РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Кабанова Оксана Николаевна

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № _________

«____»_____________2020г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ Центр

                   инклюзивного образования «Южный»

____________ Н.И. Петрова

«  ___  » _________2020    года

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ____________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Альтернативная коммуникация»

на 2020-2021учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 (ВАРИАНТ 2)

1-4  класс

Срок реализации:5лет

Авторы-разработчики: Луковникова Г.В., учитель-логопед,

Хрусталева Л.Л., учитель-логопед

Кабанова О.Н., учитель-логопед

 

Москва

2020 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Речь– неотъемлемая составляющая социальной жизни человека, нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребѐнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей класса ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. У данной категории обучающихся  отмечается грубое недоразвитие речи и всех еѐ функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание еѐ окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

  • связи с этим при обучении детей общению на первом году учѐбы планируется проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель обучения  формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  1. формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  1. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

  1. развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребѐнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения

Общая характеристика курса:

Курс охватывает область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребѐнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объѐму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребѐнка.

Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

  • процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребѐнка. Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Курс «Альтернативная коммуникация» осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпом усвоения программного материала. Часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Остальные реагируют непроизвольно или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учѐтом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Формы контроля

При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

ШКАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка

Количество необходимой помощи

6

ПОМОЩИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Не требуется помощи, чтобы обучающийся начал, продолжил или завершил выполнение задачи (или конкретного этапа задачи, который вы оцениваете). Обучающийся последовательно выполняет задачу (или этап) самостоятельно.

5,5

Обучающийся начал выполнять задачу по безличному обращению ко всей группе, без обращения лично к нему или по косвенной подсказке лично к нему, без указания конкретного действия, которое он должен выполнить.

5

МИНИМАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЛОВАМИ ИЛИ ЖЕСТАМИ

Для того, чтобы обучающийся начал, продолжил или завершил выполнение задачи (или ее этапа) требуется 1 или 2 указания словами или жестами (от рекомендации начать выполнение задачи до словесной инструкции). Какой-либо физической помощи не требуется. Возможно использование визуальной инструкции.

4

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛОВАМИ ИЛИ ЖЕСТАМИ

Более двух вербальных или невербальных (жестами) указаний, которые побуждают обучающегося начать, продолжить или выполнить задачу, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

3

МИНИМАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Одно или два физических воздействий, которые побуждают обучающегося начать, продолжить или завершить выполнение задания, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

2

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Больше, чем        два физических воздействия, которые побуждают обучающегося начать, продолжить или выполнить задание, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

1

РУКОВОДСТВО

Физическое воздействие необходимо, чтобы обучающийся выполнил всю задачу или тот ее этап, который вы оцениваете (рука в руке в течение всего оцениваемого действия).

0

НЕСПОСОБНОСТЬ или КОМАНДНАЯ РАБОТА

Обучающийся не может выполнить задачу (или конкретный ее этап, который вы оцениваете), поэтому оно должно быть завершено другим лицом. Или он выполняет задачу вместе с вами (часть действия выполняется полностью взрослым без участия ребенка).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основное содержание коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала. Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1 классе раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития всех учащихся, поэтому на первом году обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» как систематический курс в 1 классе включает 2 раздела:

– коммуникация;

– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребѐнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова и т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, формирование доступных (включая альтернативные) средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Импрессивная речь Понимание слов, обозначающих объекты / субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.

Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.).

Развитие слухового внимания и слухового восприятия, формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Тематическое планирование учебного материала включает три направления:

Направление

Название направления

1 направление

«Учитель и ученик»

2 направление

«Ученик-учитель-сверстник»

3 направление

«Ученик-сверстник»

Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей каждой категории обучающихся.

Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.

При обучении детей учитывается темп усвоения программного материала каждым ребенком с соблюдением норма-часов для освоения конкретной тематической области, в некоторых случаях это требует индивидуальной формы обучения.

