Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии на тему
В данной статье рассматриваются практические примеры формирования функции слогового анализа и синтеза с учётом требований ФГОС. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС направляется на всестороннее развитие обучающихся, на корректное исправление или сглаживание речевых недостатков, на создание импульса для развития способностей и ценностных установок личности детей. Логопедические занятия строятся таким образом, чтобы максимально заинтересовать детей, чтобы проявилась их творческая инициатива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников
в условиях реализации ФГОС
В процессе овладения письменной речью наиболее распространёнными ошибками на письме являются искажения структуры слов, пропуски, перестановки, добавления гласных букв. Если такие нарушения носят стойкий и повторяющийся характер, то можно говорить о несформированности у ребенка слогового анализа и синтеза. Определение звуков из которых состоит слово является сложной психической деятельностью. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. Процесс письма опирается на внутреннее или шепотное проговаривание слова по слогам. На начальных этапах овладения письменной речью школьники учатся сливать звуки в слог, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения составлять слова. Слоговый анализ помогает более эффективно овладеть и звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
Для овладения процессом чтения и письма необходимо формировать у ребенка умение разделять слово на составляющие его слоги. В процессе развития слогового анализа слов важным является умение выделять гласные звуки из слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Правило хорошо усваивается, если дается в стихотворной форме.
Например:
«Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Каждому известно из учеников!»
В составе слова дети легче воспринимают согласные звуки, которые являются более четкими, а гласные фонемы воспринимаются как продолжение согласных. Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов, составляющих слово, и их произносительной трудности. В прямом открытом слоге звуки более тесно слиты в произношении, дети эти слоги легче выделяют и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов.
Поэтому в логопедической работе необходимо особое внимание уделить выделению обратного и закрытого слогов. При формировании функции слогового анализа на начальном этапе детей просят тыльную сторону ладони положить под подбородок и учат воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове. Отметим, что предварительно необходимо провести работу по развитию дифференциации неречевых и речевых звуков, речевых звуков и букв.
Например:
- Догадайтесь, что это такое? Мы это видим или слышим? Какое обобщающее слово подходит к этим словам?
Гром, стук, шелест, скрип, шум, гул, мяуканье, плач, кашель, треск, смех.
(Мы слышим звуки.)
- Верно. Но эти звуки неречевые. А вот звуки, которые произносят люди называются речевые. Речевые звуки сливаются в слова. Раньше люди общались только при помощи устной речи , но потом они придумали значки для звуков, которые стали называть буквами. Так появилась письменная речь.
Нужно разъяснить детям, что в русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 2 знака (ъ, ь – звуков не обозначают), а остальные буквы согласные. Каждая буква имеет своё название (имя), например, М называется - «эм», звук же произносится отрывисто и обозначается при помощи квадратных скобок (транскрипции) –[м].
При выполнении заданий у школьников, согласно ФГОС, формируются универсальные учебные действия (УУД): умение сравнивать, обобщать, делать выводы и следствия.
Дети должны самостоятельно сделать выводы:
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы видим и пишем.
Если буква не гласная и не знак, то она согласная.
Гласные буквы хорошо запоминаются в стихотворной форме.
Например:
Буквы гласные скажу: а, э, ы, о, у; я, е, и, ё, ю
Учащиеся должны сравнить количество букв и звуков, сделать вывод:
Гласных букв 10, а гласных звуков всего 6 . Гласных букв больше, чем звуков. А почему?
Школьники должны понять, что в каждой гласной букве находится («живет, как в домике») 1 звук. А в некоторых буквах могут «жить» 2 звука.
В гласных а,э,ы,и,о,у находится 1 звук. А вот в гласных я,е,ё,ю может находиться 1 звук, когда они стоят за согласной буквой и 2 звука когда они стоят не за согласной буквой (т.е за гласной, за знаками, в начале слова).
Но самое трудное то, что буква не всегда соответствует своему звуку.
В гласной, находящейся в безударной позиции в корне слова могут находиться другие гласные звуки ( [а]кно-окно, з[и]мля-земля, р[и]ды-ряды).
