Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | - Назовите слова со звуком [ш] в начале слова. ( аналогично со звуком [ж]). | Дети подбирают слова со звуками [ш-ж]. |
Постановка учебной задачи.
| - На прошлом занятии я дала вам домашнее задание: раскрасить участки рисунков с буквами. Скажите, что у вас получилось? -Какую букву находили? -Сравнивать звуки [ш, ж ] мы начали на прошлом занятии, сегодня продолжим различать их в слогах, словах и предложениях. - А зачем мы сравниваем эти звуки? Послушайте предложения, может они помогут вам ответить на мой вопрос. Улетел у Васи жар. У Наташи сильный шар. Мама платье будет жить. Дом построим, будем шить. | Будем различать звуки [ш-ж]. Шапка. Жираф. Находили букву ш, ж.
Дети исправляют ошибки: Улетел у Васи шар. У Наташи сильный жар. Мама платье будет шить. Дом построим, будем жить. |
Артикуляционная гимнастика
| Чтобы правильно и чётко произносить звуки [ш-ж] выполним некоторые артикуляционные упражнения. | Выполнение упражнений «Улыбочка», Трубочка», «Лопаточка», Чашечка», «Фокус». |
Уточнение артикуляции звуков. | Уточнение артикуляции звуков по профилям. |
|
Характеристика звуков. | Характеристика звуков по схеме. Обозначение в тетради. |
|
Слоговые ряды с изменением ритмического рисунка. | ша-ша жа-ша-ша жо-шо жо-шо-шо шу-шу жу-жу-шу жи-ши ши-жи-жи Ши-ши-жи – в лесу живут ежи, Жа-ша-жа—есть иголки у ежа. жа-ша-жа – мы нашли в лесу ежа, шу-шу-жу – молока дадим ежу. |
|
Лексическая тема: Игрушки
| О чём мы поговорим на занятии, вы узнаете, расшифровав запись в квадрате. Я диктую, на какую клетку вам шагнуть, вы обводите эту букву. 1, 2 , 3 , 1 , 2 , 2 , 1 -Прочтите слово, из выделенных букв по рядам. -Назовите игрушки, которые лежат на столе. |
Игрушки. жираф, ёжик, мышонок, лошадка, Смешарик Нюша, машинка,
|
Выделение слов с дифферециируемыми звуками, согласование прилагательных с существительными. | -Выберите игрушки, в названии которых есть звуки [ш], [ж] и положите их возле соответствующих букв. Подберите к каждой выбранной игрушке слова признаки, опишите, какая она. -Назовите игрушки, в названии которых есть звук [ш],[ж]. | Дети выполняют задание. ш- мышонок, лошадка, машинка, Смешарик. ж- жираф, ёжик.
|
Словообразование.
| -Из чего сделана машинка? -Значит она какая? Аналогично образовать слова: резиновый, пластмассовый, плюшевый, меховой, бумажный, стеклянный.
| -Машинка сделана из металла. -Металлическая.
|
Развитие словаря.
| -Если игрушка сделана из глины, то она какая? - Я хочу рассказать вам о Дымковской игрушке. На берегу реки Вятки стоит село - Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины. Берёт гончар -мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины, кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. А игрушки выходят – просто загляденье! Вот какие яркие, весёлые, нарядные игрушки делают дымковские мастера! Подробнее о дымковской игрушке вы узнаете на уроках изобразительного искусства и окружающего мира. | -Она глиняная Просмотр презентации.
|
Игра «Четвёртый лишний»
| - Какая игрушка лишняя? Почему? (жираф, машинка, мишка, мышонок) | -Лишний жираф, потому что в его названии есть звук [ж], в остальных [ш]; жираф-он высокий; машинка – она железная, остальные плюшевые; машинка – она заводная, может передвигаться. |
Логопедические распевки | Пение логопедических распевок «Мишка», «Жираф» сопряжёно с пальчиковой гимнастикой. |
|
Соотнесение слова со схемой. Работа в паре. | - Перед вами картинки и схемы слов. Подберите к каждой картинке схему. На схеме указано, сколько слогов в слове и обозначено место звука в слове значком- флажок или колокольчик. Какой звук я обозначила флажком? Почему?
- Какой звук обозначен колокольчиком? Почему?
Проверка по эталону. -Какое задание выполняли? |
- Флажком обозначен звук [ш], потому что он глухой. Колокольчиком обозначен звук [ж], потому что он звонкий. Выполняют задание. Подбирали схему к слову. |
Игра с мячом.
Заменить [ш] на [ж]
Развитие фонематического слуха (физминутка) | - Назовите эту игрушку. - В какие игры можно играть с мячом? - Футбол, волейбол, баскетбол – это спортивные игры. -Мы тоже поиграем с мячом и выполним задание. Саша будет учителем. Он бросает мяч и называет слог со звуком [ш], а вы возвращаете мяч называя слог, изменив [ш] на [ж]. - Я называю слова, а вы выполняете движения. Если в слове слышен звук [ш], вы приседаете, если звук [ж], хлопаете в ладоши. Мышонок, ежонок, лягушонок, жеребёнок, медвежонок, черепашонок, ужонок, верблюжонок. -Кто был внимательным, тот может сказать, что общего было в словах, которые я назвала .Как одним словом их назвать? - Какие задания мы выполнили?
| Это мяч. отвечают Можно играть в «Вышибалы, Охотники и утки».
ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи, ше-же. Выполнение задания.
-Детёныши животных.
-Меняли звук [ш] на [ж]. - Определяли на слух, какой звук есть в слове. |
Сочетания ШИ-ЖИ. Добавь слог - получи слово
| -Какую орфограмму мы должны помнить, когда пишем слова с сочетаниями ШИ, ЖИ? - Допишите слог ши или жи, чтобы получилось слово. -Прочтите слова, которые у вас получились. | Сочетания ши-жи пишем с гласной и. Дописывают слог.
|
Отграничение слов в предложении | На карточке у вас записаны предложения. -Скажите, какая ошибка допущена при записи предложений? -Исправьте эту ошибку. Поставьте вертикальную черту после каждого слова и сосчитайте, сколько слов в предложении, запишите цифру в скобках. | -Слова в предложении не отделены друг от друга. Каждый ребёнок анализирует своё предложение. |
Итог занятия. | - Какие звуки различали на занятии? -Какие задания выполняли? -Какое задание было самым сложным? -Какое больше всего понравилось? -Оцените, как поработали на занятии. -Отметьте настроение. -Я дам вам домашнее задание. По схеме выполните рисунок и составьте рассказ о том, кто у вас получится. Мы послушаем ваши рассказы на следующем занятии. |
|