Дифференциация Ч-Ц
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Крылова Ольга Сергеевна

Дид.материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_ch-ts.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков ч-ц.

  1. Вставить пропущенные буквы «ч» - «ц».

…арь                        …ареви…                        …е…еви…а                        …ерепи…а

…ервь                        …ерес…ур                         …ыпо…ки                        разлу…ни…а

ры…арь                …елове…еский                …епо…ка

ры…аг                …ирка…                        …уто…ка

  1. Распределить слова по строчкам.

Ч

Ц

Ч Ч

Ц Ц

Ч Ц

Считалочка, сценический, матрац, меч, чечевица, царица, циркач, цепочка, человеческий, чересчур, улица, речной, цыплячий, почемучка, церковь, ключица, чепец.

  1. Заполнить таблицу по образцу.

царица

учительница

ч

ц

почемучка

человечек

чечевица

цепочка

черепица

  1. Измени слово так, чтобы оно стало отвечать на вопрос «какой?»

Улица – уличный, перец, колючка, цыплёнок, сердце, теплица, цветок, кузнец, солнце, мельница, краска, конец.

  1. Измени слово так, чтобы оно стало отвечать на вопрос «что делает?»

Луч – излучает, поцелуй, лечение, крик, перец, счёты, печка, царь, цена, цветок, точилка, учение, вечер, цемент, цель.

  1. Скажи ласково.

Лицо – личико, яйцо, поцелуй, курица, туча, перец, водица, кольцо, чеснок, цветок, черепица, спичка, копыто, блюдце, крыльцо, печенье, чепец.

  1. Записать слова парами, чтобы получились словосочетания.

коготочки                        цепляется

матрац                        печалится

врачи                                учат

цветочки                        чинят

крыльцо                        исцеляют

ученики                        испачкался

царевич                        царапаются

крючок                        цветут

  1. «Подружи» слова в словосочетаниях.

Цветная платочек, ценные подарочек, чудесный месяцы, перец жгучая, лицо печальный, яйцо черепашья, маслице горячие, цепочка металлический, ручка цветные, мыльце пахучая.

  1. Он – она.

1) Животные: конь – лошадь, заяц, лев, тигр, волк, лис, медведь, барсук, кролик, баран, хомяк, крокодил.

2) Люди: любитель - любительница, ценитель, мечтатель, читатель, сказочник, разлучник, казак.

3) Профессии: мойщик - мойщица, рыбак, учитель, чистильщик, булочник, молочник.

  1. Вставить пропущенные слова: через, сквозь, промеж, между, чересчур.

Цифры напечатаны … одну клеточку. Цветочек пророс … щёлочку в дощечке. Курица кудахчет над … прыткими цыплятами. Цыган проскочил … церковью и булочной. Черепица отскочила и попала … глаз. … месяц врач закончит лечение пациента в лечебнице.

  1. Реши примеры.

(честь – ть) + (ночь – чь) + (лучок – лу) = ?

(улица – ули) + (речка – чка) + ((черевички – чере) – ки) = ?

(цветик – тик) + ((карточка – кар) – ка) – (чайник – чай) = ?

(учи – чи) + (старче – стар) + ((ключница – ключ) – ца) – (цапля – пля) = ?

(цель – ль) + (почка – ка) + (качан – чан) = ?

(человек – ловек) + (череп – реп) + ((Петрович – Петро) – ч) + (царь – рь) = ?

  1. Расшифровать предложения, где 4 – это буква «ч», а Ψ – это буква «ц».

На блюдΨе 4удные було4ки и пе4еньиΨе. 4ерные 4ернила в 4ернильниΨе. На по4те я полу4ил письмеΨо. Ψерковные све4и в подсве4нике излу4али 4удесное све4ение.

Ошибо4ки у4ительниΨа под4еркнула Ψветными ру4ками.  На ка4елях по о4ереди ка4ались маль4ики и дево4ки. Суп4ик из 4е4евиΨы и куриΨы полу4ился о4ень пер4ёный.

  1. Исправь ошибки в предложениях (все буквы «ц» замени на «ч» и наоборот).

В чентре Цереповча выцистили колодеч. Цудесна клюцевая водича из руцья. В пецке испецём блинчов на масленичу. Врацебной спечиальности обуцаются в медичинском уцреждении. Чветной руцкой исцерцены страничы. Синича велициной со спицецный коробоцек.

  1. Исправить смысловые ошибки в словосочетаниях.

 

Курица из ветчины, чечевица из супчика, коробочная спичечка, платочковый ситец, церковный кирпич, цапля чучела, печеньевый марципан, яблочный червь, принцевый мечтатель.

  1. Соединить слоги в слова.

На у ли цах час то встре ча ют ся мрач ны е ли ца. Зна чи тель но кра соч не е че ло ве чес ки е э мо ци и на сим фо ни чес ких кон цер тах. Там це ни те ли Мо цар та чуть не пла чут от чув ства счас тья. Луч ши е скри па чи, тру ба чи и ви о лон че лис ты у час тву ют в кон цер тах. Смыч ком, как клю чи ком, рас се кре чи ва ют ся че ло ве чес ки е серд ца.

  1. Подскажи словечко.

В дневнике пятёрок вереницы                        Стало радостней моё лицо -

У прилежной у… .                                        Почтальон принёс нам п… .

Скрипки две, и нот две пачки                        Целый день стихи учу,

У скрипача и у с… .                                        Но пятёрку п…

На полях две галочки, как птички,                        Блестит на пальчике колечко -

На разлинованной с… .                                Девичье занято с… .

  1. Запиши предложения (они написаны слева направо).

.окчолом илилан ецдюлб в екчешоК

.ецилотс в тюувтсеч уцирац и яраЦ

.ецинбечел в атнеицап тичел чарВ

.йеьчин ясличноко чтам йыньлобтуФ

.хялечак ан ястюачак хациьталп хынтевцонзар в икчовеД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...