Виды работ по закреплению функции фонематического анализа
статья по логопедии
Использование игр и упражнений для учеников начальной школы позволяет сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношениюк другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи. Предложенные для вас игры можно дополнять и изменять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой опыт и творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rabot_po_zakrepleniyu_funktsii_fonematicheskogo_analiza.docx | 12.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа
1.Игра «Добавь звуки» Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па - пар, пары, парад, паруса; ко— кот, козы, кошка, корова. Поиграем.
2.Игра «Подбери слова». Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске: к о ш к а каша окна шуба коза астра.
3. Преобразовать слова:
а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос: "Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?" Примерные слова: рот— крот, мех - смех.
б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок — бокс, вол — волк. в) игра «Цепочка изменений»: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын …
4.Игра «Слово-загадка». На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Дети отгадывают записанное слово. Например: к.... (крыша).
5. Дидактическая игра «Волшебный домик».
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове; развитие навыков фонематического синтеза.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы. Ход игры: Воспитатель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон.
Примерный материал: Бусы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша).
6. Дидактическая игра «Живые звуки».
Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, синтезировать звуки.
Ход игры: воспитатель вызывает трёх детей и каждому из них говорит, каким звуком он будет: один ребёнок – звук С, другой – О. Третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и воспитатель приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
7. Дети должны составить слово из заданной последовательности звуков ( развитие фонематического синтеза), произносимых логопедом: ш, у, б, а. Можно усложнить задание, проговаривая между звуками слова: первый звук Ш, потом У, дальше Б, последний А.
Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе
Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников в условиях реализации ФГОС
В данной статье рассматриваются практические примеры формирования функции слогового анализа и синтеза с учётом требований ФГОС. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС нап...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....