Логопедическое занятие: «Путешествие космического ЛайнеРа: звуки Л и Р»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия с обучающимися с ОВЗ (с задержкой психического развития) 1 класса по теме: "Дифференциация звуков Р-Л в словах и словосочетаниях. (Лексическая тема: День Космонавтики)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_r-l_ispravlennyy.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие: «Путешествие космического ЛайнеРа: звуки Л и Р»

Ф.И.О.: Ляпина Ольга Фёдоровна.

Место работы: ГБОУ школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга.

Должность: учитель-логопед.

Предмет: логопедия.

Класс: 1.

Форма организации: подгрупповая.

Состав подгруппы: 4 человека, обучающихся по программе детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи или задержкой психического развития).

Тип урока: повторение изученного материала.

Тема:

-Коррекционная: Дифференциация звуков Р-Л в словах и словосочетаниях.

-Лексическая: День Космонавтики.

Цель:

Устойчивый навык употребления звуков [Р], [Л] в словах.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие навыков ориентирования в непривычной ситуации;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

  • умение не только принимать и сохранять учебную задачу, но и искать средства к ее осуществлению;
  • умение слушать и понимать собеседника;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение строить рассуждение и доходить до конца логической цепочки;
  • активизация речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие  общей и мелкой моторики, логического мышления, внимания, памяти;
  • снижение утомляемости, улучшение эмоционального настроя и повышение работоспособность младших школьников на занятиях.

Предметные:

  • умение различать на слух и в письменной речи сонорные звуки [Р], [Л] в словах;
  • умение находить позицию звука в слове и определять его артикуляторно-акустические характеристики;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата и формирование опоры на кинестетические ощущения для данных артикуляционных укладов;
  • актуализация словарного запаса по лексической теме: «Космос».

Оборудование:

  • Макет ракеты с набором заданий;
  • Макеты штурвалов-рулей;
  • Мультимедийный проектор;
  • Компьютер;
  • Колонки для воспроизведения музыки;
  • Ручки с синими и красными чернилами для письменного задания и с зелеными чернилами для взаимопроверки.

Список использованной литературы:

  1. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. — 96 с. — (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. -М.: Аквариум, 1996,- 384 с.
  3. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. - С-Пб.: Дельта, 1998. - 208 с.
  4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – С-Пб.: КАРО, 128с.
  5. http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/o-prazdnike-den-kosmonavtiki-dlja-detei.html
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/statja-ispolzovanie-tehnologi-bos-v-rabote-logopeda-kak-sredstvo-korekci-rechi.html
  7. http://logoportal.ru/ispolzovanie-metoda-bos/.html
  8. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/01/21/dosug-den-kosmonavtiki 

Ход занятия по этапам:

Виды

заданий

Деятельность специалиста

Деятельность

учеников

Задачи, которые

решались

при выполнении заданий

УУД

1. Организационный этап

1. Приветствие

Организует детей к занятию

Настраиваются на занятие

1. Активизация внимания учеников.

2. Положительный настрой на занятие.

УУД: коммуникативные, регулятивные.

2. Основной этап

1. Актуализация знаний по теме

Напоминает события, ставшие основанием празднования Дня Космонавтики

Уточняют имеющиеся представления

Развитие словарного запаса

УУД: познавательные, коммуникативные, общеучебные, регулятивные

2. Выполнение дыхательной гимнастики

Организует детей к занятию

Выполнение дыхательного упражнения

Развитие физиологического дыхания, самоконтроля

УУД: общеучебные, регулятивные

3. Динамическая пауза

Педагог проговаривает текст физминутки, демонстрирует движения

Дети выполняют движения под музыку.

Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, снятие мышечного статического напряжения.

УУД: общеучебные, регулятивные

4.  Задание «Готовим ракету в полет»

4.1. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Л, Р

Активизирует полученные ранее знания детей по теме, подкрепляя визуальной опорой

Вспоминают артикуляцию и тренируются в произнесении, соотношение со зрительно-кинетической опорой

Уточнение характеристик распознаваемых звуков

УУД: познавательные, общеучебные, регулятивные

4.3. Работа над звуковым анализом слова (Игра «Найди звук в слове») на материале лексической темы

Организует детей, контролирует и помогает провести звуковой анализ слов, содержащих звуки Р-Л, а также актуализирует представления по теме

Выполняют задание сначала по очереди устно, затем вторую часть самостоятельно письменно.

Взаимоконтроль

Развитие навыков звукового анализа, самоконтроля

УУД: познавательные, коммуникативные, общеучебные, регулятивные

3. Итоговый этап.

Подведение итогов, определение итогов занятия, трудностей, которые испытали в ходе урока.

Активизирует эмоциональный и рациональный опыт детей с занятия, помогает проанализировать и сформировать мотив для дальнейшей работы.

Подводят итоги своей работы.

Создание мотивационной опоры для логопедических занятий.

УУД: Регулятивные, коммуникативные

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наша встреча посвящена важному празднику: Дню космонавтики. Каждый из вас сможет сегодня проверить себя и потренироваться, чтобы быть похожими на настоящего космонавта. Я буду стараться вам помогать. Меня зовут Ольга Федоровна. Я – учитель-логопед. А сегодня стану ненадолго диспетчером космического корабля. Как же зовут вас? (Ответы детей)

За нашим тренировочным процессом будет наблюдать Центр управления полетом, наше жюри. Давайте поприветствуем их, помашем им рукой.

