Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.
статья (4 класс)
Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.
Каждый возрастной период развития ребенка охарактеризован своими анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В течение жизни у ребенка постепенно развиваются и углубляются его познания и умственные способности. Происходит становление личности, а так же постепенно формируется и отношение к окружающему его миру.
На сегодняшний день в речи детей наблюдается множество проблем. Образная, богатая описаниями речь – очень редкое явление в наше время. В основном дети имеют очень скудный словарный запас, речь односложная, состоящая в основном из простых предложений. Зачастую мы наблюдаем нарушение звукопроизношения, неспособность детей грамотно построить распространенные предложения, сформулировать вопрос, построить краткий, либо развернутый ответ. Так же существует проблема употребления детьми нелитературных слов и выражений. У большинства детей в наше время нарушено логическое внимание и мышление.
Помимо того, что количество речевых расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста неизменно растет у детей очень часто нарушена и эмоциональная сфера. Проявления этого мы видим в гиперактивности и тревожности детей, либо зачастую наоборот в их замкнутости.
В связи с этим необходимо научить детей последовательно, связно и грамматически правильно рассказывать о событиях, окружающих их в жизни и излагать свои мысли.
Исследования разных ученых (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и т.д.) показали, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает в основном наглядно-образная память и все запоминания носят непроизвольный характер. Это означает, что дети легче запоминают события и факты, которые близки их жизненному опыту. Так же известно, что объем зрительной памяти, а так же смысловое и логическое запоминание у детей с общим недоразвитием речи мало отличаются от нормы, но в это же время сильно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.
Каждый возрастной период развития ребенка охарактеризован своими анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В течение жизни у ребенка постепенно развиваются и углубляются его познания и умственные способности. Происходит становление личности, а так же постепенно формируется и отношение к окружающему его миру.
На сегодняшний день в речи детей наблюдается множество проблем. Образная, богатая описаниями речь – очень редкое явление в наше время. В основном дети имеют очень скудный словарный запас, речь односложная, состоящая в основном из простых предложений. Зачастую мы наблюдаем нарушение звукопроизношения, неспособность детей грамотно построить распространенные предложения, сформулировать вопрос, построить краткий, либо развернутый ответ. Так же существует проблема употребления детьми нелитературных слов и выражений. У большинства детей в наше время нарушено логическое внимание и мышление.
Помимо того, что количество речевых расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста неизменно растет у детей очень часто нарушена и эмоциональная сфера. Проявления этого мы видим в гиперактивности и тревожности детей, либо зачастую наоборот в их замкнутости.
В связи с этим необходимо научить детей последовательно, связно и грамматически правильно рассказывать о событиях, окружающих их в жизни и излагать свои мысли.
Исследования разных ученых (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и т.д.) показали, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает в основном наглядно-образная память и все запоминания носят непроизвольный характер. Это означает, что дети легче запоминают события и факты, которые близки их жизненному опыту. Так же известно, что объем зрительной памяти, а так же смысловое и логическое запоминание у детей с общим недоразвитием речи мало отличаются от нормы, но в это же время сильно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
Как же бороться со всеми этими проблемами? Как мы можем помочь нашим детям справляться с трудностями освоения речи? Поиски инновационных методов работы с детьми с нарушениями речи являются одним из актуальных вопросов современной педагогики. Но наряду с современными методами воспитания необходимо не только не забывать о старых, изученных и проверенных годами моделях народной педагогики, но и необходимо возрождать их. Ведь главная задача педагога в исправлении нарушений речи и ее развитии у детей – помочь освоить разговорную речь родного языка. И здесь один из самых важных источников развития устной выразительной детской речи является устное народное творчество, т.е. фольклор (загадки, стишки, скороговорки, колыбельные, пословицы, считалки, потешки, сказки и т.д.)
Через устное народное творчество дети не только познают родной язык, но и получают первые впечатления о культуре своего народа. Познавательное, эстетическое и воспитательное значение устного народного творчества необычайно огромно. Оно развивает умение чувствовать мелодику и ритм родного языка, расширяет познания ребенка об окружающем его мире.
В наши дни стремительно развивается наука и в нашу жизнь внедряется компьютеризация, а вместе с ней и новые иностранные слова, значение которых не все понимают. Язык начинает терять свою эмоциональность, окрашенность, образность, красоту. Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать в людях доброту. Познавательное и воспитательное значение фольклора необычайно огромно. Использование устного народного творчества при работе с детьми с ОНР создает уникальные условия для развития не только речи, но и мышления. У детей накапливается положительный опыт в межличностных отношениях. Насыщение речи сравнениями, эпитетами, образными выражениями обогащает ее, делая нашу речь яркой, красочной, богатой. Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря его ненавязчивому и мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. При общении с произведениями фольклора ребенку передаются их чувства и настроения: нежность, радость, грусть, сожаление. Эти произведения расширяют словарный запас ребенка, стимулируют умственное и познавательное развитие, что способствует формированию гуманного отношения к миру.
В исследованиях отечественных педагогов Ушинского К.Д., Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Флериной Е.А., и других не раз упоминается о том, что дошкольный и младший школьный возраст ребенка является периодом творческого развития личности ребенка и в этот период связная речь формируется особенно активно, постоянно совершенствуясь. И неоспоримо то, что полноценное владение русским языком благотворно отражается на нравственно-этическом, интеллектуальном и эстетическом развитии детей в сенситивный период.
Содержание произведений устного народного творчества очень разнообразно. В песенках и потешках могут оживать различные природные явления («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Появилась радуга-дуга, высока и туга»), задействованы животные (курочка -ряба, сорока –белобока, кисонька –мурысонька). Эти описания очень образны и поэтичны: курочка – рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить, сорока – белобока кашку варит – деток кормить и т.д. Все персонажи произведений заботливы, ласковы и трудолюбивы.
Устное народное творчество несет в себе неограниченные возможности для активизации познавательной активности, индивидуальности ребенка, его самостоятельности, для развития речевых навыков. Поэтому просто необходимо использовать его произведения в воспитании детей, как можно шире.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие детской речи и ее выразительности являются произведения фольклора. Устное народное творчество является бесценным богатством каждого народа, накопленный опыт, взгляд на жизнь, общество, природу и жизнь в целом – показатель народ-ного таланта и способностей.
Список литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Федеральное агентство по образованию, 2005.
2. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 2008.
4. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 2006.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...

Презентация по развитию речи детей младшего школьного возраста. Лексическая тема "Весна"
Этот материал предназначен для учащихся 3-4 классов и направлен на развитие связной речи детей. Содержит текст для работы, картинный материал, задания для развития орфографической зоркости....
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. План работы по самообразованию.
Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёно...