Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Ферма. Домашние животные»
план-конспект по логопедии

Цель:

  1. развитие мелкой моторики у детей;
  2.  отрабатывать чёткое произношение слогов, слов одновременно добавляя движения;
  3.  способствовать обогащению словаря и развитие грамматической стороны речи.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение обобщающего понятия «домашние животные», уточнение, обобщение и расширение знаний детей по теме «Ферма. Домашние животные»; формирование навыков составления монологического высказывания из 2-3 предложений, научить согласовывать имена существительные с числительными, упражнять в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; познакомить детей со словами, обозначающими животных разного рода

Коррекционно-развивающие: в упражнениях развивать мелкую моторику рук; формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений

Воспитательные: воспитывать у детей умения выполнять задания до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей, упражнять детей в ответах полными предложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НОД

на тему:«Ферма. Домашние животные»

(старшая группа)

                                Логопедическое занятие на тему

«Ферма. Домашние животные.»

Цель:

  1. развитие мелкой моторики у детей;
  2.  отрабатывать чёткое произношение слогов, слов одновременно добавляя движения;
  3.  способствовать обогащению словаря и развитие грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение обобщающего понятия «домашние животные», уточнение, обобщение и расширение знаний детей по теме «Ферма. Домашние животные»; формирование навыков составления монологического высказывания из 2-3 предложений, научить согласовывать имена существительные с числительными, упражнять в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; познакомить детей со словами, обозначающими животных разного рода

Коррекционно-развивающие: в упражнениях развивать мелкую моторику рук; формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений

Воспитательные: воспитывать у детей умения выполнять задания до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей, упражнять детей в ответах полными предложениями.

Оборудование для детей: клеёнки по количеству детей, шаблоны животных, тарелки с манной крупой на каждого ребёнка, салфетки влажные на каждого ребёнка, клей на каждого ребёнка, интерактивный плакат.

Оборудование для логопеда: ноутбук, шаблоны животных, звёздочки на каждого ребенка, дидактическая игра «Один-много» (игра с прищепками), картинки с разными видами корма для животных (зерно, трава, яблоки, картошка, косточка, миска с молоком.).

Демонстрационный материал: интерактивный плакат, шаблоны животных, картинки детёнышей животных.

Номинативная лексика: названия домашних животных и их жилищ (бык, козлёнок, ягнёнок, конь, жеребёнок боров, селезень, кобыла; конюшня, птичник, свинарник, конура, коровник, хлев), корма, скотина, сено, кости, солома, мясо, молоко, фермер, ферма.

Предикативная лексика: заготавливает, заботится, мяукает, ухаживает, лает, хрюкает, мычит, ржёт, кудахчет, блеет.

                             Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Детей заводят в группу, они приветствуют гостей и садятся за столы. 

Ребята сегодня нам на занятии предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы нам с ними справиться, нужно как следует подготовиться и размяться. Давайте мы с вами сделаем сейчас самомассаж рук и лица.

-Ручки мы растираем и разогреваем (растирание ладоней с обеих сторон).

-И личико теплом своим мы умываем (имитация движений умывания лица).

-Грабельки сгребают все плохие мысли (кончиками пальцев движение от середины лба к вискам).

-Уши растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин ладошками).

-И вперёд сгибаем (сгибание ушных раковин вперед).

-А потом уходим пальчиками на щёчки (кончиками пальцев разминают щёчки круговыми движениями).

-Губы разминаем, чтобы улыбались (большим и указательным пальцем разминают сначала нижнюю, потом верхнюю губу).

-Уголками губ мы щёки поднимаем (средними пальцами рук по очереди приподнимают то правый, левый уголок рта).

-А потом от носа мы к губам спускаемся (спиралевидными  движениями средних пальцев рук опускаются от крыльев носа к уголкам рта).

-Гуки мы смыкаем (плотно смыкают губы и затем открывают рот).

-И язычок мы пожуём (покусывание языка зубами).

 (Дети выполняют вместе с логопедом.)

  1. Изучение нового материала.

- Вводная беседа на тему: «Ферма. Домашние животные».

Логопед: Ребята, давайте сегодня с вами поговорим о ферме и о тех, кто живёт там. Как вы думаете, кто живёт на ферме? Для кого ферма является домом?

Дети: Лошади, куры, корова, поросята, собаки, ……

Логопед: Скажите мне, как мы можно сказать одним словом животных, которые живут на ферме?

Дети: домашние животные.

Логопед: А почему их так называют? Отвечаем полными предложениями.