Программный материал распределен поэтапно:

Этап: формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимися, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативно-делового общения учителя с обучающимися.

Этап: закрепление ситуативно-делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику.

Этап: формирование ситуативно-делового взаимодействия со сверстником.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРЕНКЦИОННОГО КУРСА

Оценивается  динамика  достижений        в  коммуникации  общего характера:

отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными

средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации с использованием усвоенных средств общения.

  • обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии (2 группа) отмечается

интерес к взаимодействию со знакомым взрослым при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.

  • обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа)

отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.

 Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

  • соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжѐлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого учащегося класса оценивается с учѐтом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования для всех категорий обучающихся 1 класса (БУД):

личностные результаты освоения учебного предмета

  • готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;

  • способность понимать обращѐнную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • использовать  доступные  средства  коммуникации  для  выражения

собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;

  • уметь произносить осознанно слоги, слова;

  • уметь различать интонацию;

  • уметь вступать в контакт;

  • понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

предметные результаты освоения учебного предмета

  • проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

  • использование пишущего предмета по назначению;

  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

  • рассматривание иллюстраций.

Краткая характеристика обучающихся классов:

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объѐме, дети выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм), отмечается напряжѐнность, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребѐнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны, анализ, синтез осуществляют со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объѐм, малая произвольность. Память – механическая, малый объѐм, перевод в долговременную память существенно затруднѐн.

Особенности регуляторной и эмоционально-волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неѐ каждого конкретного ребѐнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребѐнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. Речь Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

Описание места коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация» в учебном плане

Классы.

Количество

часовв

Количество часов в год.

неделю.

1

2

68

2

2

68

  3

  2

 68

4

2

 68

Учебно-методический комплекс:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрѐшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.

  • графические (печатные) изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.

Тематическое планирование учебного материала для 1 класса (вариант 2)

Дата проведения

Наименование тем уроков

Кол-во

урока

часов

План

Коррек

тировка

1

1

Обследование общего развития

учащихся

2

Обследование общего развития

1

учащихся

3

Диагностика произносительных

2

умений и навыков.

4

Диагностика произносительных

2

умений и навыков.

5

Имена детей в речи учителя

2

6

Массаж пальцев

2

7

Артикуляционная гимнастика для губ

4

8

Установление зрительного контакта

2

9

Массаж пальцев с помощью шарика

2

10

Реагирование на собственное имя

2

посредством взгляда

11

Привлечение внимания взглядом

2

12

Развитие движений пальцев

2

13

Стихи А. Барто в речи учителя

2

14

Выражение желаний взглядом

2

15

Развитие движений кисти

2

16

Артикуляционная гимнастика для

4

языка

17

Выражение просьбы с помощью

2

жеста

18

Упражнения на вытянутых руках

2

19

Стихи А. Барто в речи учителя

2

20

Дыхательная гимнастика

2

21

Упражнения с пирамидками

2

22

Игра «Иди ко мне»

2

23

Произнесение звука [а]

2

24

Упражнения с геометрическими

2

фигурами

25

Игра «Дай шарик»

2

26

Узнавание учителя

2

27

Упражнения с пазлами

2

28

Игра «Найди своѐ место»

2

29

Узнавание мамы

2

30

Складывание разрезных картинок

2

31

Игра «Покажи мяч»

2

32

Приветствие учителя взглядом

2

33

Динамическая координация

2

движений

34

Итоговый урок.

2

Тематическое планирование

2 класс

(вариант 2)

Тема урока

Кол.

п/

час

п

1.

Обследование общего развития учащегося.

2

2

Обследование общего развития учащегося.

2

3.

Диагностика произносительных умений и навыков.

2

4.

Диагностика произносительных умений и навыков.

2

5.

Установление зрительного контакта с собеседником. Штриховка

2

«Круг». Обводка по трафарету.

6.

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2

Обводка по трафарету «Квадрат».

