Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Учить детей различать звуки Ч-Щ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Подготовила Трифонова Е.Ф.
город Набережные Челны
Тема: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Цели и задачи:
- Продолжить знакомство детей со звуками Ч – Ш.
- Научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков.
- Учить детей дифференцировать звуки Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте.
- Соотносить звуки с буквами и символами.
- Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развивать навыки работы со словами – паронимами.
- Учить строить логически верные предложения.
- Упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту.
- Развивать логическое мышление.
- Знакомить с профессиями.
Оборудование:
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк, индивидуальные карточки – задания, алгоритм характеристики звука.
Демонстрационный материал (на экране): картинки к артикуляционной гимнастике, предметные картинки, сюжетные картинки «Профессии».
Ход занятия
I.Оргмомент
1. - Сядьте правильно, спинку выпрямите, как показано на картинке.
- Какое сегодня число?
- В тетрадях запишите число.
2.Развитие фонематического анализа и синтеза
Логопед:
- Запишите в тетради названия картинок (записать слова в 2 столбика).
чайник шахматы
ежи арбуз
бабочка платье
улитка огурец
рак кошка
апельсин лимон
шляпа яблоко
ключ куры
арбуз
- Подчеркните первые буквы в словах.
- Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок.
(Чебурашка, Шапокляк).
3. Припоминание произведения и героев сказки
Логопед:
- Вспомните из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк?
Дети:
- «Крокодил Гена и его друзья».
- Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский).
- Как звали героев этой сказки?
( Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк).
- Кто всегда старался навредить друзьям? (старуха Шапокляк ).
4. Знакомство с темой занятия:
Логопед:
- Назовите первые звуки в словах:
(Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш).
4.Сформулировать тему занятия:
«Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
II.Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков занятия (уточнение артикуляции и характеристики звуков).
Логопед:
- Начнём с артикуляционной гимнастики:
«Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный
уклад звуков Ш – Ч ».
1. «Лягушка – хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
2.«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять.
3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между
губами и пошлёпать его « пя – пя – пя ».
4. «Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
5. «Лошадка»
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
7. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот.
Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
8. «Грибок» - присосать широкий язык к нёбу.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневую шляпкой
С бархатной подкладкой.
9. «Гармошка» - присосать широкий язык к нёбу, губы в улыбке.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
- Уточним артикуляцию и характеристику звуков «Ч – Ш».
Логопед:
- Характеристику звука « ш» (таблица):
Артикуляция звука Когда произношу звук: губы зубы язык голосовые связки воздушная струя |
а) произнести звук «ш» с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).
Дети:
Когда произносим звук «ш»:
- Губы слегка вытянуты и округлены;
- Зубы заборчиком со щелью;
- Язык широкий, лопатообразный.
Язык приподнят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель,
боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
- Голосовые связки не дрожат;
- Воздушная струя сильная, тёплая.
Таблица
Характеристика звука Согласный Глухой звонкий Твёрдый мягкий |
- Звук «ш» - согласный, глухой, шипящий, твёрдый (алгоритм звука).
Пальчиковая гимнастика:
Шипит сердитый гусь,
Его я вовсе не боюсь – «ш – ш – ш».
Учим детей изображать кистью руки фигуру «гуся» (сердитый).
(Ладонь под прямым углом.
Указательный палец опирается на большой).
- Характеристику звука « ч» (таблица):
а) произнести звук «ч» с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).
Артикуляция звука Когда произношу звук: губы зубы язык голосовые связки воздушная струя |
Дети:
Когда произносим звук «ч»:
- Губы слегка вытянуты и округлены;
- Зубы сближены;
- Язык, как мячик прыгает у верхних бугорочков;
- Голосовые связки не дрожат;
- Воздушная струя сильная, тёплая.
Таблица
Характеристика звука согласный глухой звонкий твёрдый мягкий |
- Звук «ч» - согласный, глухой, всегда мягкий – у него нет твёрдого брата (алгоритм звука).
Пальчиковая гимнастика:
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он словно печка: «ч – ч – ч».
Изобразим кистями рук фигурку – «Пароход».
(Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх).
Дыхательная гимнастика:
«Шторм в стакане» - для этой игры необходимы соломинка для коктейля бутылочка с водой.
Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.
Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.
(Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны).
2. Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах.
Логопед:
- Прочитайте слоги и слова вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой,
чётко произноси все звуки.
ча – ша
чо – шо
шу – чу
ша – ча – ча
шу – шу – чу
ша – ша – ча – ча
ши – ши - чи - ши
печка – пешка
мычи – мыши
тучка – тушка
мочка – мошка
кочка - кошка
3.Развитие фонематического восприятия:
Логопед:
- Давайте спустимся по лесенкам с Чебурашкой и старухой Шапокляк:
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а |
- Что утром пьёте в столовой? (чай).
