Использование сенсорного сада, как развивающей среды, в работе логопеда
методическая разработка по логопедии

Савичева Эдита Самвеловна

Материал представляет собой описание сада-конструктора, а также примерный перечень игр и упражнений для работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость. Такая площадка уникальна, поскольку условия деятельности, максимально приближенные к реальным, помогают формировать ключевые компетенции обучающихся. А также помогают "разгрузить" учебный день ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyy_sad_-_razvivayushchaya_sreda_1.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорный сад представляет собой пространство-конструктор, разработанное специально психологами и методологами. Это специально организованная природная территория, являющаяся развивающей средой, создающая благоприятные условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями.

Наш сад

Все материалы, используемые в сенсорном саду экологически чистые.

В нашем саду сформированны три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский.

Созерцательный модуль. Представляет собой столы-клумбы. Высота клумб продумана так, чтобы работать с ними могли маломобильные группы, включая детей на коляске. Конструкция позволяет довольно удобно разместить ноги по столом. Все растения подобраны по критериям:

  • воздействие на тактильное восприятие (молодило и мох);
  • воздействие на зрительное восприятие (цветущий бадан, очиток, шалфей)
  • воздействие на обонятельное восприятие (мята, душица, полынь и др.)

Поскольку идея сенсорного сада состоит в том, что воспитанники могут не только рассматривать, но и дотрагиваться, гладить, срывать листья, существуют правила по выбору растений. Здесь не должны присутствовать привередливые растения, которые требуют обработки химическими веществами, а также растения с вызывающим аллергию или содержанием ядовитого сока. Также все растения не имеют постоянного запаха, который может привести к аллергической реакции, негативизму, связанному с внешним раздражителем. Аромат появляется лишь в случае взаимодействия с растением (дотрагивание, растирание листьев)

Исследовательский модуль включает в себя сенсорный маршрут и домик для насекомых.

Сенсорный маршрут – это несколько деревянных емкостей (у нас их 6), наполненных разнообразными материалами (крупная и мелкая кора, галька, песок разной фракции). Ёмкости образуют единый маршрут. Работая в этом модуле с ребенком, педагог получает возможность коррекции тактильного, проприоцептивного, зрительного, слухового восприятия. У  воспитанника есть возможность не только пройтись босиком, здесь можно полежать, а также есть возможность выбрать то наполнение для взаимодействия, которое на данный момент времени соответствует его потребностям. Кроме того, содержание емкостей можно смешивать, то есть использовать кору в мелкой гальке, крупную гальку в мелком песке и т.д.

Для удобства использования сенсорного маршрута предусмотрены мосты-решетки, которые могут быть использованы как скамейки для игры с материалами, так и островки отдыха на сенсорном маршруте.

Еще одна составляющая исследовательского модуля – домик. Дом предназначен для насекомых. Он заполнен поленцами, на спилах которых сделаны отверстия для заселения насекомых. На данный момент времени постоянных жильцов в нем нет, поэтому используем его в свободной форме (поленцы можно вынимать, перекладывать, использовать на сенсорном маршруте).

Игровой модуль представлен в виде макета кухни. Используется по назначению. Сюда можно приносить материалы из предыдущих модулей, а так же дополнять деятельность игрушками и муляжами.

В современной науке есть много подходов к развитию ребёнка. Они отличаются принципами, стратегиями, объясняющими этот процесс, факторам, влияющими на него. Но, несмотря на разнообразие теорий развития, можно найти в них много точек соприкосновения, которые позволяют задуматься о возможности их интеграции и создании некоторого единого практического конструктора для работы с детьми.

Выделим закономерности, которые так или иначе признаются и отечественными, и зарубежными специалистами.

