы. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора | 1 | Знакомится в понятием синонимы; подбирать слова; отгадывать загадки; различать антонимы и синонимы; подбирать синонимы к словам; понимать прямое значение слов; переводить переносное значение слов; работать со словарями синонимов и антонимов; отгадывать загадки; отгадывать предмет по признакам; соотносить прямое значение и переносное в загадках. | |
Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов | 1 | ||
Прямое и переносное значение слова | 1 | ||
Образные слова и выражения. Загадки | 1 | ||
Фразеологизмы | 2ч | ||
Фразеологизмы | 1 | Сформировать у себя понятие фразеологизмы; выделять их в тексте; пополнять свой словарь фразеологическими оборотами | |
Фразеологические обороты | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по произношению - 1 класс
Программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, основные требования к знаниям и умениям учащихся на уроках произношения, тематическое и календарно-тематическое плани...
Таблица "Примерное произношение английских звуков"
При помощи данной таблицы дети научаться правильно произносить звуки и читать слова....
Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи
Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...
Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.
Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме; развивать фонематический слух и чувство ритма; развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом уда...
ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....