Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» с применением нейропсихологических приемов
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Жигулина Евгения Васильевна

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизировать словарь

 Существительные: медведь, волк, лиса, заяц

Глаголы: прыгать, бегать, рычать, выть

Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, коричневый

Предлог: перед, на, между, за

Падеж: родительный, винительный

  • Формировать представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
  • Формировать обобщающее понятие дикие животные.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа со значением отсутствия;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развивать фонематические представления;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • совершенствовать навыки диалогического общения;
  • формировать фразовую речь

Нейропсихологические задачи:

  • развивать умение координировать речь с движением;
  • развитие мелкой моторики пальце рук;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развивать пространственное восприятие;
  • развитие произвольного внимания и самоконтроля через дыхательные упражнения и другие упражнения

Оборудование: дидактическое пособие «Играйка-собирайка», фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, две небольшие куклы, комплект предметных картинок, названия которых начинаются со звуков [а], [о].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные»

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизировать словарь

 Существительные: медведь, волк, лиса, заяц

Глаголы: прыгать, бегать, рычать, выть

Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, коричневый

Предлог: перед, на, между, за

Падеж: родительный, винительный

  • Формировать представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
  • Формировать обобщающее понятие дикие животные. 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа со значением отсутствия;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развивать фонематические представления;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • совершенствовать навыки диалогического общения;
  • формировать фразовую речь

Нейропсихологические задачи:

  • развивать умение координировать речь с движением;
  • развитие мелкой моторики пальце рук;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развивать пространственное восприятие;
  • развитие произвольного внимания и самоконтроля через дыхательные упражнения и другие упражнения

Оборудование: дидактическое пособие «Играйка-собирайка», фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, две небольшие куклы, комплект предметных картинок, названия которых начинаются со звуков [а], [о].

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, предлагает им пройти к столу, на котором лежат сюжетные картинки.

 Посмотрите на свои картинки. Расскажите, какие животные на них изображены. Обратите внимание на цвет меха животных.

(Это бурый медведь. Это белый зайчик. Это рыжая лиса. Это серый волк.)

 Молодцы! Садитесь.

2. Беседа о диких животных.

Логопед расставляет на столе фигурки диких животных.

Логопед. Посмотрите на эти фигурки. Кого вы узнали?

(Это волк. Это медведь. Это лиса. Это заяц.)

 Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.

(Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.

Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.

Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.

Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушках.)

Отличные рассказы!

3. Упражнение «Лиса и мышка» (развитие мышления).

Логопед убирает фигурки животных и достает игру «Лиса и мышка» из дидактического пособия «Играйка-собирайка», ставит предметную картинку с изображением лисы на магнитную доску.

 Вы составили очень хорошие рассказы о животных. Мне очень понравился рассказ о лисе. Послушайте стихотворение о ней.

Хвост пушистый у лисицы,

Им не зря она гордится.

И хитрющие глаза,

Для мышей лиса –  гроза.

Лиса  действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мышей, птичек, других мелких животных. Давайте попробуем составить фигурку лисы из частей. Вы будете прикреплять деталь изображения на магнитную доску, и называть ее. (Достает детали, из которых дети будут составлять изображение лисы.)

(Это голова. Это туловище. Это хвост. Это лапы.)

Логопед достает изображения мышки и пенька.

 Молодцы! Вот какая красивая лиса у нас получилась. А теперь давайте поиграем в игру «Лиса и мышка». Возьми мышку и поставь ее перед лисой (развитие пространственного восприятия)

Ребенок выполняет поручение.

 Где стоит мышка? (Перед лисой)

 Теперь возьми мышку и поставь ее за лисой.

 Где стоит мышка? (За лисой)

 Возьми мышку и поставь ее между лапками лисы. Ребенок выполняет поручение.

 Где стоит мышка? (Между лапками.)

 Возьми мышку и поставь ее на пенек. Ребенок выполняет поручение.

 Где стоит мышка? (На пеньке.)

 Отлично! Вы выполнили все мои задания. Похлопайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» (развитие умения координировать речь с движением, развитие мелкой моторики пальцев рук).

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.

  1. Дыхательная гимнастика (развитие произвольного внимания).

Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

Упражнение проводится 2– 3 раза.

  1. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнение «Заборчик» и демонстрирует картинку с изображением забора.

 Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем и сжимаем зубы, вновь разжимаем их, проверяем, удерживается ли язычок в заданном положении.

Упражнение повторяется 3-4 раза. После каждого выполнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

7. Игра «Кого не стало?» (развитие произвольного внимания)

Логопед приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.

Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?

(Белка сидит на дереве. Медведь спит в берлоге. Заяц бежит по снегу. Лиса гонится за зайцем.)

А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?

(Не стало зайца.)

Логопед возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображениями лисы и белки. Логопед проводит оценку работы детей.

  1. Упражнение «Замри-отомри» (развитие внимания) 

– А теперь давайте немного отдохнем!

Логопед объясняет детям, что им предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение.

8. Игра «Помоги Ане и Оле» (развитие мышления).

Логопед сажает на стол двух кукол, раскладывает небольшие предметные картинки.

 Куклу в красном платье зовут Аня. Вы будете помогать Ане собирать картинки, названия которых начинаются со звука [а]. Куклу в желтом платье зовут Оля. Вы будете помогать ей, собирать картинки, названия которых начинаются со звука [о].

Дети кладут картинки, названия которых начинаются со звука [а] (арбуз, апельсин, ананас, аист). Рядом с куклой в красном платье, а картинки, названия которых начинаются со звука [о] (ослик, обруч, окунь, облако), рядом с куклой в желтом платье. Логопед оценивает работу детей.

9. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали нового о диких животных, какие игры и упражнения им понравились. Можно предложить детям оценить работу друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «В гостях у сказки» с применением нейропсихологических приемов

Цель: развитие связной речиКоррекционно-образовательные задачи:·       обучить пересказу знакомой сказкиКоррекционно-развивающие задачи:·...

Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные»

Конспект логопедического занятия для начальной школы...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные"

Представлен конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Ферма. Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики у детей; отрабатывать чёткое произношение слогов, слов одновременно добавляя движения; способствовать обогащению словаря и развитие грамматической стороны речи...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные зимой"

Фронтальное занятиеСтаршая группа.1. Дикие животные зимой.2. Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».3. Задачи:Коррекционно-обу...

Конспект логопедического занятия по теме "Дикие животные и их детёныши"

Занятие для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса....