"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Андрющенко Ольга Владимировна

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в группе «Общее недоразвитие речи (III уровень)»   (1 класс VII вид).

Тема:  "Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях"

Цели: закрепление чёткого произнесения звуков [Ш,Ж];

дифференциация звуков [ш-ж]  в слогах, словах, предложениях;

отработка умения правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

обогащение и активизация словаря существительными и прилагательными;

совершенствование навыка словообразования;

совершенствование умений отграничивать слова в предложении;

развитие фонематического слуха;

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие тактильных ощущений и мелкой моторики;

Оборудование: игрушки, листы с заданием, мяч.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

- Назовите слова со звуком [ш] в начале слова.

( аналогично со звуком [ж]).                                              

Дети подбирают слова со звуками [ш-ж].

Постановка учебной задачи.

- На прошлом занятии я дала вам домашнее задание: раскрасить участки рисунков с буквами. Скажите, что у вас получилось?

-Какую букву находили?

-Сравнивать звуки [ш, ж ] мы начали на прошлом занятии, сегодня продолжим различать их  в слогах, словах и предложениях.

- А зачем мы сравниваем эти звуки?

Послушайте предложения, может они помогут вам ответить на мой вопрос.

    Улетел у Васи жар.

    У Наташи сильный шар.

    Мама платье будет жить.

    Дом построим, будем шить.

Будем различать звуки [ш-ж].

Шапка. Жираф.

Находили букву ш, ж.

Дети исправляют ошибки:

Улетел у Васи шар.

У Наташи сильный жар.

Мама платье будет шить.

Дом построим, будем жить.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и чётко произносить звуки [ш-ж] выполним некоторые артикуляционные упражнения.

Выполнение упражнений «Улыбочка», Трубочка», «Лопаточка», Чашечка», «Фокус».

Уточнение артикуляции звуков.

Уточнение артикуляции звуков по профилям.

Характеристика звуков.

Характеристика звуков по схеме. Обозначение в тетради.

Слоговые ряды с изменением ритмического рисунка.

ша-ша  жа-ша-ша

жо-шо  жо-шо-шо

шу-шу жу-жу-шу

жи-ши ши-жи-жи

Ши-ши-жи – в лесу живут ежи,

Жа-ша-жа—есть иголки у ежа. 
жа-ша-жа – мы нашли в лесу ежа,
шу-шу-жу – молока дадим ежу.

Лексическая тема: Игрушки

О чём мы поговорим на занятии, вы узнаете, расшифровав запись в квадрате. Я диктую, на какую клетку вам шагнуть, вы обводите эту букву.

1, 2     , 3   , 1     , 2   , 2       , 1    

-Прочтите слово, из выделенных букв по рядам.

-Назовите игрушки, которые лежат на столе.

и

л

г

о

м

р

х

у

с

а

т

ш

ф

к

и

у

Игрушки.

жираф, ёжик, мышонок, лошадка, Смешарик Нюша, машинка,

Выделение слов с дифферециируемыми звуками, согласование прилагательных с существительными.

-Выберите игрушки, в названии которых есть звуки [ш], [ж] и положите их возле соответствующих букв. Подберите к каждой выбранной игрушке слова признаки, опишите, какая она.

-Назовите игрушки, в названии которых есть звук [ш],[ж].

Дети выполняют задание.

ш- мышонок, лошадка, машинка, Смешарик.

ж- жираф, ёжик.

Словообразование.

-Из чего сделана машинка?

-Значит она какая?

Аналогично образовать слова: резиновый, пластмассовый, плюшевый, меховой, бумажный, стеклянный.

-Машинка сделана из металла.

-Металлическая.

Развитие словаря.

-Если игрушка сделана из глины, то она какая?

- Я хочу рассказать вам о Дымковской игрушке.

На берегу реки Вятки стоит село - Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины. Берёт гончар -мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины, кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в  белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят – просто загляденье!