7.

Выражение

своих  желаний звуком

(словом,

предложением).

2

Штриховка «Треугольник».

8.

Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых

2

линий по показу

9

Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по

2

точкам

10.

Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи».

2

11

Задавание

вопросов

предложением.

Обводка

по  трафарету

2

«Фрукты».

12.

Прощание  с  собеседником  звуком  (словом,  предложением).

2

Штриховка «Домик»

13.

Указание  взглядом на  объект  при  выражении  своих  желаний,

2

ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка»

14.

Выражение

мимикой

согласия   (несогласия),

удовольствия

2

(неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок».

15.

Ответы  на  вопросы  с  использованием  жеста.  Обводка  по

2

трафарету «Мышка».

16.

Выражение

своих  желаний

с  использованием  графического

2

изображения. Соединение квадрата по точкам.

17.

Выражение

своих желаний с

использованием таблицы букв.

2

Соединен.треугольника по точкам.

18.

Выражение    своих    желаний,    благодарности    и    др.    с

2

использованием карточек с напечатанными словами. Рисование

домика по точкам. Повторение.

19.

Сообщение  собственного  имени  посредством  напечатанного

2

слова. Обводка по шаблону

20.

Сообщение  имѐн  членов  семьи  (учащихся  класса,  педагогов

2

класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда»

21.

Использование  графического

изображения  для

обозначения

2

22.

признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по

трафарету «Посуда».

Использование  графического  изображения

для  обозначения

2

23.

обобщающих   понятий   (посуда,   мебель,   игрушки   и   др.).

Штриховка «Машинка»

Использование

графического  изображения

для

обозначения

24.

признака  действия,  состояния  (громко,  тихо,  быстро  и  др.).

2

Штриховка «Мяч».

Использование  напечатанного  слова

для  обозначения слова,

2

25.

указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Обводка по показу.

Составление

рассказа

по

последовательно

2

26.

продемонстрированным

действиям

с

использованием

графического изображения. Рисование снежинки по показу.

Составление

рассказа

по

последовательно

2

27.

продемонстрированным

действиям

с

использованием

графического изображения. Рисование снежинки по показу.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с

2

28.

использованием графического изображения. Рисование снежинки

по точкам.

Составление   рассказа   по   серии   сюжетных   картинок   с

2

29.

использованием

графического

изображения.

Рисование

бордюров по показу.

Составление    описательного    рассказа    с    использованием

2

30.

предметов,   предметных   картинок,   мнемокартинок,   слов,

вопросов. Обводка по трафарету «Ёлочка».

31.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя

2

и др.). Рисование игрушки по  шаблону

32.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя

2

и др.). Рисование игрушки по шаблону

33.

Реагирование на собственное имя

2

34.

Итоговый урок.

2

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

     Вспомогательными        средствами        невербальной        (альтернативной)

коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,

  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»).

Тематическое планирование

3 класс  (вариант 2)

Тема урока

Кол.

п/

час

п

1

Обследование общего развития учащихся.

2

2

Обследование общего развития учащихся.

2

3

Диагностика произносительных умений и навыков

2

4

Диагностика произносительных умений и навыков

2

5

Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с

2

собеседником.

6

Приветствие взрослого.

2

7

Приветствие взрослого.

2

8

Приветствие сказочных персонажей.

2

9

Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова,

2

словом.

10

Приветствие сказочных персонажей.

2

11

Приветствие сказочных персонажей.

2

12

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя.

2

13

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя.

2

14

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя.

2

15

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя.

2

16

Моя любимая игрушка.

2

17

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при

2

выражении своих желаний.

18

Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом (пиктограммы).

2

2 модуль

36

19

Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия. ИОТ и ТБ

2

20

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при

2

выражении согласия.

21

Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия.

2

22

Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия.

2

23

Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия).

2

24

Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний.

2

25

Моя любимая сказка. Выражение мимикой приветствия

2

(прощания).

26

Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия).

