Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде.
статья на тему

Пролетарская Инна Юрьевна

Доклад на тему "Здоровье сберегающие технологии В.Ф.Базарного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_doklad_2.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

доктора медицинских наук, профессора

В.Ф. Базарного

 «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде».

Каждый, творчески работающий учитель задумывается: «Как сделать процесс обучения более интересным и эффективным? Чем удивить и заинтересовать своих учеников, и в тоже время добиться высоких результатов?». Современное общество постоянно требует внедрения новых технологий , способных повысить качество знаний и соответствовать мировым стандартам образования. Внедряя , изобретая что-то новое мы часто забываем о том, а как же наши инновации повлияют на детей, какой отпечаток оставят. Нередко, стремясь к высоким результатам, мы забываем о главном – о здоровье подрастающего поколения, о будущем нашей нации.

                                               

 Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

     Современная школа, построенная на малоподвижности ребенка, опасна не только учебными перегрузками, но и механизмом разрушения здоровья, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая приоритет инструктивно– программирующим методам обучения.

Проведя анализ состояния здоровья наших школьников, мы получили следующие результаты:

- лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе;
-15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;
- треть учащихся первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения;
- 10%; детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести;
- 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

Здоровье ребенка –одно из важнейших условий успешности обучения и развития
в школьном возрасте. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества.

Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10%
и около 50% будущих учащихся
не обладают функциональной готовностью к школьному обучению.

Все эти факты заставляют задуматься о новых методах, технологиях и средствах обучения.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? В нашей стране есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. К ним относятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Знания здоровьесберегающих технологий - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя.

Мне хочется рассказать о здоровьесберегающих технологиях Владимира Филиппович Базарного, который разработал методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ученика. Методика не затрагивает материалы учебного процесса. Дети все также учатся читать, писать, считать, а после получают более глубокие знания по всем предметам, содержащимся в обычной общеобразовательной программе. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

В прошлом году я узнала о новой для меня здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде», заинтересовалась ей и приступила к тщательному изучению. Постепенно начала вводить элементы данной технологии в учебный процесс.  В новом учебном году я хочу продолжить использовать технологии Базарного в своей работе, но для этого нужна хорошая материальная база. Сегодня администрация школы поддерживает и помогает мне в этом. Был оборудован кабинет, приобретены новые парты с конторками, созданы различные тренажёры, массажные коврики.

В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, доктор медицинских наук, хирург-офтальмолог, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».

   

     Что собой представляет технология?  

                Можно выделить основные положения, используемые для обучения по технологии доктора Базарного:

1) Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

- освещение;

- ростомерные парты с наклонной столешницей;

- наличие конторок;

2) Снятие мышечных зажимов:

- режим телесной вертикали, работа за конторками;

- смена динамических поз (работа сидя-стоя);

- развитие координации тела (ритмы произвольных телесных усилий, движение в пространстве, энергичные ритмичные повороты головы, поиск определённого предмета в классе, самостоятельная добыча заданий, кистевые и голеностопные ритмические усилия);

- работа с системой универсальных символов (тренаж на потолке);

- кистевые и голеностопные ритмические усилия;

3)Зрительно-поисковая телесная активность:

- сенсорные кресты (смена режимов ближнего и дальнего зрения);

- сменные угловые тренажёры (развитие глазомера, координации, совместной работы глазных яблок и туловища);

- тренажёр на раздвижение поля зрения ( работа для глазомера, охват большого объёма информации, работа по скорочтению);

4) Зрительно-сенсорная разгрузка:

- ручные фиксаторы;

- волнообразное чтение слогов, слов, предложений;

- шаговый логоритм в режиме синхронно ближнего зрения;

- шаговый логоритм в режиме дальнего зрения;

5) Активизация эмоциональной сферы:

- работа с панно (связь между образом и словом);

- развитие воображения и речетворчества;

 

        Учебные занятия по методике Базарного проводятся в режиме смены динамических поз.

