Виды работ по закреплению функции фонематического анализа
статья по логопедии

Русакова Ольвия Михайловна

Использование игр и упражнений для учеников начальной школы позволяет сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношениюк другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи. Предложенные для вас игры можно дополнять и изменять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой опыт и творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа

1.Игра «Добавь звуки» Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, пары, парад, паруса; ко— кот, козы, кошка, корова. Поиграем.

2.Игра «Подбери слова». Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске: к о ш к а каша окна шуба коза астра.

 3. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос: "Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?" Примерные слова: рот— крот, мех - смех.

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок — бокс, вол — волк. в) игра «Цепочка изменений»: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын …

4.Игра «Слово-загадка». На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Дети отгадывают записанное слово. Например: к.... (крыша).

5. Дидактическая игра «Волшебный домик».

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове; развитие навыков фонематического синтеза.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Воспитатель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон.

Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша).

6. Дидактическая игра «Живые звуки».

 Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.

Ход игры: воспитатель вызывает трёх детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребёнок – звук С, другой – О. Третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и воспитатель приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

7. Дети должны составить слово из заданной последовательности звуков ( развитие фонематического синтеза), произносимых логопедом: ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников в условиях реализации ФГОС

  В данной статье рассматриваются практические примеры формирования функции слогового анализа и синтеза с учётом требований ФГОС. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС нап...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....