Дифференциация Ч-Ц
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков ч-ц.
- Вставить пропущенные буквы «ч» - «ц».
…арь …ареви… …е…еви…а …ерепи…а
…ервь …ерес…ур …ыпо…ки разлу…ни…а
ры…арь …елове…еский …епо…ка
ры…аг …ирка… …уто…ка
- Распределить слова по строчкам.
Ч | |
Ц | |
Ч Ч | |
Ц Ц | |
Ч Ц | |
Считалочка, сценический, матрац, меч, чечевица, царица, циркач, цепочка, человеческий, чересчур, улица, речной, цыплячий, почемучка, церковь, ключица, чепец.
- Заполнить таблицу по образцу.
царица | |||||||||||
учительница | ч | ц | |||||||||
почемучка | |||||||||||
человечек | |||||||||||
чечевица | |||||||||||
цепочка | |||||||||||
черепица |
- Измени слово так, чтобы оно стало отвечать на вопрос «какой?»
Улица – уличный, перец, колючка, цыплёнок, сердце, теплица, цветок, кузнец, солнце, мельница, краска, конец.
- Измени слово так, чтобы оно стало отвечать на вопрос «что делает?»
Луч – излучает, поцелуй, лечение, крик, перец, счёты, печка, царь, цена, цветок, точилка, учение, вечер, цемент, цель.
- Скажи ласково.
Лицо – личико, яйцо, поцелуй, курица, туча, перец, водица, кольцо, чеснок, цветок, черепица, спичка, копыто, блюдце, крыльцо, печенье, чепец.
- Записать слова парами, чтобы получились словосочетания.
коготочки цепляется
матрац печалится
врачи учат
цветочки чинят
крыльцо исцеляют
ученики испачкался
царевич царапаются
крючок цветут
- «Подружи» слова в словосочетаниях.
Цветная платочек, ценные подарочек, чудесный месяцы, перец жгучая, лицо печальный, яйцо черепашья, маслице горячие, цепочка металлический, ручка цветные, мыльце пахучая.
- Он – она.
1) Животные: конь – лошадь, заяц, лев, тигр, волк, лис, медведь, барсук, кролик, баран, хомяк, крокодил.
2) Люди: любитель - любительница, ценитель, мечтатель, читатель, сказочник, разлучник, казак.
3) Профессии: мойщик - мойщица, рыбак, учитель, чистильщик, булочник, молочник.
- Вставить пропущенные слова: через, сквозь, промеж, между, чересчур.
Цифры напечатаны … одну клеточку. Цветочек пророс … щёлочку в дощечке. Курица кудахчет над … прыткими цыплятами. Цыган проскочил … церковью и булочной. Черепица отскочила и попала … глаз. … месяц врач закончит лечение пациента в лечебнице.
- Реши примеры.
(честь – ть) + (ночь – чь) + (лучок – лу) = ?
(улица – ули) + (речка – чка) + ((черевички – чере) – ки) = ?
(цветик – тик) + ((карточка – кар) – ка) – (чайник – чай) = ?
(учи – чи) + (старче – стар) + ((ключница – ключ) – ца) – (цапля – пля) = ?
(цель – ль) + (почка – ка) + (качан – чан) = ?
(человек – ловек) + (череп – реп) + ((Петрович – Петро) – ч) + (царь – рь) = ?
- Расшифровать предложения, где 4 – это буква «ч», а Ψ – это буква «ц».
На блюдΨе 4удные було4ки и пе4еньиΨе. 4ерные 4ернила в 4ернильниΨе. На по4те я полу4ил письмеΨо. Ψерковные све4и в подсве4нике излу4али 4удесное све4ение.
Ошибо4ки у4ительниΨа под4еркнула Ψветными ру4ками. На ка4елях по о4ереди ка4ались маль4ики и дево4ки. Суп4ик из 4е4евиΨы и куриΨы полу4ился о4ень пер4ёный.
- Исправь ошибки в предложениях (все буквы «ц» замени на «ч» и наоборот).
В чентре Цереповча выцистили колодеч. Цудесна клюцевая водича из руцья. В пецке испецём блинчов на масленичу. Врацебной спечиальности обуцаются в медичинском уцреждении. Чветной руцкой исцерцены страничы. Синича велициной со спицецный коробоцек.
- Исправить смысловые ошибки в словосочетаниях.
Курица из ветчины, чечевица из супчика, коробочная спичечка, платочковый ситец, церковный кирпич, цапля чучела, печеньевый марципан, яблочный червь, принцевый мечтатель.
- Соединить слоги в слова.
На у ли цах час то встре ча ют ся мрач ны е ли ца. Зна чи тель но кра соч не е че ло ве чес ки е э мо ци и на сим фо ни чес ких кон цер тах. Там це ни те ли Мо цар та чуть не пла чут от чув ства счас тья. Луч ши е скри па чи, тру ба чи и ви о лон че лис ты у час тву ют в кон цер тах. Смыч ком, как клю чи ком, рас се кре чи ва ют ся че ло ве чес ки е серд ца.
- Подскажи словечко.
В дневнике пятёрок вереницы Стало радостней моё лицо -
У прилежной у… . Почтальон принёс нам п… .
Скрипки две, и нот две пачки Целый день стихи учу,
У скрипача и у с… . Но пятёрку п…
На полях две галочки, как птички, Блестит на пальчике колечко -
На разлинованной с… . Девичье занято с… .
- Запиши предложения (они написаны слева направо).
.окчолом илилан ецдюлб в екчешоК
.ецилотс в тюувтсеч уцирац и яраЦ
.ецинбечел в атнеицап тичел чарВ
.йеьчин ясличноко чтам йыньлобтуФ
.хялечак ан ястюачак хациьталп хынтевцонзар в икчовеД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш....
Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...
Дифференциация звуков "С-Ц"
Урок дифференциации звуков "С-Ц" в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...