Дифференциация строчных букв "п"-"т" изолированно, в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Данный конспект рассчитан для обучающихся 2-х классов, имеющих ошибки оптического характера (п-т). Упражнения и задания направлены на дифференциацию букв «п» и «т» на письме, улучшению речевых навыков обучающихся, что приведёт к снижению количества дисграфических ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_p-t.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для учеников 2-х классов.
Тема занятия:
«Дифференциация строчных букв «п» и «т» изолированно, в слогах и словах».
Пояснительная записка.
В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Данный конспект рассчитан для обучающихся 2-х классов, имеющих ошибки оптического характера (п-т). Упражнения и задания направлены на дифференциацию букв «п» и «т» на письме, улучшению речевых навыков обучающихся, что приведёт к снижению количества дисграфических ошибок.
Ожидаемые результаты:
- Дифференциация понятий «звук» и «буква»
- Дифференциация звуков «п» и «т» на слух и по артикуляции
- Дифференциация строчных букв «п» и «т» по написанию
- Развитие умения действовать по инструкции
Цель: дифференцировать строчные буквы «п» и «т» изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие слухового внимания
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие зрительного внимания и памяти
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
- Развитие общей моторики
Образовательные:
- Уточнение и закрепление оптического образа букв «п» и «т»
- Актуализация кинетического образа графем
- Уточнение артикуляторно-акустических характеристик звуков «п» и «т»
- Совершенствование графомоторных навыков
Воспитательные:
- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
- Воспитание положительной мотивации к занятиям
Форма проведения: фронтальная
Методы и приёмы: беседа, упражнения, показ образца задания, вопросы.
Целевая аудитория: для учителей-логопедов
Оборудование: конверты с зашифрованными письмами для орг. момента; изображения Толи и Поли; индивидуальные карточки для минутки чистописания; карточки с изображением домиков; слоговая таблица; таблица с зашифрованными слогами; карточки со словами для игры «Перепутаница».
Ход занятия:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята» Давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Сергеевна, а вас? - Посмотрите, что у вас лежи на столах? Откройте конверты. Что там нарисовано? Эти палочки означают количество ударов, а большие расстояния – паузу. Поднимет руку тот, чей рисунок я отстучу.
- Скажите, а кто приносит письма? Правильно, это почтальон. Скажите, какой первый звук в этом слов? А четвёртый? - К нам пришли гости – Толя и Поля – работники почты. Они подготовили для вас задания, чтобы вы научились различать буквы «п» и «т».
- Давайте напомним нашим гостям характеристики звуков «П» и «Т». - Звук «Т» какой? Почему он согласный? Что мешает воздуху свободно выходить? Где находится язык? Звук «П» какой? Какая преграда? - Чем звуки похожи? Чем отличаются?
- Какой буквой обозначается звук «П»? А какой звук «Т»? (записать строчные буквы «п» и «т» на доске) - Посмотрите внимательно на буквы. Скажите какие есть сходства и отличия? - Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Буквы п-т».
- Толя и Поля принесли для вас конверт с заданиями. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон. Давайте же заработаем все жетоны! Чистописание - Допишите буквы. П Т П Т п т п т - Продолжите строчку. п п т т п (жетон) Игра «Радист» - Представьте, что вы радисты и вам нужно расшифровать послание. Ориентируйтесь на стук карандаша: 2 удара – «п», 3 удара – «т». // /// /// // // /// // /// // // /// (жетон) Игра «Зашифровщик» - А теперь попробуйте зашифровать буквы «п» и «т». Я буду называть букву, а вы писать соответствующую цифру. «п» - 2, «т» - 3. 3 3 2 3 2 3 3 2 2 2 3 (жетон) Игра «Буквы в домике» - Ребята, каждому из вас я даю карточку с изображением домика. В этом домике 3 этажа по 3 квартиры. Будем расселять жильцов. Найдите центральную квартиру, в ней живёт попугай. Есть ли буквы «п-т» в слове попугай? Значит записываем буквы «п, п» в это окошко. Список слов: паук, куропатка, ласточка, утка, тарантул, петух, пеликан, пигалица.