Занятия рекомендуется организовывать таким образом, чтобы у школьников постепенно формировались проектные умения. Например, для каждого звука учащиеся вместе с логопедом могут сконструировать домик-букву.
Далее необходимо провести дифференциацию гласных и согласных звуков. Дети должны понять, что звуки образуются во время выдоха воздуха и каждый имеет свою артикуляцию. Артикуляция – это движение и положение органов речи: языка, губ, зубов и др. при произнесении звука. При произнесении гласных воздушная струя, проходит через ротовую полость свободно. Язык и губы принимают определённое положение. Гласные тянутся и поются. Попросите детей взять зеркала, произнести гласные звуки, почувствовать и посмотреть, как меняется форма губ.
Вывод детей: По губам можно определить произнесённый гласный звук. Детям можно дать задание посмотреть в зеркало и нарисовать форму губ при произнесении гласных звуков.
В отличии от гласных при произнесении согласных фонем воздушная струя встречает на своем пути препятствие в виде сомкнутых губ - [б], языка с передней частью нёба –[т] или щёлки между верхними зубами и нижней губой – [ф] и т.д.
Гласные и согласные звуки различаются и по звучанию. Гласные звуки отличает наличие тона (голоса), образующегося от дрожания голосовых связок, а согласные звуки отличает наличие шума, образующегося в момент преодоления преграды или шума и тона (голоса).
Для закрепления навыка дифференциации гласных и согласных звуков рекомендуются следующие задания:
- Дети должны похлопать в ладоши, когда услышат гласный звук.
- Логопед называет гласные и согласные звуки, дети поднимают или левую, или правую руку.
- Дети должны назвать гласный звук произнесённого логопедом слога.
- Предлагаются прямые и обратные слоги, закрытые слоги, например: ам, па, лап, сно, ист, мо.
- Определить место гласного звука в слоге.
- Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
С целью дифференциации гласных и согласных букв рекомендуются следующие задания:
1) На магнитной доске логопед набирает слоги. Дети по-очереди подходят к доске и открепляют гласную букву.
2) Выложить на магнитной доске гласную букву, названного слога.
3)Записать гласные буквы слогов.
4)Придумать слоги с заданными гласными
Также можно предложить следующие задания:
-Вычеркни в тексте: все гласные буквы.
-Напишите слово. Подчеркните гласные первого ряда одной чертой, а второго ряда двумя чертами.
-Разделите слова на слоги, опираясь на гласные буквы (сколько в слове гласных столько и слогов)
-Сложите из слогов данных в беспорядке слова.
-Подбор слов (первый слог предлагается детьми по-очереди).
-Отбор картинок, в названиях которых содержится определенное количество слогов.
-Подбор слов с заданным количеством слогов.
-Разгадывание и составление слоговых кроссвордов. (Р. И. Лалаева)
Игра «Слушай слово»
Цель: Развитие навыка выделения слога из слова.
Логопед бросает мяч ученику, называет одно-, двух- или трёхсложные слова по лексической теме: «Слушай слово, мяч лови первый (второй, третий) слог мне назови». Ученик называет слоги бросает мяч обратно.
Можно на занятиях использовать задания, игры, приведённые О.В. Медведевой ( http://logoped18.ru/logopedist/razvitiye-navyka-slogovogo-analiza-i-sinteza.php и др.
В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, совершенствованию методов обучения, воспитания и развития. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на всестороннее развитие обучающихся, на корректное исправление или сглаживание речевых недостатков, на создание импульса для развития способностей и ценностных установок личности детей. Необходимо направлять логопедическое воздействие таким образом, чтобы максимально заинтересовать детей, чтобы проявилась их творческая инициатива.
Литература
1.Болычева Е.М. Основы фонетики.-М.,2004
2.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.,2004.
3.Филичева Т. Б. Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии.-М.,1989.
4. https://dysgraphia.jimdo.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...
Формирование текстовых умений учащихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определенные требования к текстовым умениям выпускников начальной школы активное использование речевых сред...
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников
В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....