Дети: Их называют домашними животными, потому что они живут рядом с человеком. Люди за ними ухаживают, кормят их, поют их, заготавливают для них корма…

Логопед. Правильно. А как называют тех людей, которые работают на ферме и ухаживают за животными?

Дети: фермеры

Логопед: Все правильно, молодцы! Фермеры выращивают скотину, обрабатывают поля и засеивают их, собирают урожай. Повторим все вместе новое слово, оно нам сегодня пригодится на занятии - фермеры. Вот и у нас появилась своя небольшая ферма, посмотрите какая она (обратить внимание детей на интерактивный плакат с изображением фермы). Есть здесь и поля, и луга, и постройки для скотины, но вот только мало животных в загонах, конюшнях, да и грустные они… Предлагаю сейчас поиграть в игру «Мама, папа и детёныш» (см. Приложение № 1).

Я показываю вам картинку животного, о котором будем говорить. Например: цыплёнок, его мама курица, а папа петух. Вам понятно, как нужно отвечать? (Показываю картинки жеребёнка, щенка, котёнка, поросёнка, утёнка, цыплёнка, козлёнка, ягнёнка). Скажите, что они делают, когда издают звуки? (кудахчет, мычит, ржёт, блеет, крякает, хрюкает; (см. Приложение № 2).

Молодцы, для первого раза вы хорошо справились с заданием. А сейчас предлагаю сделать нам распевку про животных  и порадовать  всех обитателей фермы.

  1. Логопедическая распевка с элементами логоритмики.

Ра-ра-ра-ра-солнце яркое с утра.

Ре-ре-ре-ре-жук уселся на коре.

Ри-ри-ри-ри-волчьих ягод не бери.

Ро-ро-ро-ро- потерял фазан перо.

Ру-ру-ру-ру-ходет педель по двору.

Ши-ши-ши-ши- как конфетки хороши.

Шо-шо-шо-шо- мойте ручки хорошо.

Шу-шу-шу-шу- я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-ша- будем кушать не спеша.

Ко-ко-ко-ко-курочке сказать легко

Бе-бе-бе-бе-четко блеет в тишине.

Мур-мур-мур-мур-мурлычит кошка.

Гав-гав-гав-гав- лает собачка

Му-му-му-му- привезли меня на ферму.

Ра-ра-ра-ра- я кричу с тобой ура.

  1. Практическая часть.

Логопед. Очень хорошо у нас все получилось. Распевочку мы спели, животных повеселили. Но у нашим животных нет друзей. Давайте фермеру поможем завести новую скотину, а для тех, кто там уже живёт - друзьями. Для этого нам понадобится: шаблон животного, клеёнка, манка, клей и салфетка, чтоб вытирать руки. Каждый должен сделать свой шаблон животного узнаваемым, что бы он был красивым, для этого нужно взять клей и манку. Клеем помечаете у животного, например, копыта, рога, нос, глаза или пятнышки на теле. Затем посыпаете на клей манкой, густо и оставляем подсыхать. Всё понятно? Приступаем тогда к работе.

(Если у кого то из детей возникает трудности, логопед подсказывает и помогает.)

Логопед:  Все ребята молодцы, отложили в сторону свои шаблоны с животными. А теперь каждый расскажет : какое животное у вас было; что об этом животном вы знаете; чем оно питается? Будим с вами отвечать полным предложением.

Предполагаемые ответы детей (дети отвечают сидя).

Данил: У меня была корова. Это домашнее животное и питается она зерном, травой. А жить она будет в коровнике.

София: А у меня была собака. Она грызет кости.

Алина: А у меня коза. Она живёт в хлеву и кушает травку, пьёт воду.

Логопед. Какие же вы молодцы! Давайте немного разомнёмся сейчас.

(Так же опрашиваются все дети)

  1. Динамическая пауза, с элементами логоритмики.

         (см. Приложение № 1)

  1. Закрепление изученного материала. (Проходи в виде игры)

Приложение № 5. Игра «Мама, папа и детёныш».

Приложение № 6. «Кто что делает, когда издаёт звуки».

           Работа с интерактивным плакатом.

Логопед: а теперь мы должны расселить наших животных по местам, кто где живёт на ферме- в свинарнике, коровнике, хлеву или конюшне и какой корм они любят. А теперь каждый подходит к плакату и называет животное которое он помещает на то место где оно должно быть и прикрепляет к нему тот корм который он питается(показываю, где находятся картинки с изображением корма; см. Приложение № 2).

Степан: У меня свинья и она живёт в свинарнике. А кормят её яблоками, картошкой

Саша: У меня лошадь будет жить в конюшне. Кормить её будут зерном, травой.

Все дети размещают своих животных, корм и проговаривают предложения.