2. Основной этап.

2.1. Знаете ли вы, когда и почему празднуют День Космонавтики? (Ответы детей) Правильно, в этот день, когда первый землянин – космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле – ракете «Восток», - полетел в космос? Хотите посмотреть, как это было?

Люди много раз после этого летали в космос, исследовали планеты Солнечной системы и даже высаживались на Луну. Но тот первый полет, безусловно, был самый сложный. Почему, как думаете? (Ответы детей) Верно, потому что никто не знал, с какими трудностями может столкнуться космонавт и чем это закончится. Как вы думаете, что помогло Юрию Гагарину подготовиться к такому непростому испытанию? (Ответы детей…) Все верно, ребята, и, конечно же, любому космонавту нужна тренировка. Давайте сегодня представим себя будущими космонавтами экипажа космического корабля. Вы готовы? Поможет начать нашу подготовку небольшая тренировка.

2.2. Посмотрите, пожалуйста, на экран. В начале путешествия мы с вами немного настроимся и глубоко подышим. Дышать будем так: короткий и глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот. Руки на поясе, следят за тем, как глубоко мы дышим. (Демонстрация логопедом). Вдыхать будем пока парашютист взлетает вверх, а выдыхать пока он не спустится вниз.

2.3. Физминутка.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,

Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,

Ты сегодня — космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем!

Ребята, перед тем, как преступить к следующим заданиям, давайте немного передохнем и разомнемся. Как и настоящие космонавты, мы с вами проведем тренировочный космический полет на корабле. Для этого давайте возьмем в руки руль и попробуем представить тренировочную для космонавта ситуацию полета на ракете. Я буду показывать движения, а вы, глядя на меня, постарайтесь повторять. (Под музыку - аудиозапись песни группы «Земляне» «Трава у дома»).

2.4. Ребята, скажите, пожалуйста, на чем совершаются космические путешествия? (Ответы детей) Наше сегодняшнее путешествие мы совершим с помощью такой ракеты. Давайте посмотрим, что написано на табличке сверху? (космический ЛайнеР). Нам предстоит сегодня работать с двумя звуками, которые выделены в названии «ЛайнеР». Скажите, что это за звуки? (Л и Р). Давайте же скорее откроем и посмотрим, что же там внутри. (Дети рассматривают содержимое, называя его. Педагог, при необходимости, комментирует). Хорошо, договорились. Но, прежде чем начинать, давайте вспомним про то, что это за звуки – Л и Р. Это нам поможет хорошо и быстро справиться с основным заданием.

2.4.1.Уточнение артикуляции и характеристика звуков Л – Р с использованием визуальной ассоциативной опоры.

Дети с педагогом рассматривают визуальные опоры-характеристики звуков, сравнивают их между собой. Педагог предлагает использование символов:

Лучше представить различия звуки Л и Р нам помогут картинки-подсказки. Посмотрите, звук Л звучит напевно, гладко, так, как если бы мы ехали на лыжах. (Демонстрирует движение рукой). А звук Р – вибрирует так, как если бы мы ехали по кочкам, по неровной поверхности. (Демонстрирует движение рукой).

2.4.2. Работа над звуковым анализом слова. 

Ребята, в специальном багажном кейсе находится 12 предметов-карточек, в названии которых спрятались звуки «Р» и «Л».  Часть из этих карточек мы будем угадывать по очереди устно, часть – разберем письменно. В уголке у некоторых карточек есть пометка (синяя наклейка), которая означает, что в этом слове спрятались сразу несколько звуков. С такими карточками нужно быть особенно внимательными. Выбирайте себе по две карточки, называйте по очереди, какие звуки в названиях картинок вы услышали. Помнить о различии звуков нам помогут картинки-подсказки.

  1. Посмотрите на картинки, определите, какой из звуков «спрятался» в слове. Покажите его рукой.

Дети по очереди берут по 1 карточке, называют, показывают. Остальные – взаимопроверка.

  1. Оставшиеся 4 картинки разберем вместе. (Разбор на примере одного из слов с помощью педагога. Остальные 3 картинки – самостоятельно). Давайте теперь проверим результаты. Обменяйтесь, пожалуйста, листами и, если необходимо, исправьте ручкой зеленого цвета возможные ошибки.

3. Подведение итогов занятия.

Проведение педагогом рефлексии.

Ребята, в память о нашем с вами посещении космического лайнера каждому из вас я приготовила фотографии! На сегодня тренировочные испытания для юных космонавтов закончены. Спасибо вам большое за вашу работу! Давайте поблагодарим жюри за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Групповое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [Р]"

Открытое групповое логопедическое занятие с использованием Интерактивной доски. Презентация в программе Smart Notebook. В конспекте представлены игры "Доскажи словечко", "Поймай звук", "Слово пов...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....

Логопедическое занятие-презентация на автоматизацию звука [р] "Сказочное путешествие".

Логопедическое занятие-презентация "Сказочное путешествие" разработано для детей 1-2 классов, посещающих логопедические занятия с целью коррекции неправильного произношения звука [р], находящихся на э...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...