Работа со слоговой таблицей - Прочитайте слоги. Будьте внимательны, не ошибитесь. па – та пап – тап по – то поп – топ пу – ту пуп – пут пэ – тэ пэп – тэп (жетон) Игра «Волшебный ластик» - Вы так хорошо всё прочитали, что Толя и Поля просят помочь расшифровать слоги. Однажды в гости к ним пришёл волшебный ластик и стёр перекладины в буква «п» и «т». Помогите нашим гостям прочитать слоги. //у //а ///о // ///ы //ы а/// //у/// e/// ///а (жетон)
- Потрудились вы на славу, а теперь и отдохнуть пора. Потрудились – отдохнём. Встанем – глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево – вправо поворот. Два наклона, прямо встать Руки вниз, затем поднять. Руки плавно опустили Всем улыбку подарили.
- Мы уже с вами тренировались шифровать и расшифровывать буквы. Сейчас будем делать это со слогами. Игра «Расшифровщик» - Я буду называться слоги, заменяя буквы «п» и «т» на цифры 2 и 3 соответственно. Расшифруйте и запишите слоги. Например, 2у – пу. 3о, а2, у3, 3о2, 3а3, 3ы, 2а2, 2у3 (жетон) Игра «Шифровщик» - Теперь наоборот. Я называю слоги, а вы их шифруете, заменяя буквы «п» и «т» на цифры 2 и 3. Пы, та, пыт, ап, тап, то, тэп, упт (жетон)
Игра «Наоборот» - Я буду называть слово и кидать мяч. Вы возвращаете мне мяч, заменяя в слове букву «п» на «т» и наоборот. Например, пир – тир. Почка, тара, тачка, полк, спал, пушки, торт, прятки. (жетон) Игра «Перепутаница» - Посмотрите на слова. В них перепутались буквы «п» и «т». Запишите слова правильно. Подчеркните буквы «п» двумя чертами, а буквы «т» - тремя чертами. сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп
- Вот и выполнили мы все задания Толи и Поли. Собрали все жетоны, молодцы! - Чему мы учились на занятии? - Чем различаются буквы «п» и «т»? - Кто пришёл к нам в гости? - Какие задания вы выполняли? - Какое задание понравилось вам больше всего? - Вам понравилось сегодняшнее занятие? - Спасибо, до свидания! | Приветствуют педагога. - Конверты. На листах нарисованы палочки. Выполняют задание. - Почтальон. Первый звук – П, четвёртый – Т. Дают характеристику звуков и отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Записывают число и тему занятия в тетрадь. Выполняют задание. Выполняют упражнение по инструкции. Зашифровывают буквы. Выполняют задание по инструкции. Читают слоги. Расшифровывают и читают слоги. Повторяют движения за педагогом. Выполняют все задания по инструкции. Выполняют упражнение. Записывают слова, подчёркивают буквы «п» и «т». Различать буквы «п» и «т». У «п» 2 палочки и перекладина, а у «т» - 3. Зашифровывали и расшифровывали буквы и слоги. Расселили жильцов в домике. |
Список использованной литературы:
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 - 88 с.
- Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 классы. – СПб.: изд. дом «Литера», 2020 г.
- https://infourok.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-differenciaciya-pt-klass-2305003.html
- https://educontest.net/ru/3175380/розова-ю-е-дифференциация-п-т-конспект/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв о - а в словах, предложениях, тексте. Прогулка по Санкт-Петербургу".
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии....
Мультимедийная презентация-игра "Поиски пиратских сокровищ" к логопедическому занятию "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске....
Мультимедийная презентация "Преступление" к логопедическому занятию-игре "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."
Мультимедийная презентация к логопедическому занятию по коррекции оптической дисграфии....
Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."
Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....
Дифференциация звуков Д-Т в слогах и словах
Логопедическое занятие предназначено для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Игровые приемы, использование мультимедийной презентации позволяет повысить мотивацию учащихся....
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"
Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...