Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
материал по логопедии на тему
Доклад на тему:
«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Использование информационных технологий в логопедической работе совершенствует процесс коррекционного обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_18.04.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида г. Зернограда
Доклад на тему:
«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Половинко Ольга Константиновна
учитель начальных классов, логопед
г. Зерноград, 2012 г.
Слайд
Использование информационных технологий в логопедической работе совершенствует процесс коррекционного обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Слайд
Осуществление коррекционно – логопедической работы в нашей школе осуществляется с применением таких компьютерных технологий как: Логопедический тренажёр «Дельфа 142.2»; специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»;
Слайд
электронная версия Альбома – пособия «Произношение. Мир звуков»; Логотерапевтический кабинет биологически обратной связи (далее БОС);
Слайд
и дополнительные программы обучения чтению «Учимся читать» и «Баба-Яга учится читать».
Слайд
Опыт применения позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения младших школьников использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ и способствует:
- развитию мотивационной сферы;
- развитию высших психических функций;
- индивидуализации обучения;
- • самореализации детей с наиболее тяжелой речевой патологией; механизации педагогических операций (работа компьютера в режиме тренажера);
- активизации познавательной деятельности;
- сокращению сроков реабилитация и адаптации.
Более подробно ознакомлю вас с некоторыми логопедическими тренажерами.
Слайд
Логопедический тренажер «Дельфа-142.2» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи (звукопроизношение, фонематика, лексико-грамматичекий строй речи, связная речь).
Слайд
В программе реализован уровневый подход к обучению, расположенный по принципу усложнения речевого материала (звук – буква – слог – слово – предложение – текст).
Слайд
Предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Также можно установить нужное количество выполняемых заданий и необходимые словари.
Для более полного представления работы данного тренажёра я продемонстрирую видеофрагменты из каждого раздела меню.
Слайд
Целью упражнений, меню «Звук», является отработка правильного речевого дыхания (плавности, длительности ротового выдоха, слитного произнесения слогов, слов, фраз), формирование навыка голосообразования, ритмико-слоговой структуры речи.
Слайд
Вашему вниманию предоставляется фрагмент логопедического занятия Меню «Звук» упражнение «Задуй свечи». Упражнение предназначено для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности. Также может быть использовано для коррекции назального оттенка голоса. (видео)
Слайд
Упражнения меню «Буква» предназначены для формирования умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотносить расположение частей в пространстве, определить местоположение звука в словах, подбора буквы в слова, формировать навык звукового анализа.
Слайд
Фрагмент занятия меню «Буква» упражнение «Собери букву» (видео)
Как вы заметили, в конце проделанной работы, компьютер подводит итоги: количество выполненных заданий и количество заданий, выполненных с ошибками. Это позволяет учителю и учащемуся увидеть результаты работы.
Слайд
Упражнения меню «Слог» предназначены для формирования навыка правильного чтения, отработки правильного употребления слогов, схожих по артикуляции.
Слайд
Фрагмент логопедического занятия меню «Слог» упражнение «Волшебный колодец» (видео)
Слайд
Упражнения меню «Слово» формируют навыки звукового анализа слова, тренируют чтение и узнавание слов, корректируют нарушение чтения, развивают лексико-грамматическую сторону речи, работая с морфологическими категориями языка.
Слайд
Меню «Слово» видеофрагмент упражнения «Антонимы» (видеофрагмент)
Слайд
Упражнения меню «Предложение» предназначены для развития лексико-грамматической стороны речи, тренируют детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении.
Слайд
Вашему вниманию предоставляется видеофрагмент меню «Предложение» упражнение «Выбери предлог» (видео)
Слайд
Упражнения меню «Текст» предназначены для работы над связным речевым высказыванием.
В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся можно выбрать уровень сложности, тему, количество слов в тексте,
Слайд
можно выбрать различную тематику картин и отрабатывать навыки связного речевого высказывания.
Фрагмент логопедического занятия меню «Текст».
Слайд
Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Эта программа аналогичная предыдущей.
Слайд
Блок «Звукопроизношение» включает в себя упражнения, способствующие проведению коррекционной работы, направленные на преодоление следующих дефектов произношения.
Слайд
В блоке «Просодика» упражнения направлены на коррекцию и развитие просодических характеристик речи и позволяют визуализировать длительность речевого выдоха, громкость (интенсивность голоса, тембр голоса, темпо-ритмическую организацию, интонационную выразительность, четкость и разборчивость речи). (видеофрагмент)
Слайд
Упражнения блока «Фонематика» направлены на коррекцию и развития фонематических процессов (выделение первого звука по отношению к другим, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности, звуковой синтез). (видеофрагмент).
Слайд
Упражнения блока «Лексика» направлены на преодоление нарушений языкового развития младших школьников. (видеофрагмент)
Слайд
Наряду с применением логопедического тренажёра, специалистами нашей школы используется электронная версия Альбома – пособия «Произношение. Мир звуков», авторами которого являются Г.В. Чиркина и Е.Н. Российская.
Слайд
Данная электронная версия является частью учебного комплекта по произношению для обучающихся, воспитанников 1 и 2 классов специальных коррекционных школ V вида.
Слайд
Основное предназначение – предоставить разнообразный дополнительный материал для усвоения содержания учебника. (формирование фонетических навыков, звукопроизношения; автоматизация звуков; слоговой структуры).
Слайд
Использование специального аппаратного - программного обеспечения БОС позволяет управлять физиологическими функциями собственного организма. Благодаря применению приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков. Успешнее идет работа по формированию связной речи.
Использование игровых форм в коррекционных сеансах БОС значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка. Метод БОС дает возможность скорректировать:заикание; логоневрозы; алалии, афазии; дисграфию, дислексию; ринолалию, ринофонию; расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани); функциональные нарушения голоса; нарушение темпа речи; речевую тревогу.
Слайд
Вашему вниманию видеофрагмент индивидуального занятия на БОС- тренажере.
Слайд
Дополнительно мы используем электронное пособие авторской инновационной методики А.А. Сметанкина «Азбука», Пропись Буквы» и «Пропись Цифры», которые обучают чтению, письму букв и цифр, при этом вырабатывая навык правильного диафрагмального дыхания.
Слайд
Также для проведения коррекционно-профилактической работы по дислексии применяем программно-методическую систему «Учимся читать», построенной на основе методик обучения детей с нарушением чтения (Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной ) и игра «Баба-Яга учится читать».
Они содержат богатый материал, который можно применять для коррекции отдельных сторон психической деятельности. Дети знакомятся с алфавитом, учатся распознавать заданные буквы, составлять слова и предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и его значением. При этом у детей развивается фонематический слух, память, речь.
В программы включены специальные упражнения, помогающие детям научиться писать и читать.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ.
Использование данных информационных технологий в коррекционном процессе позволяет улучшить качество речи обучающихся, воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие: 1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2 Проводить профилактику вредны...
Доклад по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста"
В статье раскрывается работа по теме самообразования....
«Использование компьютерных технологий при коррекции нарушения чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Роль чтения нельзя недооценить: хорошо читающий ребенок быстро ориентируется в тексте, испытывает меньше трудностей при решении задач, при выполнении упражнений, так же осознанное беглое чтение ...
Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе
Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе...
Доклад на тему: Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся
Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой фак...
Доклад на тему: «Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
Доклад на тему:«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»....
Доклад на тему: «Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
Доклад на тему:«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста кпознавательно-исследовательской деятельности»...