Для уменьшения нагрузки от статических поз применяется ростовая мебель, парты-конторки, т.е. сделанная не как придется, а по росту ребенка. В течение урока ребенок несколько раз меняет положение тела – встает или садится. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

 В позе “стоя” ребята находятся на массажных ковриках. Под ноги ребёнку, который стоит рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). У нас используются коврики с вшитыми  в них камушками. Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

В первом классе смена поз происходит через 5-10 минут, во 2,3,4 классах – через 12-15 минут. Необходимо учитывать желание самого ребёнка в смене позы. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача учителя – изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является  не продолжительность стояния, а сам факт периодических смен поз. И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы – тем полезнее.

Стоя  за конторкой можно послушать загадки, рассказ, сказку, выполнить речевую разминку, провести устный счет, решить логическую задачу.

Особое внимание уделяется органам зрения. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения.  Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. От того,  как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

Поэтому  для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования я использую в своей работе тренажёры для глаз, разработанные группой профессора, доктора   медицинских наук В.Ф Базарного.

Тренажёры по методике Базарного:

   - тренажёр «СУС» - схема универсальных символов;

- схемы зрительно-двигательных траекторий;

- бумажные офтальмотренажёры;

- коврики из геометрических фигур.

Тренажёры располагаются по всему периметру класса, на потолке. Это способствует развитию координации тела, снятию мышечного напряжения, снижает нагрузку на зрение.        

        Рассмотрим пример работы с каждым из тренажёров.

  1. тренажёр «СУС» - расположен на стене либо на потолке. Незамысловатые круги и восьмерка - используются для разминки и укрепления мышц глаз и снятия напряжения с шейного отдела позвоночника (наружный овал – красного цвета, внутренний – синего, восьмёрка – зелёного, прямые линии - коричневого)


Методика выполнения упражнения

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению В.Ф.Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один год, и поможет отказаться от очков.

Данный тренажер используем чаще всего после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

2)  Для снижения нагрузки на зрение так же используются зрительно-двигательные траектории, расположенные на потолке, стене (красные и синие стрелочки на потолке, двигательные траектории над доской, различные зигзаги, спирали, «беговые» дорожки .Дети глазами прослеживают траекторию движения по стрелочкам заданного цвета. Это упражнение также помогает снять усталость с шейного отдела позвоночника.

         Множество изогнутых разноцветных линий, по которым дети должны водить сперва только глазами, потом глазами и головой. Как же ребят заинтересовать, чтобы это упражнение использовалось на каждом уроке и не надоело детям, чтобы оно стало действительно эффективным? Можно использовать занимательный материал, сказку, стихотворения, отталкиваясь от темы урока и  опираясь на конкретное сходство определённого цвета с каким-то предметом или явлением (что понятно и интересно ребятам).

    Предлагаю несколько примеров:

Психологический настрой детей на  любой  урок

Водим глазами по полосочкам:

Синяя:

                   Сперва по синей обязательно,

                   Чтоб мы слушали внимательно.

Зелёная

                   Ну а после по зелёной,

                   Чтоб быть каждому смышленым.

Красная

                   А теперь идём по красной,

                   Чтоб всё запомнили прекрасно. 

ЖИВОТНЫЕ 

Зелёная полоска        

По зелёной по лужайке

                   Быстро-быстро скачет зайка.

                   Он несёт зайчатам ловко

                   И капусту, и морковку.

Красная полоска       

Вокруг яблока червяк

                   Не спеша ползёт, вот так.

                   Смотрит он, какой бочок

                   Сын откусит червячок.

Синяя полоска 

По небу несёт синичка

                   Червячка для дочки-птички,

                   Чтобы стали перья крепче,

                   Чтоб летать ей было легче.

3) Работа с бумажными офтальмотренажёрами и геометрическими ковриками.

        

Дети получают задание:

- Из каких геометрических фигур состоит коврик?

- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)

- Какие фигуры одинакового цвета?

«Тарелочки»

Найди две одинаковые тарелочки.

Найди тарелочку, отличающуюся от всех остальных.

Сколько всего красных, синих, жёлтых, зелёных, коричневых кружков?

Сколько всего кружков?

(на каждом уроке можно придумывать новые задания)

Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц, которые проводятся через каждые 15 минут для профилактики нарушения зрения.

 Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения используется экологическое панно. На панно изображается уходящий в бесконечность пейзаж, соответствующего времени года, сюжет из сказки. С помощью различных предметов, карточек разворачиваются сюжеты урока.

          На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи можно предложить  ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. Затем пройти на свои места, записать краткую запись и решить задачу.

На уроке окружающего мира разбирать сезонные изменения, которые происходят в природе.

На уроке обучения грамоте - найти слова, где встречается тот или иной звук.

 

         По системе Базарного обучение ведётся в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными или сигнальными метками». Для этого использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые дети находят в любой точке класса. По моему сигналу (по взмаху руки, хлопка, просьбе) дети встают и выполняют задания: находят изображения предметов с нужным звуком, слоги, из  слогов составляют слова, находят ответы при решении примеров, нужные схемы-модели при решении задач ,отгадки к загадкам.

        Например, найдите синий треугольник, жёлтый круг;

Ответ на загадку: маленький, удаленький  сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл (гриб)

  Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.      

7) Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий. Для этого опорные схемы, таблицы, задания располагаются в различных частях класса, их необходимо найти. Таким образом, урок проходит в режиме ближнего и дальнего зрения.

Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Всё это есть  в каждом классе. Я заметила, что дети работают 20 минут, а остальное время отдыхают, выполняют задания лишь бы как-нибудь, ждут звонка, задают вопросы типа: "скоро звонок?". Даже игровая ситуация мало что изменит. Один просто ложится на парту, другой вертится, отвлекается, кто то достает свои игрушки: пистолеты, машинки и т.д. На переменах дети устраивают "гонки", "кучу-малу" и т.д., потому что нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, им нужно много двигаться, это их особенность.

Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я как один из путей достижения своей цели выбираю технологию Базарного В. Ф.. Я считаю, что данная технология позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей.

Итак, используемая мною технология предусматривает:

обучение учащихся в режиме динамических поз (конторки);

методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов ;

зрительно-координатный тренажер (на стене);

использование различных офтальмотренажёорв;

классическая музыка при самостоятельном чтении и письменных работах;

коврики для массажа стоп;

экологическое панно;

физминутки, упражнения для предупреждения различных заболеваний.

Данная технология содержит еще много пунктов, я включаю их в задачи на будущее...

Что даёт технология?

- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.


- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.


- Психологический комфорт в образовательном учреждении.


- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;


- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

«Здоровье- это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.»

                            В.Ф.Базарный.

Учитель! Наши поздравления
С Днем Знаний – Первым сентября!
Вас сотни школьников в волнении
За тяжкий труд благодарят!

Желаем творческих успехов,
Талантливых учеников!
Побольше радости и смеха,
Побольше теплых, добрых слов!

Учитель, дни жизни своей, как один, 
Ты школьной семье посвящаешь, 
Ты всех, кто учиться к тебе приходил, 
Своими детьми называешь. 
Но дети взрослеют, от школьной скамьи 
Дорогами жизни шагают 
И в памяти носят уроки твои, 
А в сердце тебя сохраняют. 
Любимый учитель, родной человек, 
Будь самым счастливым на свете, 
Хоть трудно порой достаются тебе 
Твои непослушные дети. 
Ты дружбой и знаньями нас наградил, 
Прими благодарности наши! 
Мы помним, как в люди ты нас выводил 
Из робких смешных первоклашек.




Поздравление учителю с днем знаний 
1 сентября

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.М. Бгажнакова Обучение и воспитание детей с выраженным недоразвитие интеллекта

В 20011-2012 уч.году в нашей школе открыли класс для детей с умеренной умственной отсталостью. Соответственно материала по этим детям в школе не было. Ни кто не знал как с ними работать, по какой прог...

ответственность родителей за обучение и воспитание детей

уважаемые коллеги! публикую данный правовой лекторий вам в помощь при работе с нерадивыми родителями....

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

Здоровьесбрежение. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды.

Кратко рассказано об организации учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды, принципах и основных режимных компонентах....

участие в Республиканском семинаре «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»

18 октября 2019года состоялся республиканский семинар на тему: «Организация успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ посредством создания адаптивной среды»...