2

27

Моя любимая сказка. Выражение жестом удовольствия

2

(неудовольствия).

28

Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим предметом

2

29

Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием

2

звучащего предмета.

30

Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением

2

предметного символа.

31

Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением

2

предметного символа.

32

Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением

2

предметного символа.

3 модуль

30

33

Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением

2

предметного символа. ИОТ и ТБ

34

Итоговый урок.

2

Тематическое планирование

4 класс  (вариант 2)

Тема урока.

Кол-во

Дата.

часов.

1

Обследование общего развития учащихся

2

2

Обследование общего развития учащихся

2

3

Обследование устной и письменной речи,

2

общего развития учащихся.

4

Обследование устной и письменной речи,

2

общего развития учащихся.

5

Слова-приветствия.

2

6

Слова-прощания. Умение использовать символы

2

и жесты приветствия. Действие по подражанию,

использование по назначению учебных

материалов с помощью взрослого.

7

Определение источника звука с опорой на

2

практические действия (3-4 источника)

8

Формирование умения определять источник

          2

звука, распознавать речевые и неречевые звуки.

Игра «Громко – тихо».

Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и

2

9

писать букву А, а. Конструирование буквы А, а.

Практический контроль.

Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву

2

10

О, о. Конструирование буквы О, о.

Практический контроль

11

Формирование умения обводить фигуры пальцем

2

в воздухе, на доске, на парте.

12

Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами

2

13

Узнавание буквы У, у. Формирование умения

2

узнавать и писать букву У, у. Конструирование

буквы У, у. Практический контроль

14

Выполнение простых поручений по словесному

2

заданию учителя. Простейшие словесные

отчѐты по выполненному поручению.

Ознакомление со словами «мыть руки» жестом,

2

15

символом.

16

Узнавание буквы М, м. Формирование умения

2

узнавать и писать букву М, м. Умение узнавать

и писать букву М, м. Практический контроль

17

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные

2

картинки

18

Предметы. Соотнесение предметов и их

2

названий.

19

Шаблоны.

2

Умение использовать символы и жесты в

2

20

коммуникативных ситуациях.

21

Умение работать с шаблонами.

2

22

Умение отличать и имитировать речевые и

2

неречевые звуки.

23

Действовать по подражанию, использование по

2

назначению учебных материалов с помощью

взрослого.

24

Практический контроль

2

25

Обобщающее повторение. Проверочная работа

2

по разделу: «Коммуникация».

       

26

Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и

2

символом. Умение использовать символы и

жесты

Действия по подражанию, использование по

назначению учебных материалов с помощью

взрослого.

Рисование композиции из геометрических

2

27

фигур.

Умение рисовать в альбоме по шаблонам

2

28

самостоятельно, раскрашивание фигур с

дорисовыванием.

Формирование умения узнавать и писать букву

2

29

С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование

буквы С, с. Практический контроль.

Формирование понятия «слово». Формирование

2

30

умения называть предметы.

31

Активизация и обогащение словаря по теме:

2

«Фрукты».

32

Описание предмета по двум признакам (цвету и

2

форме) с опорой на технологическую карту и

словесный образец учителя. Знакомство со

стихотворением «Мишка» А.Л. Барто (или

«Зайка»).

33

Узнавание буквы Х, х. Формирование умения

2

узнавать и писать букву Х, х. Конструирование

буквы Х, х.

34

Итоговый урок.

2

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках курса «Альтернативная коммуникация» предполагает

использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными        средствами        невербальной        (альтернативной)

коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,

  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради,

а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

Методическая литература:

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей . Составитель НИИ дефектологии АПН СССР. Москва – 1983г.

Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4издание. - М.: Просвещение, 2006. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (далее – Программа) разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоен...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся 1-4 классов школы 8 вида....

Адаптированная программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». 2 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация " разработана для обучающихся с  глубокой умственной отсталостью осваивающих СИПР в соответствии ...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...