Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв Ч — Щ»
план-конспект по логопедии

Башарова Айгуль Фиргатовна

Цели занятия:

  • формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,
  • соотносить их с буквами Щ, Ч;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать фонематический анализ;
  • развивать речеслуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif.ch_shch.docx51.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

«Дифференциация звуков и букв  Ч — Щ»

Цели занятия:

  • формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,
  • соотносить их с буквами Щ, Ч;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать фонематический анализ;
  • развивать речеслуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Ход занятия:

1.             Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2.             Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча — ща, ща — ча, ча — ща — ча, ща — ча — ща, ча — ща — ча, Чу — щу — щу — чу, щи — чи — чи — щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3.             Послушайте слова. Определите, какой звук в слове — Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4.             Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?

5.             Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Вырежи из бумаги эти буквы. Выложи эти буквы из мелких предметов.

6.             Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Щ и Ч?

7.             Сколько здесь букв Щ и букв Ч:

http://pedlib.ru/books1/3/0217/image044.jpg

8.             Подчеркни букву Ч в ряду букв:

http://pedlib.ru/books1/3/0217/image046.jpg

9.             Прочитай сначала слова с буквой Ч, затем с — Щ. Следи за правильным произношением этих звуков.

Челябинск, Чукотка, щит, ночь, овощи, дочка, щебетать, водичка, щегол, плащ, Галочка, прищемить, рукавичка, лещ, речка, угощение, сгущенный, лучик, ущелье, дочка, защита.

10.         Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Щ, Ч; имеющих их в своем составе.

11.         Прочитайте слова. Запишите в три столбика: слова с буквой Ч, с буквой Щ, с буквами Ч и Щ в одном слове. Ч пишите зеленым цветом, Щ — синим.

Час, щавель, щука, почему, череда, щебенка, чисто, клещи, чаща, щучий, щелочь, щелчок, щечка, щеточка, дощечка, ящичек, щучка, щиточек, щипчики, щеночек, вращать, чище, чащоба, часовщик, щелкунчик, щекочущий, голенище, угощение.

Литература: Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей

.- М.: 5 за знания, 2005. - 128 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Конспект занятия по  теме:  «Дифференциация  звуков [Ч] -  [Щ]»....

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...