Вот какие яркие, весёлые, нарядные игрушки делают дымковские мастера!

Подробнее о дымковской игрушке вы узнаете на уроках изобразительного искусства и окружающего мира.

-Она глиняная Просмотр презентации.

Игра «Четвёртый лишний»

- Какая игрушка лишняя? Почему?

(жираф, машинка, мишка, мышонок)

-Лишний жираф, потому что в его названии есть звук [ж], в остальных [ш];

жираф-он высокий;

машинка – она железная, остальные плюшевые;

машинка – она заводная, может передвигаться.

Логопедические распевки

Пение логопедических распевок «Мишка», «Жираф» сопряжёно с пальчиковой гимнастикой.

Соотнесение слова со схемой.

Работа в паре.

- Перед вами картинки и схемы слов. Подберите к каждой картинке схему.

На схеме указано, сколько слогов в слове и обозначено место звука в слове значком- флажок или колокольчик. Какой звук я обозначила флажком? Почему?

- Какой звук обозначен колокольчиком? Почему?

Проверка по эталону.

-Какое задание выполняли?

- Флажком обозначен звук [ш], потому что он глухой.

Колокольчиком обозначен звук [ж], потому что он звонкий.

Выполняют задание.

Подбирали схему к слову.

Игра с мячом.

Заменить [ш] на [ж]

Развитие фонематического слуха

(физминутка)

- Назовите эту игрушку.

- В какие игры можно играть с мячом?

- Футбол, волейбол, баскетбол – это спортивные игры.

-Мы тоже поиграем с мячом и выполним задание.

Саша будет учителем. Он бросает мяч и называет слог со звуком [ш], а вы возвращаете мяч называя слог, изменив [ш] на [ж].

- Я называю слова, а вы выполняете движения. Если в слове слышен звук [ш], вы приседаете, если звук [ж], хлопаете в ладоши.

Мышонок, ежонок, лягушонок, жеребёнок, медвежонок, черепашонок,  ужонок, верблюжонок.

-Кто был внимательным, тот может сказать, что общего было в словах, которые я назвала .Как одним словом их назвать?

- Какие задания мы выполнили?

Это мяч.

отвечают

Можно играть в «Вышибалы, Охотники и утки».

ша-жа,   шо-жо,  шу-жу,  ши-жи, ше-же.

Выполнение задания.

-Детёныши животных.

-Меняли звук [ш] на [ж].

- Определяли на слух, какой звук есть в слове.

Сочетания ШИ-ЖИ. Добавь слог - получи слово

-Какую орфограмму мы должны помнить, когда пишем слова с сочетаниями ШИ, ЖИ?

- Допишите слог ши или жи, чтобы получилось слово.

-Прочтите слова, которые у вас получились.

Сочетания ши-жи пишем с гласной и.

Дописывают слог.

Отграничение слов в предложении

На карточке у вас записаны предложения.

-Скажите, какая ошибка допущена при записи предложений?

-Исправьте эту ошибку. Поставьте вертикальную черту после каждого слова и сосчитайте, сколько слов в предложении, запишите цифру в скобках.

-Слова в предложении не отделены друг от друга.

Каждый ребёнок анализирует своё предложение.

Итог занятия.

- Какие звуки различали на занятии?

-Какие задания выполняли?

-Какое задание было самым сложным?

-Какое больше всего понравилось?

-Оцените, как поработали на занятии.

-Отметьте настроение.

-Я дам вам домашнее задание. По схеме выполните рисунок и составьте рассказ о том, кто у вас получится. Мы послушаем ваши рассказы на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Индивидуальное логопедическое занятие во 2 «Б» классе. Тема: «В гостях у Ларисы и Романа». Дифференциация звуков (Р) - (Л) в слогах, словах, фразах.

Цели: Закрепить навыки различения звуков (Р-Л) в слогах, словах, фразах посредством использования логопедических игр.Коррекционно-образовательные: ·...

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...