- Что носят на руке? (часы).
- Какие птицы летают над водой? (чайки).
- В чём кипятят воду? (чайник).
ш | а | ||||
ш | а | ||||
ш | а | ||||
ш | а |
- С чего начинается ходьба? (шаг).
- Что мы надуваем для праздника? (шары).
- Что забивают клюшкой? (шайба).
- Что носят на шее в холодную погоду? (шарфик).
4. Вставьте пропущенные буквы «Ч – Ш»:
Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами.
Старуха Шапокляк решила над ними немного подшутить.
Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила
некоторые буквы из слов.
Логопед:
- Наведите порядок среди слов – вставьте буквы «Ч – Ш»
(сигнальные карточки со звуками Ч - Ш):
…айник
ду…
малы…
…ахматы
лягу…ка
матрё…ка
…ашка
…асы
ко…ка
5. Работа со словами – паронимами:
Логопед:
- Старуха Шапокляк никак не может удержаться от плохих поступков.
- Решили Чебурашка и крокодил Гена отыскать злодейку и проучить.
Но она спряталась и думает, что её никто не найдёт.
- Давайте пойдём искать старуху Шапокляк.
Физминутка:
Мы шли, шли.
Следы нашли.
Наклонились, подняли – дальше пошли.
На счёт раз - согнуться, разогнуться.
На счёт два – подтянуться.
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
На счёт пять, шесть – тихо сесть.
Логопед:
- Сели, посмотрите на следы старухи Шапокляк, что там необычного …..
Дети:
- На следах написаны слова.
Логопед:
- Давайте их прочитаем ( слова записаны на карточках в форме следов):
мычи – мыши
тучка – тушка
мочка – мошка
кочка – кошка
Дети:
- Слова отличаются только одним звуком.
Логопед:
- Сравните слова по написанию, звучанию и значению.
6.Развитие зрительного восприятия.
Логопед:
- Старуха Шапокляк перепутала все буквы в словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть.
- Отгадайте слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия
(очки, груша).
и к ч о
а ш у р г
7. Развитие умений логического построения предложений.
Логопед:
- Старуха Шапокляк прислала нам письмо.
Она составила предложения со звуками Ч - Ш, прочитайте то, что записала старуха Шапокляк и проверьте, есть в её записи ошибки или нет?
- Укажите звуки занятия.
У шапки новый Маша.
Девочка ватрушка печёт.
Лошадка причёсывает мальчика.
- Запишите предложения верно:
У Маши новая шапка.
Девочка печёт ватрушки.
Мальчик причёсывает лошадку.
8. Дифференциация звуков Ч – Ш в тексте.
Логопед:
- Крокодил Гена и Чебурашка нам принесли картину и записали свою любимую историю.
- Какое время года изображено на картине?
Дети:
- На картине изображена зима.
Логопед:
- Кто может рассказать зимнее стихотворение?
Дети:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Логопед:
- Прочитайте историю.
Волчонок.
1.Жили мать – волчица и волчонок.
2.Ушла волчица на охоту.
3.А волчонка поймал человек.
4.Понёс человек волчонка в мешке домой.
5.Дома он положил мешок с волчонком на пол.
6.Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез.
7. Потом человек ушёл, а дверь закрыл неплотно.
8. Волчонок подошёл и открыл дверь.
9.Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт.
10.Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.
Логопед:
- Ответьте на вопросы по прочитанному рассказу.
- Отметьте в словах буквы Ч – Ш.
- Кто жил в лесу?
- Куда ушла волчица?
- Что случилось с волчонком?
- Что сделал человек?
- Куда побежал волчонок?
- Чем закончилась эта история?
Физминутка «Рисуем глазками».
Логопед:
«Нарисуйте» сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот.
Повторить то же самое, вообразив рисование цифры 6.
9.Знакомство с профессиями (дифференциация звуков Ч – Ш).
Логопед:
- Посмотрите на картинку и скажите, как называется профессия?
Дети:
- Почтальон.
Логопед:
- Как называется профессия?
Дети:
- Врач.
Логопед:
- Как называется профессия?
Дети:
- Машинист.
Логопед:
- Как называется профессия?
Дети:
- Штукатур.
Логопед:
- Назовите профессии, где звуки «Ч – Ш»:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
III. Итог занятия
Логопед:
- С какими звуками мы сегодня работали?
- С какими сказочными героями мы сегодня встретились?
- Вашим домашним заданием будет нарисовать Чебурашку.
- Чтобы Чебурашка получился красивым и красочным - старуха Шапокляк Вам дарит фломастеры, ей очень понравилось, как Вы сегодня занимались.
- На этом завершаем наше занятие.
- Спасибо за активную работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."
Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Образовательные: 1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...
Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»
Подгрупповое логопедическое занятиеТема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»...
Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии (сборка автомобиля)....