Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, но отдельных классов для таких детей у нас не выделяется. Занятие разработано и проведено с учениками 2 класса, обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). У детей, имеющих эту форму ОВЗ наблюдается сложность в различении звонких и глухих согласных, что затрудняет выбор нужной буквы на письме, соблюдение правил правописания, связанные с различением этих звуков. Работа требует постоянного повторения, использование разного вида контроля, включение в занятия упражнений на формирование психологической базы речи
Основная цель цикла занятий по отработке звонких - глухих согласных – развитие орфографической зоркости, умения применять правила правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова.
Данное занятие 4 среди темы «Звонкие и глухие парные согласные», по отработке пары т-д – первое.
В связи с тем, что техника чтения у детей на низком уровне, задания на рабочем листе педагог помогает детям прочитать (читает сам или совместно с детьми)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miheeva_an_tehnolog.karta_.docx | 180.03 КБ |
rabochiy_list_k_zanyatiyu.docx | 362.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Ощепковская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР
«Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»
Разработчик: Михеева Анна Николаевна,
МБОУ ПГО «ОСОШ»,
учитель-логопед
Пышма
2021
Пояснительная записка
С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, но отдельных классов для таких детей у нас не выделяется. Занятие разработано и проведено с учениками 2 класса, обучающихся инклюзивно в общеобразовательном классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). У детей, имеющих эту форму ОВЗ наблюдается сложность в различении звонких и глухих согласных, что затрудняет выбор нужной буквы на письме, соблюдение правил правописания, связанные с различением этих звуков. Работа требует постоянного повторения, использование разного вида контроля, включение в занятия упражнений на формирование психологической базы речи
Основная цель цикла занятий по отработке звонких - глухих согласных – развитие орфографической зоркости, умения применять правила правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова.
Данное занятие 4 среди темы «Звонкие и глухие парные согласные», по отработке пары т-д – первое.
В связи с тем, что техника чтения у детей на низком уровне, задания на рабочем листе педагог помогает детям прочитать (читает сам или совместно с детьми)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия
Тема занятия: «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»
Программа: Коррекционно-развивающие логопедические занятия с обучающимися, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ЗПР
Тип занятия: подгрупповое занятие (2-6 человек)
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить понятия «парные согласные», «звонкие и глухие согласные»;
- закрепить знание правила проверки парных согласных в упражнениях с применением алгоритма проверки;
- отработать связь звуков «Т», «Д» и букв Т, Д при написании мини-диктанта.
Коррекционно – развивающие задачи:
- формировать межполушарные связи путем использования нейроалфавита
- развивать внимание, слуховое внимание и восприятие при различении звуков «Т», «Д»
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать самоконтроль при выполнении письменных упражнений
- формировать адекватную самооценку через приемы рефлексии
Планируемый результат:
- Предметный результат: при системном использовании представленного материала, своевременном закреплении изученного наблюдается положительная динамика в освоении понятий «звонкий», «глухой звук»,.. уменьшается количество ошибок. связанных с неверным выбором буквы, что свидетельствует о формировании фонематического слуха (различении звуков «Д» - «Т»), укреплении связи «звук-буква»
- Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, выслушивать других
Познавательные УУД: осуществлений операций сравнения, анализа, доказательства
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. умение действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку
- Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы, понимать значение и сложность русского языка
Время реализации 30-40 мин.
Учебно-методическое обеспечение представлено следующими материалами:
- демонстрационный материал: нейроалфавит, таблица для анализа артикуляции и характеристики звука, лента букв
- раздаточный материал: рабочие листы
- методическое обеспечение:
1. Алексеева О.С. Различаем звуки и буквы: Картотека заданий логопеда (1–4 классы). — Санкт-Петербург : КАРО, 2017 (с.57 – 62).
2. Ковалевская С.С., Кострина СЯ. Тетрадь для проведения стимулирующих занятий по русскому языку 2 класс Минск Экоперспектива, 2010, (с.62 – правило)
3.Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Тетрадь для логопедических занятий Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие — глухие согласные Д — Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет /. — М. : Издательство ГНОМ, 2012.
