Качество построения коррекционно-развивающей среды: оформление и оборудование кабинета, наличие инструментария, нормативно- правовых документов учителя -логопеда.
методическая разработка по логопедии

Зубцова Тамара Николаевна

Данный методический материал  поможет  правильно выстроить коррекционно-развивающую среду учителя-логопеда,  при атестации заполнить необходимую документацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качество построения  коррекционно-развивающей среды: оформление  и оборудование кабинета, наличие инструментария, нормативно-правовых документов учителя-логопеда.

Методические рекомендации

Оборудование кабинета

Логопедический  пункт при МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» имеет необходимое оборудование, хорошо оснащен ИКТ – ресурсами, для обучающихся созданы комфортные условия, позволяющие рационально использовать время и пространство для индивидуальных и групповых занятий.

Работа логопедического кабинета осуществляется согласно «Требованиям к оснащению образовательного процесса».

Кабинет логопеда оснащен  необходимым оборудованием, диагностическим инструментарием, нормативно- правовыми документами, регламентирующими правовую деятельность, методической литературой, настольными играми, игровыми материалами, пособиями для коррекции речи, созданными своими руками, также есть подключение и ежемесячная подписка к интерактивному педагогическому  порталу «Мерсибо»,  позволяющая  в режиме «онлайн» использовать  интерактивные методы для обучения и коррекции речевых нарушений  обучающихся. Весь материал систематизирован по разделам, хранится в файловых папках.

Имеется паспорт логопедического кабинета.

Диагностический инструментарий учителя-логопеда

При оценке речевого развития детей, состоящего из обследования устной и письменной речи, я использую  дифференцированный подход, в комплексе  работая   по методическим и дидактическим  материалам :

1.Набор методических материалов «Логопедическое обследование детей». Акименко В.М.

2.Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика.

3.ФотековойТ.А., АхутинойТ.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»

4.Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»

5.Программу для интерактивного экспресс-обследования речи «Логоблиц», программу диагностики навыка чтения и письма у младших школьников  «Логоблиц Школа»

6. Альбомы для логопедического обследования  Иншаковой О.Б. ,  Ткаченко Т.А.

7. Стандартизированная методика исследования  чтения  (СМИЧ)  Корнева А.Н.  

8.Диагностический ящик  Стребелевой Е.А.

А так же  диагностические пособия, в том числе авторские:

1.Диагностический инструментарий для обследования учащихся на  ПМПк, ТПМПК.

2.Рабочая программа «Диагностика  устной и письменной речи».

3.Практический материал для обследования аграмматической дисграфии.

4.Диагностика речи детей младенческого и раннего возраста».

По итогам логопедического обследования  происходит комплектование групп,  выявление   динамики  в коррекционно – образовательном процессе, отражение результатов в речевых картах, при необходимости –корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Документация, регламентирующая профессиональную деятельность учителя-логопеда.

В наличии имеется комплект обязательных документов, регулирующих профессиональную деятельность учителя-логопеда, отражающих организацию, направления и результативность коррекционной работы:

1.Распоряжение об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020

№ Р-75;

2.Примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 29.01.2021 №01-03/107;

3.Устав МОБУ ДО ЦПМСС «Доверие»;

4.Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном образовательном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»  

5.Паспорт кабинета учителя-логопеда, картотека оборудования и наглядных пособий.

6.Согласие родителя (законного представителя) на проведение логопедической диагностики).

7.Заявление родителя (законного представителя) на организацию логопедических занятий.

8.Расписание занятий учителя-логопеда (заверенное)

9.Годовой план работы учителя-логопеда.

10.Программы / планы логопедической работы.

11.Поурочные планы работы на каждую группу учащихся.

12.Планы - конспекты индивидуальных занятий.

13.Тетради для индивидуальных занятий.

14. Индивидуальные карты развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

15. Речевые карты.

16.Журнал учета обследования устной и/или письменной речи.

17.Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися.

18.Журнал учета консультаций родителей (законных представителей).

19.Журнал учета консультаций педагогов.

20.Бланки диагностики учителя-логопеда.

21.Отчетная документация по результатам логопедической работы (статистико-аналитический отчет за год).

22.Должностная инструкция учителя-логопеда.

23.Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда.

