Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_alternativnoy_kommunikatsii.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа №20»

Утверждаю:

Директор МКОУ

«Специальная школа №20»

                    Е.А. Курбатова                                                                                                        

Программа рекомендована к работе                    педагогическим советом школы №20                                                      

Протокол №           .

от «         »                               20         г

Программа обсуждена на методическом объединении учителей

Протокол №           .

от «         »                               20         г

Рабочая программа

коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Составитель программы:

учитель-логопед МКОУ

«Специальная школа №20»

Шиян Н.Н.

Новокузнецк, 2019

Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………….…………………………        3 стр.

2. Общая характеристика коррекционного курса ………………………………...        4 стр.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане ……….…………….        5 стр.

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного   курса …..               6 стр.

5. Содержание коррекционного курса …………………………………………….        7 стр.

6. Тематическое планирование ………….…………………………………………         11 стр.

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности …….         14 стр.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе требований к личностным и предметным возможным результатам освоения АООП МКОУ «Специальная школа № 20», на основании программы формирования БУД с учетом «Программы для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости» под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, 1983 г., «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2011 г.

Коммуникация и общение являются основными составляющими социальной жизни человека. Дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР отличаются отсутствием мотивации к общению, разлаженностью в поведении, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью, грубым недоразвитием речи. У многих устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

Для не владеющих вербальной речью детей затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие, мешает полноценному взаимодействию, социализации и адаптации в обществе. В этой связи обучение детей речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для неговорящих детей использование невербальных средств общения должно стать обходным путем в организации и успешной социализации в обществе. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Цели программы:

  • формирование коммуникативных навыков с использованием доступных средств невербальной коммуникации (взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы), умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия;
  • развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникации компенсирует у неговорящих детей отсутствие полной речевой активности, поможет им выражать свои потребности, желания и просьбы, создаст предпосылки для развития речи и познавательной деятельности.

            Коррекционная работа заключается в помощи выбора доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика коррекционного курса

Обучение по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» предусматривает включение следующих разделов: «Коммуникация с использованием невербальных средств», «Развитие речи средствами невербальной коммуникации».

1 класс

«Коммуникация с использованием невербальных средств» - 20 ч.

«Развитие речи средствами невербальной коммуникации» - 13 ч.

2 класс

 «Коммуникация с использованием невербальных средств» - 15 ч.

 «Развитие речи средствами невербальной коммуникации» - 19 ч.

3 класс

«Коммуникация с использованием невербальных средств» - 10 ч.

«Развитие речи средствами невербальной коммуникации» - 24 ч.

4 класс

«Коммуникация с использованием невербальных средств» - 8 ч.

«Развитие речи средствами невербальной коммуникации» - 26 ч.

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта практическая направленность реализуется через наглядно-практический характер, т.е. усваивается в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с средствами невербальной коммуникации, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно-ролевых игр, упражнений. Содержание программы построено с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, развития их жизненной компетенции в разных социальных сферах, расширения у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для них пределах.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создает условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха и обыгрывание знакомых жизненных ситуаций.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 20» «Альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Коррекционные курсы» части, формируемой участниками образовательных отношений.

Данный коррекционный курс изучается с 1 по 4 класс.

Общий объем учебного времени в 1 – 4 классах составляет 135 часов. В 1 классе – 33 ч. (1 час в неделю), 2 класс – 34 ч. (1 час в неделю), 3класс – 34 ч. (1 час в неделю), 4 класс – 34 ч. (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты освоения коррекционного курса:

  1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  3. Формирование уважительного отношения к окружающим.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты освоения коррекционного курса:

Коммуникация

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла фотографий, рисунков, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: мимикой, жестами, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими и синтезирующими речь устройствами (персональными компьютерами, телефонами и др.).
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные средства.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • Использование взгляда, мимики, жестов, предметов, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • Общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное устройство, телефон).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.
  • Использование графического изображения для обозначения предметов, объектов и составления рассказов о прошедших, планируемых событиях.
  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Умение использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Содержание коррекционного курса

1 класс

Коммуникация с использованием невербальных средств

           Указание взглядом на объект при выражении своих желаний ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

           Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

           Учить сообщать жестом просьбы, желания, потребности: да/нет, хочу/не хочу, дай/на и др. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (фотографии, электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (фотографии, электронного устройства).

Глобальное чтение

           Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. Использование набора букв, карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Понимание смысла узнаваемого слова.

2 класс

Коммуникация с использованием невербальных средств

           Повторение материала за 1класс.

           Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

           Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

           Использование графического изображения (фотографии, электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Глобальное чтение

           Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов. Использование набора букв, карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Понимание смысла узнаваемого слова.

3 класс

Коммуникация с использованием невербальных средств

           Повторение материала за 2 класс.

           Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай, о чем (о ком) я говорю» с использованием картинок. Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри, слушай и покажи», «Я показываю, а ты называй».

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

           Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

           Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Глобальное чтение

           Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование набора букв, карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Понимание смысла узнаваемого слова.

4 класс

Коммуникация с использованием невербальных средств

           Повторение материала за 3 класс.

           Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

           Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

           Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Слушание аудиозаписи и узнавание разнообразных звуков (шум листвы деревьев, шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка. Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия.