Этап | Время | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | Учебно- методическое обеспечение | |
деятельность педагога | деятельность детей | ||||
1. Организационно-мотивационный | 3 мин. | - Приветствие Для того, чтобы приступить к работе, разбудим наш мозг, включим его. Используем для этого нейроалфавит. Буква П рядом с буквой алфавита показывает, что нужно поднять правую руку, Л – левую, О – обе руки. По буквам назовите своё имя, поднимая руки по заданию. Какое сейчас время года? Докажите, назовите признаки этого времени года - Какой месяц на календаре? Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Будет послезавтра? | - Приветствие - Каждый ученик своё имя (полное или сокращенное) показывает с опорой на нейроалфавит - Обучающиеся отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения | Формирование межполушарного взаимодействия Познавательные УУД Последовательность времен года, месяцев, дней недели | Таблица с нейроалфавитом |
2. Актуализация | 5 мин | - Какие буквы пропущены в названиях дней недели На доске: Поне__ельник В __орник Сре___а Че___верг Пя___ница - Какие звуки обозначают пропущенные буквы? - Как работают органы артикуляции при правильном произношении звуков «Т», «Д»? Как называются звуки, которые отличаются по 1 признаку? - Дайте характеристику звуку, который слышится в 1 слове, 3 слове, 4 слове - Вспомните, как правильн пишутся буквы Тт, Дд, На что они похожи? Какие элемены составляют эти буквы? - Записываем дату, в следующей строке будем писать мини-диктант Заглавная письменная т, строчная печатная д, заглавная письменная д, строчная письменная т, заглавная печатная т, строчная письменная д, заглавная печатная д, строчная печатная т. Какие ещё парные звонкие и глухие согласные вам знакомы? - Вспомните правило проверки парных согласных | - восстанавливают названия дней недели - описывают правильную артикуляцию Т и Д, дают характеристика звуков - Буквы Тт, Дд, их написание (мини-диктант) -Называют правило проверки звонких-глухих согласных, способы проверки | Лента букв, схема анализа произношения, характеристики звука | |
3. Основной | 15 мин | Берем рабочий лист Логопед читает задание, обращает внимание, что не везде звук совпадает с буквой | - определяют место звука Т или Д в слове, отмечают, что не везде звук совпадает с буквой -вставляют т или д, объясняют разницу в значении полученных слов вспоминают правило о звонких-глух согл, проговаривают, подбирают проверочные слова по образцу | Познавательные УУД: доказательство, сравнение, анализ Коммуникативные УУД: выражение своей т.зрения Регулятивные УУД: порядок действий, самоконтроль | Рабочий лист |
Физми-нутка | 2 мин | Называет слова Дом, товарищ, тигр, доска, тень, дым, точка, Метка, еда, кот, вода, медаль, театр, ответ, друг, мост, каток идр. | Если в слове есть звуки «Д» или «Д’», то приседают, Если «Т» или «Т’», делают повороты туловища | Познавательные УУД: анализ | |
4.Закрепление изученного | 10 мин | Напоминает о том. что нужно вернуться к заданию на рабочем листе | - самостоятельно подписывают картинки, подчеркивают т и д, определяют необходимость использовать правило составить предложения с этими словами | Познавательные УУД: анализ, обобщение | Рабочий лист |
5. Рефлексия | 5 мин | Предлагает отметить на линейке достижений показатели - я научился различать д и т - я использовал правила письма - я старался | Отмечают на «Линейке достижений» как поработали на занятии | Регулятивные УУД: самооценка | Линейка достижений |
Предварительный просмотр:
Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме
1. Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове
Звук [Т] | Звук [Д] |
Дегустатор, депутат, детектив, диктант, институт, отдирать, подтаять | Подождать, водород, отвердеть, подоходный, комендант, кондитер, анекдот |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Вставь пропущенные буквы д — т. Устно объясни значение каждого слова.
ро… — ро… | …ело — …ело | ко… — ко… |
…ом — …ом | моло… — моло… | …уш — …ушь |
3. Вставь пропущенные буквы д — т. Объясни свой выбор проверочным словом.
Пор…, аккор…, паспор…, голо…, ово…, живо…, сала…, скла…, са…, пило…, пово…
4. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос какой?
Молодость — молодой, сад, год, плод, доступ, голод, склад, порт, труд, фронт, гранат, спорт.
5. Скажи ласково.
Салат — салатик, лёд — ледок, год, кот, живот, пруд, гвоздь, дождь, огород, сад, торт, мёд, ряд, зонт, ход.
6. К данным словам подбери родственные, отвечающие на вопрос что делает?
Ход — ходит, голод, плод, склад, молот, свод, топот, труд, суд, ремонт, след, лад.
7. Измени слова по образцу.
Кот — коты, код, сад, год, рот, мост, плот, швед, лёд, мёд, чёрт, след, ряд.
8. Запиши названия картинок, подчеркни буквы Т и Д. В каких словах нужна проверка по правилу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку.Тема: Звонкие и глухие согласные. Различай З-С.
Тема : Согласные звонкие и глухие. Различай з и с. Цели:1.Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
Образовательные.1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...