Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Михеева Анна Николаевна

С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, но отдельных классов для таких детей у нас не выделяется. Занятие разработано и проведено с учениками 2 класса, обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). У детей, имеющих эту форму ОВЗ наблюдается сложность в различении звонких и глухих согласных, что затрудняет выбор нужной буквы на письме, соблюдение правил правописания, связанные с различением этих звуков. Работа требует постоянного повторения, использование разного вида контроля, включение в занятия упражнений на формирование психологической базы речи

Основная цель цикла занятий по отработке звонких  - глухих согласных – развитие орфографической зоркости, умения применять правила правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова.

 Данное занятие 4 среди темы «Звонкие и глухие парные согласные», по отработке пары т-д – первое.

В связи с тем, что техника чтения у детей на низком уровне, задания на рабочем листе педагог помогает детям прочитать (читает сам или совместно с детьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miheeva_an_tehnolog.karta_.docx180.03 КБ
Файл rabochiy_list_k_zanyatiyu.docx362.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Ощепковская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР

«Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»

Разработчик: Михеева Анна Николаевна,

МБОУ ПГО «ОСОШ»,

учитель-логопед

Пышма

2021

Пояснительная записка

С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, но отдельных классов для таких детей у нас не выделяется. Занятие разработано и проведено с учениками 2 класса, обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). У детей, имеющих эту форму ОВЗ наблюдается сложность в различении звонких и глухих согласных, что затрудняет выбор нужной буквы на письме, соблюдение правил правописания, связанные с различением этих звуков. Работа требует постоянного повторения, использование разного вида контроля, включение в занятия упражнений на формирование психологической базы речи

Основная цель цикла занятий по отработке звонких  - глухих согласных – развитие орфографической зоркости, умения применять правила правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова.

 Данное занятие 4 среди темы «Звонкие и глухие парные согласные», по отработке пары т-д – первое.

В связи с тем, что техника чтения у детей на низком уровне, задания на рабочем листе педагог помогает детям прочитать (читает сам или совместно с детьми)

Технологическая карта  коррекционно-развивающего занятия

Тема занятия: «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»

Программа: Коррекционно-развивающие логопедические занятия с обучающимися, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ЗПР

Тип занятия:  подгрупповое занятие (2-6 человек)

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить понятия «парные согласные», «звонкие и глухие согласные»;

- закрепить знание правила проверки парных согласных в упражнениях с применением алгоритма проверки;

- отработать связь звуков «Т», «Д» и букв Т, Д при написании мини-диктанта.

Коррекционно – развивающие задачи:

- формировать межполушарные связи путем использования нейроалфавита

- развивать внимание, слуховое внимание и восприятие при различении звуков «Т», «Д»

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать самоконтроль при выполнении письменных упражнений

- формировать адекватную самооценку через приемы рефлексии

Планируемый результат:

  • Предметный результат: при системном использовании представленного материала, своевременном закреплении изученного наблюдается положительная динамика в освоении понятий «звонкий», «глухой звук»,.. уменьшается количество ошибок. связанных с неверным выбором буквы, что свидетельствует о формировании фонематического слуха (различении звуков «Д» - «Т»), укреплении связи «звук-буква»
  • Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, выслушивать других

Познавательные УУД: осуществлений операций сравнения, анализа, доказательства

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. умение действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку

  • Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы, понимать значение и сложность русского языка

Время реализации 30-40 мин.

Учебно-методическое обеспечение представлено следующими материалами:

- демонстрационный материал: нейроалфавит, таблица для анализа артикуляции и характеристики звука, лента букв

- раздаточный материал: рабочие листы

- методическое обеспечение:

1. Алексеева О.С.  Различаем звуки и буквы: Картотека заданий логопеда (1–4 классы). — Санкт-Петербург : КАРО, 2017 (с.57 – 62).

 2. Ковалевская С.С., Кострина СЯ. Тетрадь для проведения стимулирующих занятий по русскому языку 2 класс Минск Экоперспектива, 2010, (с.62 – правило)

3.Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие  согласные Тетрадь для логопедических занятий Ярославль: Академия развития, 2006.  

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие — глухие согласные Д — Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет /. — М. : Издательство ГНОМ, 2012.  

Этап

Время

Содержание педагогического

взаимодействия

Прогнозируемый

результат

Учебно-

методическое

обеспечение

деятельность

педагога

деятельность

детей

1. Организационно-мотивационный

3 мин.

- Приветствие

Для того, чтобы приступить к работе, разбудим наш мозг, включим его. Используем для этого нейроалфавит. Буква П рядом с буквой алфавита показывает, что нужно поднять правую руку, Л – левую, О – обе руки. По буквам назовите своё имя, поднимая руки по заданию.

Какое сейчас время года? Докажите, назовите признаки этого времени года

- Какой месяц на календаре? Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Будет послезавтра?

