Конспект занятия по теме: «Дифференциация С — Ш»
план-конспект по логопедии

Башарова Айгуль Фиргатовна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s_-_sh.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

«Дифференциация согласных С — Ш»

Цели занятия:

  1. формировать умение дифференцировать звуки С и Ш,
  2.  соотносить их с буквами С, Ш;
  3.   развивать слуховое и речевое внимание;
  4.   развивать фонематический анализ;
  5.   развивать речеслуховую память;
  6.   развивать логическое мышление;
  7.   развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

1.  Послушай слова и назови согласный в начале слова.

Сова, сын, сом, село, сани, сыр. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.

Обрати внимание на разницу в их произношении: при С кончик языка — внизу, за нижними зубами, при Ш — вверху.

Помоги себе! Когда произносишь звук С, ладошку опусти вниз, так же как и кончик язычка. Когда произносишь звук Ш, ладошку подними вверх, так же как и кончик язычка.

Напоминаем:

С и Ш —- глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет.

2.  Игра «Эхо».  Повтори слоги (можно помогать себе ладошкой):

Са — ша, ша — са, са — ша — са, ша — са — ша, са — ша — ша, Са — ша — са — ша, ша — са — са — ша, ша — са — ша — са.

3.  Послушай слова, определи, какой звук употреблен: С или Ш. Цифрой обозначь его место в слове.

Слон, шкаф, мишка, осел, весло, ушко, посуда, шофер, ошибка, космонавт, голосок, камыш, автобус, песок, подушка, подсолнух, каша.

4. Подумай, на что похожа буква С? На что похожа буква Ш?

Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе.

Выложи эти буквы из мелких предметов, спичек, палочек.

Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы С и Ш?

5.  Сколько здесь букв С и Ш:

С  с Ш С Ш с Ш ш С Ш ш ш С

6.  Подчеркни букву С в ряду букв:

ДТДИПЛООЛООШРОМОТВАОИОВИ

СТОИОМИООСИОЛМИОСИООМЛТТ

ЛООРМЛОИОЛМИОИИЛИИСИОСИ

ЩШОЩШРЩРОМОСЩСЩРСРСССЖ

7. Прочитайте сначала слова с буквой С, затем с III. Следите за правильным произношением звуков С и III.

Шарф,  сад, сын, груша, весна, слива, шторм, шепот, душ, ромашка, час, транспорт, шлюпка, абрикос, ананас, шум, шторм, троллейбус, шишка, самосвал.

8. Составь схемы слов, выделив в них буквы С, Ш. Например, в слове кошка 5 букв, из них Ш — третья:_ _ш_ _.

Сто,  шум, тесто, пусто, каша, крыша, капуста, финиш, ландыш, лисята, бабуся, сестры, смешно, старушка, пастушок.

Составьте и запишите 5 словосочетаний с данными словами (на выбор).

9.  «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы С, Ш; имеющих их в своем составе.

10.  Прочитай, следи за правильным произношением звуков С и Ш. Запиши данные слова в три столбика — с буквой С в первый, с буквой Ш — во второй, с буквами С и Ш — в третий.

Букву С пиши зеленым, а Ш — синим цветом.

Миска — мышка, суша — шуба, соловей — шоколад, несу — прошу, сад — шар, коса — груша, песок — мешок, косынка — машинка, квас — наш, мостик — ковшик, ус — душ, барбарис — камыш.

Шесть, шоссе, сушки, машинист, путешественник, шахматист, сынишка, шестиклассница, шустрый, шалость, шелест, шерсть, спешка, соглашение, смешинка, солнышко, пушистый, послушный, бесшумный, простокваша, усмешка.

Литература: Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей . - М.: 5 за знания, 2005. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Конспект занятия по  теме:  «Дифференциация  звуков [Ч] -  [Щ]»....

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв Ч — Щ»

Цели занятия:формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,соотносить их с буквами Щ, Ч;развивать слуховое и речевое внимание;развивать фонематический анализ;развивать речеслуховую память;развивать ...