Используемые программы:

1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма» (1- 4 классы)

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся с ОВЗ, обусловленных задержкой психического развития» (1-9 классы)

3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа по коррекции речевых нарушений у детей» (от 3 до 7 лет).

4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа коррекции фонетико-фонематического недоразвития, фонетического недоразвития речи» (4-7 лет)

5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа Службы «Раннего речевого развития»

Рабочая документация ведется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения.

2.Оформление и оборудование кабинета (паспорт кабинета)

3. Список словарей и методической литературы

Словари

1.

Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И.Селиверстова. -М.:Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 1997.

1

2.

Орфографический словарь под ред. Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова,

1

3.

Школьный словообразовательный словарь русского языка под ред. А.Н.Тихонова,

1

4.

Фразеологический словарь.

1

Методическая литература.

1.

 «Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками»/ А.С.Герасимова.- М.: Айрис-пресс, 2009.

1

2.

«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.»/

3.

 Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2008.

1

4.

«Справочник логопеда»/ М.А. Поваляева.Ростов н/Д:Феникс, 2007.

1

5.

Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

1

6.

Сборник «Логопедия. Методическое наследие».(5 книг). Шаховская С.Н., Шорох-Троцкая М.К. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5

7.

«Логопедия».  Волкова Л.С., Лалаева Р.И. М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995г

1

8.

«Логопедическая работа в коррекционных классах». Лалаева Р.И. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-223 с: ил.-(Коррекционная педагогика)

1

9.

«Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи».  Нейман Л.В., Богомильский М.Р.

1

10.

 «Детская невропатология». Гуровец Г.В.;под ред. Проф. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-303 с.-(Специальное образование)

1

11.

«Нарушения речи и письма у детей». Левина Р.Е.-М.: АРКТИ, 2005.-224 с.: ил.

1

12.

«Исправление нарушений письменной речи».Садовникова Н.И.

1

13.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Ефименкова Л.Н. Кн .для логопедов ._М.: Просвещение. 1991.-224 с.:

1

14.

        

«Дидактический материал для коррекции устной и письменной речи» Ефименкова Л.Н.

1

15.

«Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Ястребова А.В.

1

16.

«Тетради для логопедических занятий с младшими школьниками» Козырева Л.М.

1

17.

«Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»  Визель Т.Г.

1

18.

«Логопедические упражнения»  Гайдина Л.И., Обухова Л.А.

1

19.

«Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками» Яворская О.Н.

1

20.

«Автоматизация звуков у детей» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В

1

21

Индивидуально-подгрупповая  работа по коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

1

22.

«Коррекция акустической дисграфии», «Альбом №1,№2. «Учусь не путать звуки». Мазанова Е.В.

1

23.

«Коррекция оптической дисграфии», «Альбом№1, №2. «Учусь не путать буквы». Мазанова Е.В.

1

24.

«Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Альбом «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В

1

25.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». Большакова С.Е.

1

26.

 «Артикуляционная гимнастика». Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.

1

27.

«Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР». Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н.

1

28.

«Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи». Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.

1

29.

«Развитие речи и мышления». Развивающие задания для логопедических занятий. Козырева Л.М.

1

30.

«Профилактика и коррекция нарушений письменной речи». Поваляева М.А. и др.

1

31.

« Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма» Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.

1

32.

«Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы». Балобанова В.П., Богданова Л.Г.

1

33.

 «Артикуляционная  гимнастика с биоэнергопластикой» Бушлякова Р.Г.

1

34.

«Логопедический массаж при дизартрии» Е.Ф.Архипова-2-е изд., испр.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.-123с. (Библиотека логопеда)

1

35.

«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада» Нищева Н.В.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.-352 с-(Методический комплект программы Н.В.Нищева)

1

Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета учителя- логопеда №1


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно- правовые документы по аттестации

Представлена нормативно- правовая база  по аттестации...

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

В данном материале собраны нормативно-правовые документы регулирующие деятельность учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении....

Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования.

Изучение вопросов, изложенных в нормативно-правовых документах в сфере образования, определяющих основы государственной политики РФ и МО....

нормативно-правовые документы учителя логопеда

документы которые нужны учителю логопеду...

Нормативно - правовые документы

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МОУ...

нормативно - правовые документы

Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 годаОдобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года...

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовая база...