  1. Раннее развитие рассматривается в тесной взаимосвязи с физиологическим развитием и созреванием центральной нервной системы, во время которого происходит формирование сенсорных систем и устанавливаются связи между ними.
  2. Пристальное внимание уделяется способу взаимодействия ребёнка и взрослого, благодаря которому происходит развитие. В отечественной психологии его называют совместной деятельностью. В игре решаются такие задачи развития как установление контакта, развитие саморегуляции, произвольности, поведенческого и социального репертуара, имеет психотерапевтический эффект, снижая эмоциональное напряжение.
  3. Арт-терапия – одно из наиболее доступных и эффективных направлений в психотерапии, признанное как отечественными, так и зарубежными авторами, используется для различного рода реабилитации, когда у ребенка есть возможность развивать моторные компоненты, исследовать свои переживания и представления о себе.

Все эти направления работы можно реализовать, используя сенсорный сад как развивающую среду, основу для развивающих игр.

Итак, сенсорный сад, как развивающая среда, предполагает организацию занятий в трёх направлениях:

  1. Работа с непосредственно сенсорным материалом для развития сенсорного восприятия и сенсорной интеграции, которые являются основой для всего развития ребёнка.
  2. Игровое взаимодействие, во время которого будут развиваться навыки более высокого уровня (сенсомоторное, перцептивно-моторное развитие)
  3. Арт-терапевтическая работа, где происходит развитие высших психических функций через творческое самовыражение.

Первый блок. Развитие сенсорной обработки.

Процесс сенсорной  интеграции – это соединение в единое целое ощущений от окружающего мира, передаваемых органами чувств. Он происходит бессознательно и организуется в нервной системе. Когда сенсорные системы работают согласованно, мы видим полную картину мира, понимаем, где находимся, определяем существенные признаки предметов, с которыми взаимодействуем.

Сенсорных систем всего восемь: обонятельная, зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, вестибулярная, проприоцептивная и интероцептивная. Про первые пять все из нас слышали. Они относятся к системам, которые работают с внешними сигналами. Последние две дают информацию о внутренних ощущениях. Проприоцепция даёт информацию о положении тела и о движении частей тела. Интероцепция обеспечивает информацию о состоянии внутренних органов. Она регулирует такие функции тела, как голод, жажда, сон, температура и т.д.

Правильное восприятие сигналов от сенсорных систем даёт возможность правильно оценивать ситуации, в которые мы попали, и правильно на них реагировать, то есть давать адаптивный ответ.

Сенсорные системы являются фундаментом, на котором строится более сложная деятельность: сенсомоторное, перцептивно-моторное, когнитивное развитие, поведение.

Можно развитие ребёнка сравнить со строительством дома. В зависимости от почвы - центральной нервной системы – мы возводим фундамент – сенсорные системы, которые являются основой первого этажа нашего дома – сенсомоторного развития. Дальше строится второй этаж – перцептивно-моторные навыки. Чердак с крышей – это познавательные процессы, поведение, способность к обучению.

Соответственно, трудности в сенсорной обработке влекут за собой большие последствия. Иногда для коррекции поведения или способностей к обучению ребёнка надо спуститься к самым первым кирпичикам развития.

Углублятся в более полную характеристику детей с умственной отсталостью не будем, скажем лишь, что у детей с умственной отсталостью развитие всех психических процессов, в том числе и восприятие, отличается качественным своеобразием. Отмечается ряд особенностей:

  1. неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений6
  2. нарушение объема и темпа восприятия.

Это приводит к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятия. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется.

К сожалению, у наших детей нарушена нормальная работа системы, воспринимающей информацию. Когда информации много, мозг перегружен и заставляет ребенка избегать новых впечатлений. Когда информации мало, мозг начинает искать дополнительные сенсорные стимулы.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Многие воспитанники с расстройством сенсорной интеграции страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. Они могут часто устраивать истерики или срывы.

Сенсорный сад является мощным инструментом терапии методом сенсорной интеграции. Задача занятий в сенсорном саду -  помочь воспитанникам научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия.

