Конспект занятия по теме: «Дифференциация С — Ш»
план-конспект по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
«Дифференциация согласных С — Ш»
Цели занятия:
- формировать умение дифференцировать звуки С и Ш,
- соотносить их с буквами С, Ш;
- развивать слуховое и речевое внимание;
- развивать фонематический анализ;
- развивать речеслуховую память;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
1. Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Сова, сын, сом, село, сани, сыр. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обрати внимание на разницу в их произношении: при С кончик языка — внизу, за нижними зубами, при Ш — вверху.
Помоги себе! Когда произносишь звук С, ладошку опусти вниз, так же как и кончик язычка. Когда произносишь звук Ш, ладошку подними вверх, так же как и кончик язычка.
Напоминаем:
С и Ш —- глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет.
2. Игра «Эхо». Повтори слоги (можно помогать себе ладошкой):
Са — ша, ша — са, са — ша — са, ша — са — ша, са — ша — ша, Са — ша — са — ша, ша — са — са — ша, ша — са — ша — са.
3. Послушай слова, определи, какой звук употреблен: С или Ш. Цифрой обозначь его место в слове.
Слон, шкаф, мишка, осел, весло, ушко, посуда, шофер, ошибка, космонавт, голосок, камыш, автобус, песок, подушка, подсолнух, каша.
4. Подумай, на что похожа буква С? На что похожа буква Ш?
Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе.
Выложи эти буквы из мелких предметов, спичек, палочек.
Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы С и Ш?
5. Сколько здесь букв С и Ш:
С с Ш С Ш с Ш ш С Ш ш ш С
6. Подчеркни букву С в ряду букв:
ДТДИПЛООЛООШРОМОТВАОИОВИ
СТОИОМИООСИОЛМИОСИООМЛТТ
ЛООРМЛОИОЛМИОИИЛИИСИОСИ
ЩШОЩШРЩРОМОСЩСЩРСРСССЖ
7. Прочитайте сначала слова с буквой С, затем с III. Следите за правильным произношением звуков С и III.
Шарф, сад, сын, груша, весна, слива, шторм, шепот, душ, ромашка, час, транспорт, шлюпка, абрикос, ананас, шум, шторм, троллейбус, шишка, самосвал.
8. Составь схемы слов, выделив в них буквы С, Ш. Например, в слове кошка 5 букв, из них Ш — третья:_ _ш_ _.
Сто, шум, тесто, пусто, каша, крыша, капуста, финиш, ландыш, лисята, бабуся, сестры, смешно, старушка, пастушок.
Составьте и запишите 5 словосочетаний с данными словами (на выбор).
9. «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы С, Ш; имеющих их в своем составе.
10. Прочитай, следи за правильным произношением звуков С и Ш. Запиши данные слова в три столбика — с буквой С в первый, с буквой Ш — во второй, с буквами С и Ш — в третий.
Букву С пиши зеленым, а Ш — синим цветом.
Миска — мышка, суша — шуба, соловей — шоколад, несу — прошу, сад — шар, коса — груша, песок — мешок, косынка — машинка, квас — наш, мостик — ковшик, ус — душ, барбарис — камыш.
Шесть, шоссе, сушки, машинист, путешественник, шахматист, сынишка, шестиклассница, шустрый, шалость, шелест, шерсть, спешка, соглашение, смешинка, солнышко, пушистый, послушный, бесшумный, простокваша, усмешка.
Литература: Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей . - М.: 5 за знания, 2005. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Учить детей различать звуки Ч-Щ...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Конспект логопедического занятия для группы из специального (коррекционного) 2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...
Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».
Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]»....
Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...
Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв Ч — Щ»
Цели занятия:формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,соотносить их с буквами Щ, Ч;развивать слуховое и речевое внимание;развивать фонематический анализ;развивать речеслуховую память;развивать ...