Глобальное чтение

           Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование набора букв, карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Понимание смысла узнаваемого слова.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела,

темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

1

Коммуникация с использованием невербальных средств

20

Указывают взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражают мимикой согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), приветствие (прощание). Выражают жестом согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания. Приветствуют (прощаются), обращаются за помощью, отвечают на вопросы с использованием жеста. Привлекают внимание звучащим предметом. Выражают удовольствие (неудовольствие), благодарность звучащим предметом. Обращаются за помощью, отвечают на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

13

Понимают простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя, тетя и др.). Реагируют на собственное имя. Узнают (различают) имена членов семьи, учащихся класса, педагогов. Сообщают жестом просьбы, желания, потребности: да/нет, хочу/не хочу, дай/на и др. Сообщают собственное имя посредством напечатанного слова (фотографии, электронного устройства). Сообщают имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (фотографии, электронного устройства). Узнают (различают) напечатанные слова, обозначающие имена людей. Используют набор букв, карточек с напечатанными словами для общения.

2 класс

1

Коммуникация с использованием невербальных средств

15

Выражают свои желания, благодарность, обращаются за помощью, приветствуют (прощаются), отвечают на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражают согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания, приветствуют (прощаются), обращаются за помощью, отвечают на вопросы, задают вопросы с использованием графического изображения (фотографии, цветной картинки, черно-белой картинки, пиктограммы). Упражнения с фотографией: показывают части тела на себе и фотографии. Работают с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

19

Понимают слова, обозначающие предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимают обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Используют графические изображения (фотографии, электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Узнают (различают) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов. Используют набор букв, карточек с напечатанными словами для общения.

3 класс

1

Коммуникация с использованием невербальных средств

10

Используют аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай о чем (о ком) я говорю» с использованием картинок; визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри, слушай и покажи», «Я показываю, а ты называй».

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

24

Понимают слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимают слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимают слова, обозначающие признак действия, состояние (быстро/медленно, громко/тихо, хорошо/плохо, грустно/весело и др.). Используют графическое изображение (электронное устройство) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Используют графическое изображение (электронное устройство) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Используют графическое изображение (электронное устройство) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Используют графическое изображение (электронное устройство) для обозначения признака действия, состояния (быстро/медленно, громко/тихо, хорошо/плохо, грустно/весело и др.). Узнают (различают) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий. Используют набор букв, карточек с напечатанными словами для общения.

4 класс

1

Коммуникация с использованием невербальных средств

8

Выражают согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, свои желания, приветствуют (прощаются), обращаются за помощью, отвечают на вопросы, задают вопросы, рассказывают с использованием карточек с напечатанными словами, таблицы букв, набора букв, компьютера.

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

26

Понимают слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимают слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимают слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимают простые предложения. Понимают сложные предложения. Понимают содержание текста. Используют напечатанные слова (электронное устройство) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составляют простые предложения с использованием графического изображения (электронного устройства). Отвечают на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составляют рассказ по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составляют рассказ по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составляют рассказ по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составляют рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составляют рассказ о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Слушают аудиозаписи и узнают разнообразные звуки (шум листвы деревьев, шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушают звучание музыкальных инструментов и узнают их: свистулька, барабан, дудочка. Играют в музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Узнают (различают) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий. Используют набор букв, карточек с напечатанными словами для общения.

Итого: 135 ч.

Материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлева. – Спб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 480 с.

Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости [Текст] / под ред. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. –  М. : ИЦ «Академия», 1983.

Учебники

Рабочие тетради

Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. : Я – говорю! Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. : ИЦ «Дрофа», 2007. – 32 с.

Дидактические материалы

Таблица букв, карточки с напечатанными словами, набор букв, карточки с изображениями людей (объектов, действий), фотографии, пиктограммы, символы, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради для общения, сюжетные и предметные картинки различной тематики для развития речи, картинки с изображением игрушек, посуды, мебели, одежды, обуви, диких и домашних животных, птиц, овощей, фруктов, продуктов, бытовых приборов, школьных принадлежностей, транспорта, дидактические игры и упражнения.

Дополнительная литература для обучающихся

Методические пособия для учителя

Альтернативная коммуникация [Текст] : методический сборник / Е.А. Штягинова. – Новосибирск : Городская общественная организация инвалидов «Обшество «ДАУН СИНДРОМ», 2012. – 31 с.

Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] : пособие для учителя / Л.М. Шипицына. – Спб. : ИЦ «Союз», 2004. – 331 с.

Печатные пособия

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Презентации, аудиозаписи.

Интернет-ресурсы

Углева, Л. Методы альтернативной коммуникации [Электронный ресурс] : статья // Международный образовательный портал, Владикавказ, 2016 г. – Режим доступа: http://www.maam.ru/users/850820

Технические средства

Компьютер, магнитофон.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Звучащие предметы (погремушка, свисток, колокольчик). Музыкальные инструменты (барабан, свистулька, дудочка, гармошка). Муляжи овощей, фруктов, продуктов, диких и домашних животных, птиц. Набор посуды, одежды для куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа коррекционного курса «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» для 4 класса 6.1

Рабочая программа разработана для учеников 4 класса с НОДАЦелью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников 4 класса и развитие их способности эффективно взаимодействова...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...