Принципы работы с сенсорным садом при развитии сенсорной интеграции

1.        Следование за потребностями и интересами ребёнка (внимательно наблюдать. Что нравится ребёнку, работа с каким материалом приносит удовольствие и расширять взаимодействие с ним).

2.        Давать свободу во взаимодействии с материалами, давать ребёнку возможность просто быть с ними или в них.

3.        Упражнения задают рамки работы с материалом, внутри которых ребёнок может проявлять инициативу.

4.        Упражнения могут длиться столько, сколько захочет ребёнок. (Некоторые дети могут «залипать» на определенном материале)

5.        Наиболее привлекательные для ребёнка упражнения могут повторяться на каждом занятии.

6.        Оговаривать правила работы с материалом. Правил должно быть немного. Если ребёнок имеет трудности с восприятием и принятием правил, то мы сразу создаём условия из подходящих ему материалов, страхуем его.

7.        Начинать и заканчивать занятие нужно ритуалом (сенсорный ввод).

8.        Если ребёнок не может сам выполнить задание, мы выполняем это задание сами, потом руками ребёнка.

9.        Занятия могут продолжаться от 15 до 30 минут.

УПРАЖНЕНИЯ СЕНСОРНОГО БЛОКА

«Волшебный мешочек» (вытаскивание крупной, затем мелкой гальки), «Песочные часы» (пересыпание песка из рук в руки), «Массаж ног» (ребенок босиком перемещается по модулю с сыпучими материалами), «Поиск сокровищ» (откапывание сокровищ (галька, игрушки) «Запах дня» (растирание в руках одного растения, беседа нравится/не нравится)). Казалось бы простые упражнения.  Но именно они   - это шаг в развитии сенсорной интеграции.

Эффективность работы

При регулярных занятиях, направленных на сенсорную интеграцию, можно увидеть следующие изменения:

1.        Снижение сенсорного поиска. Ребенок реже бессмысленно ходит в пространстве и пробует всё трогать. Меньше бегает кругами.

2.        Снижение полевого поведения. Ребёнок начинает дольше задерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на другие.

3.        Улучшение координации, снижение проявления моторной неловкости. Ребенок лучше координирует свои движения, лучше чувствует своё тело в пространстве. Меньше спотыкается и бьётся об углы.

4.        Снижение количества дезадаптивных ответов на внешние стимулы. Ребёнок спокойнее реагирует на внешние сигналы, которые раньше вызывали закрывание руками ушей, зажмуривания, крики.

5.        Формирование новых навыков и улучшение обучения. В связи с тем, что ребёнок лучше обрабатывает входящую информацию, и этот процесс становится более автоматическим, он может фокусироваться на общении, требованиях. Правилах, своих действиях.

Второй блок. Игры с сенсорным материалом. Условно можно поделить на 3 направления работы: игры на установление контакта, сенсомоторные игры, сюжетные и сюжетно-ролевые игры.  

Одним из самых важных направлений работы становится умение педагога мотивировать воспитанников к целенаправленной деятельности. Для решения этой задачи стоит использовать игровые методы и приемы, т.к. игра для детей с интеллектуальными нарушениями доминирует над учебной на протяжении долгого времени.   Такой вид деятельности гораздо интересен, что повышает познавательный интерес, улучшается работоспособность, то есть повышается и МОТИВАЦИЯ воспитанников.

Игра позволяет ребёнку развить навыки, связанные с моторикой, перцепцией, формирует произвольность, даёт возможность изучить социальные роли и способы коммуникации между людьми.

В рамках работы на площадке сенсорного сада стоит отметить, что предметы, используемые в игре, несут символическое значение. Камень гальки может быть и машинкой, волком, и свёклой. Однако в случае возникновения затруднений у детей можно использовать в сенсорном саду и дополнительные игрушки.

Принципы работы в сенсорном саду при игровом взаимодействии

1.        Следовать за интересами ребёнка. Предлагать игру с тем материалом, который ребёнку нравится.

2.        Учитывать возможности ребёнка и уровень развития его игры. Спускаться до уровня развития игры у ребёнка и постепенно расширять её. Предлагать сюжет, если ребёнок ещё не может самостоятельно его организовать.

3.        Начинать работу с установления контакта.

4.        Быть заинтересованным в том, что делает ребёнок.

5.        Комментировать всё, что делает и чувствует ребёнок.

6.        Придавать смысл всему, что делает ребёнок, если он не в состоянии это делать.

7.        Подстраиваться под темп ребёнка.

8.        Игровые задания могут продолжаться от 15 до 25 минут.

 ПРИМЕРЫ ИГР

Игры на установление контакта: «Лифт» Взрослый берет 2 больших куска коры  и удерживает их перед своим лицом. Периодически раскрывает их как двери и говорит: «Привет!», «Я тут!». «Ралли по горам» взрослый берет крупную гальку и представляет, что это машинка (это может быть уже раскрашенная галька или обычная). Его трасса – это тело ребенка. Машинка ездит по частям тела, издает звуки.

Сенсорно-моторные игры: «Лесной боулинг» на модуле из песка выстраивается стенка из крупной коры. Ребенок должен попасть в нее маленькой галькой так, чтоб она упала. «В огороде» на «грядках» заранее расположены овощи. Ребенок собирает их и складывает в корзину. Аналогично проводится игра «Огород»

Сюжетные и сюжетно-ролевые игры. «Супермаркет» (из сенсорного материала создаем продукты), «Врач» (из сенсорного материала делаются лекарства и инструменты. Разыгрывается прием у врача) и мн.др.

Эффективность работы

  1. Налаживание контакта с ребёнком. Ребенок видит взрослого, принимает эмоциональную поддержку.
  2. Ребёнок обращается к взрослому за помощью.
  3. Проявление ребенком инициативности в общении с взрослым. Ребёнок сам вовлекает взрослого в свою деятельность.
  4. Появление самостоятельных сюжетов в игре у ребёнка.
  5. Соблюдение правил игры и удержание роли.
  6. Коммуникация ребенка и взрослого происходит через призму ролей игры.
  7. Ребёнок продвигается по лестнице развития игры.

Третий блок. Арт-терапия

Развитие высших психических функций, развитие представлений о себе, исследование чувств через арт-терапию

Арт-терапия – это направление работы, вобравшее в себя большое количество различных методов и форм создания творческого продукта.

Виды арт-терапии:

  • Библиотерапия (работа с литературными образами, книгой)
  • Сказкотерапия (сочинение сказок)
  • Драматерапия (театрализованные постановки)
  • Песочная терапия (работа с песком)
  • Музыкотерапия (прослушивание и создание музыки)
  • Изотерапия (работа с готовыми картинами или создание своих рисунков или творческих поделок)
  • Кинезиотерапия (танцы, работа с движением)

Данный перечень не полный. В контексте работы с сенсорным садом можно отметить, что основными видами арт-терапевтических техник будут песочная терапия, изотерапия, сказкотерапия.

Существует две формы арт-терапии в зависимости от активности или пассивности субъекта: активная (когда человек сам создаёт творческий продукт) и пассивная (когда человек взаимодействует с уже созданными произведениями искусства).

В сенсорном саду используется в основном активная форма арт-терапии. Детям предлагается создавать поделки, рисовать на песке, рисовать сенсорным материалом, придумывать сказки.

Также существует три стратегии работы специалиста при использовании арт-терапевтических методов.

Свободная – дать ребёнку полную свободу в самовыражении, предоставив только материал. Взрослый не регламентирует ни тему, ни материал, ни способ создания. Такой вид работы затруднителен, учитывая сложность структуры дефекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Полусвободная – когда задана тема и оговорены материалы, но способ и процесс никак не контролируется взрослым.  