- Приветствие

- Каждый ученик своё имя (полное или сокращенное) показывает с опорой на нейроалфавит

-  Обучающиеся отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения

Формирование межполушарного взаимодействия

Познавательные УУД

Последовательность времен года, месяцев, дней недели

Таблица с нейроалфавитом

2. Актуализация

5 мин

- Какие буквы пропущены в названиях дней недели

На доске:

Поне__ельник

В __орник

Сре___а

Че___верг

Пя___ница

- Какие звуки обозначают пропущенные буквы?

- Как работают органы артикуляции при правильном произношении звуков «Т», «Д»? Как называются звуки, которые отличаются по 1 признаку?

- Дайте характеристику звуку, который слышится в 1 слове, 3 слове, 4 слове

- Вспомните, как правильн пишутся буквы Тт, Дд, На что они похожи? Какие элемены составляют эти буквы?

- Записываем дату, в следующей строке будем писать мини-диктант

Заглавная письменная т, строчная печатная д, заглавная письменная д, строчная письменная т, заглавная печатная т, строчная письменная д, заглавная печатная д, строчная печатная т.

Какие ещё парные звонкие и глухие согласные вам знакомы?

- Вспомните правило проверки парных согласных

C:\Users\User\Desktop\Тетрадь для проведения стимулирующих занятий по русскому языку. 2 класс. Часть 1\133745377_12.png

- восстанавливают названия дней недели

- описывают правильную артикуляцию Т и Д, дают характеристика звуков

- Буквы Тт, Дд, их написание (мини-диктант)

-Называют правило проверки звонких-глухих согласных, способы проверки

Лента букв, схема анализа произношения,  характеристики звука

3. Основной

15 мин

Берем рабочий лист

Логопед читает задание, обращает внимание, что не везде звук совпадает с буквой

- определяют место звука Т или Д в слове, отмечают, что не везде звук совпадает с буквой

-вставляют т или д, объясняют разницу в значении полученных слов

вспоминают правило о звонких-глух согл, проговаривают, подбирают проверочные слова по образцу

Познавательные УУД: доказательство, сравнение, анализ

Коммуникативные УУД: выражение своей т.зрения

Регулятивные УУД: порядок действий, самоконтроль

Рабочий лист

Физми-нутка

2 мин

Называет слова

Дом, товарищ, тигр, доска, тень, дым, точка,

Метка, еда, кот, вода, медаль, театр, ответ, друг, мост, каток идр.

Если в слове есть звуки «Д» или «Д’», то приседают,

Если «Т» или «Т’», делают повороты туловища

Познавательные УУД: анализ

4.Закрепление изученного

10 мин

Напоминает о том. что нужно вернуться к заданию на рабочем листе

- самостоятельно подписывают картинки, подчеркивают т и д, определяют необходимость использовать правило

составить предложения с этими словами

Познавательные УУД: анализ, обобщение

Рабочий лист

5. Рефлексия

5 мин

Предлагает отметить на линейке достижений  показатели

- я научился различать д и т

- я использовал правила письма

- я старался

Отмечают на «Линейке достижений» как поработали на занятии

Регулятивные УУД: самооценка

Линейка достижений



Предварительный просмотр:

Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме

1. Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове

Звук [Т]

Звук [Д]

Дегустатор, депутат, детектив, диктант, институт, отдирать, подтаять

Подождать, водород, отвердеть, подоходный, комендант, кондитер, анекдот

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Вставь пропущенные буквы д — т. Устно объясни значение каждого слова.

ро… — ро…

…ело — …ело

ко… — ко…

…ом — …ом

моло… — моло…

…уш — …ушь

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0840/000bc80f-7673995d/img21.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0971/0001caa8-09f6c75c/img8.jpg

3. Вставь пропущенные буквы д — т. Объясни свой выбор проверочным  словом.

Пор…, аккор…, паспор…, голо…, ово…, живо…, сала…, скла…, са…, пило…, пово…

4. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос какой?

Молодость — молодой, сад, год, плод, доступ, голод, склад, порт, труд, фронт, гранат, спорт.

 5. Скажи ласково.

Салат — салатик, лёд — ледок, год, кот, живот, пруд, гвоздь, дождь, огород, сад, торт, мёд, ряд, зонт, ход.

6. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делает?

Ход — ходит, голод, плод, склад, молот, свод, топот, труд, суд, ремонт, след, лад.

 7. Измени слова по образцу.

Кот — коты, код, сад, год, рот, мост, плот, швед, лёд, мёд, чёрт, след, ряд.

8. Запиши названия картинок, подчеркни буквы Т и Д. В каких словах нужна проверка по правилу?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку.Тема: Звонкие и глухие согласные. Различай З-С.

Тема : Согласные звонкие и глухие.        Различай з и с. Цели:1.Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...