Звук и буква С
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель – знакомство со звуком и буквой «С».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bukva_s.docx | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению
«Звук и буква С».
Цель – знакомство со звуком и буквой «С».
Задачи: 1.Формирование представления о звуке и букве «С»; узнавание, различение буквы среди других букв;
2.Развитие и коррекция фонематического слуха, внимания, речи; расширение знаний об окружающей действительности;
3.Воспитание самостоятельности, мотивации к предмету.
Ход урока:
Орг.момент:
-Прозвенел звонок и смолк.Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.
-Ребята, какое у нас сейчас время года?-Какой месяц? День недели? Какой урок?
-Молодцы!
Речевая зарядка.
-Чтобы успешно заниматься на уроке,Подготовим язычок к работе.
Упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата.
Заборчик"
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние. Счет до 10.
Трубочка"
Чередовать " Заборчик" - " Трубочка".
Упражнения выполнять поочередно " Заборчик" - " Трубочка". Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.
"Накажем непослушный язычок"
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...».
«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
"Почистим нижние зубки"
Пальчиковая гимнастика.
- Пальчик, мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
(Показать указательный палец.)
- С этим братцем - щи варил.
(Показать средний палец.)
- С этим братцем - кашу ел.
(Показать безымянный палец.)
- С этим братцем - песни пел.
(Показать мизинец.)
Повторение пройденного материала:
-На уроках чтения мы с вами уже познакомились с некоторыми буквами. Давайте вспомним, какие 2 домика есть в нашей Стране Букв? Вот красный домик, а вот синий домик! В красном домике живут гласные буковки, это те буквы при произношении которых воздух выходит без преград! А это синий домик, в нем живут согласные буковки, когда мы произносим эти буквы, воздух встречает преграду – губы, зубы, язык. Давайте вспомним какие буковки мы с вами уже знаем! (находим буквы в коробке, произносим, поселяем в «домик»; дети работают у доски)
-Молодцы, а еще мы знаем, что все буквы в Стране Букв любят вместе гулять и дружат! Давайте сейчас насчет «3» буковки возьмутся за руки, а мы попробуем прочитать, какие слоги получатся! (педагог на доске составляет слоги из изученных букв, а дети читают их по индивидуальным карточкам:АМ, МУ, ОМ, МА)
Динамическая пауза:
-Пришло время немного отдохнуть! Давайте поиграем в игру «Погода в Стране Букв»: представим, что в стране светит солнышко (растопырили пальчики), солнышко ушло и вышли тучки (закрыли глазки руками), после тучек пошел дождик (постучали пальчиками по столу), пришла зима и выпал снежок (потрясли ручками), снежок упал к нам на ладошки (подули на ладошку), стало очень холодно (греем ручки, потирая их друг об друга).
Сообщение темы урока.
-Я вам приготовила загадки. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем меня внимательно.
1.Отгадывание загадок.
Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)
Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолёт)
Верещунья белобока, а зовут её … (сорока)
-Молодцы ребята! Ответы правильные.
-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)
-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)
-Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (о звуке с).
-Правильно!
Правильная артикуляция звука «С».
-Когда мы произносим этот звук:
-губы принимают положение следующего гласного;
-зубы сближены на расстояние около 1 мм;
-кончик языка упирается в нижние резцы;
-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;
- боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
- нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;
-голосовые связки разомкнуты.
Игра «Поймай звук».
-Хлопайте, если услышите в слове звук [с]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.
Послушайте стихотворение:
Солнце светит ясно –
Все у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц светит буквой С.
-Отлично, ребята, это буква С! Посмотрите, на что похожа эта буква? Эта буква похожа на месяц, который светит нам с неба ночью! (показывается картинка месяца, дети проводят по месяцу пальцем)
Молодцы, давайте теперь проверим, в какой же домик мы поселим нашу букву С? В красный или в синий? Для того, чтобы узнать, нам нужно ее произнести! (звукопроизношение/артикуляция звука С) Когда мы произносим буковку «С», то воздух встречает преграду – зубы, значит эта буковка согласная и обозначается синим цветом! Давайте поселим ее в домик! (поселение буквы «С» в домик согласных букв)
-Для того, чтобы мы лучше запомнили, что это согласная буква и обозначается синим цветом, давайте ее раскрасим! (дети раскрашивают шаблон буквы «С» синим карандашом)
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву «С» он дарит нам,
Та же «О», но пополам.
-Ребята, послушайте внимательно слово «СЛОН», слышите там букву «С»? (педагог несколько раз произносит слово «СЛОН», затем раздает индивидуальные карточки) Посмотрите на наши карточки, давайте вместе найдем в слове «СЛОН» буковку С. Молодцы!
Закрепление нового материала:
Речевая зарядка.
Са-са—са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со— у Вовы колесо.
Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.
Су-су-су — холодно в лесу.
Выкладывание буквы «С» из фасоли на основу;
Письмо буквы «С» в воздухе, на песочной терапии.
-Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня поработали!
Итог урока.
- С какой буквой сегодня познакомились?
-Какой звук обозначает буква С?
- Чему научились на уроке?
- Что интересное было на уроке?
СЛОН
СЛОН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...