Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich._karta_ou._bogacheva_i.v.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Учитель-логопед Богачева Инна Валерьевна
ГБОУ школа №691 Невского района Санкт-Петербурга.
Тема занятия | Тип занятия. Изучение нового материала Класс 2 «А» | ||||
Логопедическая тема: Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные | |||||
Цель: Обучение делению на слоги с опорой на гласные. | |||||
Задачи: Образовательные: -закрепить значение понятия слог, как части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -обогащать словарный запас. -развивать функции словоизменения, словообразования. -развивать орфографическую зоркость. Коррекционные: -развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. -развитие познавательной активности, воображения, образного мышления. -формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности. Воспитательные: -воспитывать интерес к родному языку. | |||||
Планируемые результаты занятия | |||||
Предметные УУД: -сформировать понятие о слоге, как о части слова. -обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных. -расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными. -продолжить развитие функции словоизменения, словообразования. -продолжить развитие орфографической зоркости. | Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Личностные УУД: Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
Межпредметные связи | -Обучение грамоте, УМК «Школа России» -«Окружающий мир. 2 класс» | ||||
Форма работы | -подгрупповая | ||||
Ход занятия | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | |||
I. Мотивация к деятельности. 1. Организационный момент. | Создание эмоционально положительного фона. Уточняем время года. Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное. | Учащиеся приветствуют друг друга. От слова «зима» учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное (Отправляемся в зимний лес, зимушка). | |||
2.Сообщение лексической темы. | Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку. Логопед выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных. Кого мы встретили в лесу? Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются. Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными. Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье? Также с другими животными (бобр, лиса, медведь...) | Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи… Останавливаются, рассматривают карточки. Встретили диких животных. У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д. | |||
II. Актуализация необходимых знаний. | Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию. На слайде пещера. Давным-давно жил пещерный человек. Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки. На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда. | Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы. | |||
II. Организация познавательной деятельности. 1.Введение в логопедическую тему. 2. Формирование понятия о слоге. 3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных. 4.Первичное закрепление. Развитие фонематического и слогового анализа. 5. Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности. 6.Развитие орфографической зоркости. 7. Физкультминутка. | Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды…. Стал думать, как назвать эти части и придумал. СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ. Как части слова называются? А что в слоге обязательно оставляем? У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем. На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки. Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга. Упражнение №1 Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать слово х-безударный слог, Х-ударный слог. Получилось животное – медведь. Упражнение №2 Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь. Стм-нок-вф-дв-две-зь-ме-цв-жо-нк Чо-вл-вол-лч-нк-рв-нь-нк-нок Щн-нк-нок-рк-щн-ще Кто это? Определяем лишнее слово. У волчонка папа кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий. В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица. Определяем ударение. Выполнение кинезиологических упражнений. | Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ. Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ. Слогом. Гласный. Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба, апельсин) Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую. Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами. Записывают: медвежонок, волчонок, щенок. Детеныши диких животных. Это щенок. Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица. Обучающиеся следуют инструкциям | |||
8. Закрепление темы. Развитие языкового анализа и синтеза. | Упражнение№3 Слова рассыпались, составь из них предложение. Определяем 1, 2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы. Находим самое длинное слово по количеству слогов, почему? Делаем фонематический анализ слова. ( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок) | Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные. | |||
III.Рефлексивно-оценочный этап | Кого мы с вами встретили в лесу? Как называются части слова? Что в слоге обязательно оставляем? Что понравилось? Какие были трудности? | Диких животных. Слог. Гласный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
Технологическая карта логопедического занятия "Гласные первого ряда"
Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление)....
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...
Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»
Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...