Логопед: Вот ребята, нашим животным мы добавили друзей, рассказали полными предложениями о том месте, где они живут (об их домах) и о том, кто, что ест.

Давайте теперь вместе проговорим предложения, кто где живёт. (Дети договаривают предложения, начатые логопедом)

-Корова живёт в…

-Конь живёт в…

-Куры и селезни живут…

-Свинья живет в…..

Аналогично проговариваем по всем животным.

Замечательно у нас всё получилось. А теперь давайте поиграем в игру «Один-много».

Подходим к столу, берём по одной прищепке и по очереди называем изображённого животного, открываем прищепку, смотрим на цифру написанную и говорим про этого же животного, но во множественном числе. (см. Приложение №3)

А как ласково можно назвать твоего животного? (вопрос задаётся каждому ребёнку; см. Приложение №4).

Какие же вы у меня молодцы, справились и с этим заданием на отлично!

  1. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам запомнилось, понравилось больше всего из того, что мы делали? Как вы думаете, получилось у нас с вами заполнить ферму животными? Кому мы так помогли?

Вы все сегодня работали хорошо, Молодцы. И поэтому каждый получает от меня вот такую звездочку. Молодцы. А нашим гостям мы бы хотели на память подарить небольшие сувениры-шнуровки.

Спасибо вам за внимание.

Приложение.

Приложение № 1. Динамическая пауза под музыку

с элементами логоритмики.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают, Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал

Шарик тоже зарычал, р-р-р!

Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш!

И опять настала тишь, ш-ш-ш!

Приложение № 2. «Накорми животных».

Цель: активизация номинативного словаря детей, уточнение знаний о том, чем кормят домашних животных.

Номинативный словарь: сено, жмых, кости, молоко, мясо, зерно, овёс, рыба, трава, картошка, очистки овощные.

Краткое содержание: нам нужно накормить каждого животного, а для этого мы должны знать, кто чем питается. Выбираем любого животного и выбираем из этих картинок, то чем можно накормить его.

Приложение № 3. Игра с прищепками «Один -много».

Цель: отработка «пинцетного захвата» пальцами, упражнять в согласовании имён существительных с числительными от одного до десяти.

Краткое содержание.

Про одного и того же животного можно сказать в единственном (когда он один) и во множественном числе  (когда их много). Посмотрите на картинку: один крот- девять кротов теперь ваша очередь: одна корова – пять коров, одна утка –три утки…

Приложение № 4. «Назови ласково».

Цель: упражнять детей в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Краткое содержание.

Всем и каждому нравится, когда их называют ласково и животным тоже. Вот мы и потренируемся сейчас в этом. Я вам буду называть животного, а вы называете его ласково, по очереди: курица –курочка, собака – собачка, лошадь – лошадка, кошка – кошечка

                               Приложение № 5. Игра «Мама, папа и детёныш».

Цель: познакомить детей с названиями животных мужского и женского рода, повторить и закрепить уже имеющиеся знания о названиях животных и их детёнышей.

Номинативная лексика: жеребёнок, кобылица, конь, селезень, боров, пёс, кот, бык, ягнёнок, баран, овца, коза, козёл.

Краткое содержание.

Логопед показывает картинку с цыплёнком и даёт образец высказывания: детёныш- цыплёнок, его мама-курица, а папа- петух. Аналогично по всем картинкам.

                       

Приложение № 6. «Кто что делает, когда издаёт звуки».

Цель: расширение и активизация глагольного словаря детей, ознакомление с новыми словами действиями.

Предикативная лексика: лает, хрюкает, мычит, ржёт, блеет, мяукает, кудахчет, крякает, гогочет.

Краткое содержание.

Каждое животное издаёт какие-то звуки: мяу-мяу-что делает кошка? (мяучит). А собака лает, овца и коза- они блеют. Лошадь ржёт, а собака ……

Подобным образом проговариваем по всем известным домашним животным и птицам.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» с применением нейропсихологических приемов

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Дикие животные»Коррекционно-образовательные задачи:активизировать словарь Существительные: медведь, волк, лиса, заяцГлаголы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «В гостях у сказки» с применением нейропсихологических приемов

Цель: развитие связной речиКоррекционно-образовательные задачи:·       обучить пересказу знакомой сказкиКоррекционно-развивающие задачи:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Безударные гласные»

Оборудование: зеркала, наборы гласных букв.Цель: закрепить знания детей об ударении, показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции, тренировать учеников в ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Дательный падеж»

          Оборудование: зеркала, предметные картинки, игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, белка, кошка, собака и др.).            ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Предложный падеж»

Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.Оборудование: зеркала, предметные картинки....