Регламентирующая – когда взрослый регламентирует и тему, и материалы, и процесс создания. По сути это создание поделки по инструкции взрослого и вместе с взрослым. Такая деятельность наиболее продуктивна в работе с детьми с данной категорией.

Разные стратегии направлены на развитие разных сфер личности ребёнка. Свободная и полусвободная стратегии позволяют ребёнку самовыразиться, познать своё «Я», определить своё отношение к чему-то. Регламентированная стратегия развивает навыки саморегуляции, принятия инструкции, сенсомоторные и коммуникативные навыки.

Предложение той или иной стратегии в арт-терапии зависит не только от целей, которые ставит себе взрослый, но и от того, какие возможности имеет ребёнок.

Арт-терапия может происходить как в группе, так и индивидуально. Индивидуальная работа направлена на исследование себя, своих переживаний. В групповой форме дети учатся слушать другого, взаимодействовать.

Принципы работы с сенсорным садом в арт-терапии

  1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
  2. Интересным и привлекательным должны быть и процесс создания, и результат.
  3. Использование нетрадиционных техник.
  4. Безоценочность взрослого по отношению к деятельности ребенка. Взрослый не оценивает результат, не комментирует в терминах «хорошо – плохо»
  5. Взрослый не сравнивает полученный результат ни со своим, ни с результатом других.
  6. Во время создания творческого продукта взрослый оказывает поддержку. Задавая уточняющие вопросы и комментируя, что ребёнок делает в данный момент.
  7. Время занятия 15-35 минут.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Цветная галька» (раскрашивание гальки), «Портрет» (рисование красками на прозрачных мольбертах), «Поделки из листьев растений», Игра «Пекарь или повар», «Картины на песке» и мн.др

Эффективность работы:

  1. Снятие эмоционального напряжения. Проявление устойчивого эмоционального фона.
  2. Развитие уровня рефлексии. Способность понимать себя и свои чувства.
  3. Обучение новым навыкам демонстрации своих чувств.
  4. Более развитое воображение и инициативность ребёнка.
  5. Снижение агрессивных реакций ребёнка.
  6. Трансформация поведения от импульсивного к попыткам управления им.
  7. Переход от хаотического действия с изобразительными средствами и материалами к целенаправленному созданию продукта в процессе арт-терапии.

Как отмечают разработчики  проекта систематическая, целенаправленная, коррекционная работа с использованием сада-конструктора, приводит к положительным результатам: к улучшению вербального и невербального общения; развитию межличностных отношений; усилению активности, самостоятельности, снижению тревожности и гиперактивности воспитанников.

Использование такой площадки, как сенсорный сад, позволяет увидеть через действия, поведение ребенка истинные потребности, чувства и помочь их удовлетворить и передать. Работа в саду помогает ответить на вопросы « Почему ребенок это делает?», «Зачем ему надо вести себя так?», «Что я могу сделать?».

От себя хочется добавить, что работать на такой площадке приносит удовольствие не только воспитанникам, но и педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде.

Доклад на тему "Здоровье сберегающие технологии В.Ф.Базарного"...

Здоровьесбрежение. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды.

Кратко рассказано об организации учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды, принципах и основных режимных компонентах....

предметно- развивающая среда в детском саду "Солнышко"

В презентации показано, в каких условиях  проживают детство дошкольники детского сада "Солнышко", насколько вдумчиво и скурпулезно заполнялось образовательное пространство.Выбор стиля, цветового ...

Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

Конспект урока по логопедии "Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана"

Конспект урока согласно ФГОС для детей первого класса коррекционной школы...

Качество построения коррекционно-развивающей среды: оформление и оборудование кабинета, наличие инструментария, нормативно- правовых документов учителя -логопеда.

Данный методический материал  поможет  правильно выстроить коррекционно-развивающую среду учителя-логопеда,  при атестации заполнить необходимую документацию....

Использование сенсорной комнаты, как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью проводятся занятия в сенсорной комнате....