Звуки С-Ц
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
На занятии обучающиеся 3 класса учатся дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s_ts_2.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила учитель-логопед
Сингатуллина Алсу Ильясовна
Набережные Челны
2021 год
Тема: Звуки [С]-[Ц].
Цель: учить дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
∙ Образовательные:
- уточнение и сравнение артикуляции звуков [c]-[ц];
- закрепление знаний о характеристике звуков.
∙ Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительного внимания и зрительной памяти;
- расширение и активизация словарного запаса по теме «Птицы»;
- развитие мелкой моторики и тактильного ощущения.
∙ Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения;
- воспитать внимательное и бережное отношение птицам.
УУД:
Личностные:
- положительно относиться к коррекционным занятиям;
- самостоятельно оценивать свою работу.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
Познавательные:
- сравнивать и сгруппировать звуки и их образы;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Коммуникативные:
- участвовать в беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки: «Птицы»; карточки со словами, схемы звуков; буквы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро» (утром)
«Добрый день» (днем)
«Добрый вечер» (вечером).
Давайте, мы тоже поздороваемся друг с другом и гостями.
Добрый день и солнцу, и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам,
Добрый день нашим гостям.
Вот мы поздоровались. Пусть этот день вам, ребята, и нашим гостям будет добрым.
2. Психологический настрой.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для свистящих звуков.
«Заборчик», «Лошадка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье».
4. Знакомство с гостями занятия.
Переставляя слоги, составьте слово. (НИ, СИ, ЦА) Составив слово вы узнаете, кто к нам на занятие придет в гости.
Дети отгадывают слово. СИНИЦА – Это кто? (Птица)
Выставляется картинка синицы.
- Эта птица перелетная или зимующая?
-
- О ком мы сегодня будем говорить?
-
- Как живется зимующим птицам зимой?
-
- Легко ли им найти корм?
-
- Как можно помочь птицам зимой?
-
- Кто сделал дома кормушку и кормит птиц?
-
- Молодцы, ребята, что помогаете птицам, кормите их.
Но сегодня на занятии ваша помощь птицам это правильный ответ на вопросы и
правильное выполнение заданий.
–Кто же к нам придет на занятие?
- Зимующие птицы.
Все они с заданиями придут, а вы будете их выполнять. Готовы?
II. Основная часть.
Вот задание синицы.
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков.
Назовите в названии согласные звуки. (С, Н, Ц)
Какой звук лишний? (Н)
Почему?
Работа над артикуляцией звуков и их характеристикой.
(Работать по наглядности) Заполнить таблицу.
[С] | [Ц] | |
губы | Растянуты в улыбку | Растянуты в улыбку |
зубы | Заборчиком со щелью | Заборчиком со щелью |
язык | Кончик за нижними зубами | Передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом. |
Воздушная струя | холодная | теплая |
Также заполнить таблицу по характеристике звуков.
[С] – согласный, глухой, мягкий.
[Ц] – согласный, глухой, твердый.
Вот вы выполнили задание синицы. Молодцы!
Физкультминутка
Встали. Сделаем разминку.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
2. Соотнесение звука с буквой.
А теперь отгадайте, кто же нам прилетел?
Отгадывание загадки.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) Выставляется картинка.
Задание Сороки.
Уточнение понятий твердый и мягкий.
Работа в парах.
Чтобы хорошо запомнить буквы, вы их закрасите карандашами.
1-ая пара – Букву С синим цветом.
2-ая пара – зеленым цветом.
3-ья пара – Букву Ц синим цветом.
- Букву Ц будем закрашивать зеленым цветом? (нет)
- Почему? (зеленым цветом закрашивают мягкий согласный звук, а звук Ц не бывает мягким, он всегда твердый.) Молодцы!
3. Дифференциация звуков [С] и [Ц] в слогах.
Знакомьтесь со следующей нашей гостей.
Она летом у нас не бывает, прилетает только зимой. Кто же это? (снегирь) Выставляется картинка.
А вот задание снегиря.
а) Чтение слогов по таблице.
Обратить внимание на правильное произношение звуков при чтении слогов и на твердое произнесение звука Ц с гласными 2-го ряда.
б) развитие фонематического слуха.
Игра «Наоборот»
Логопед произносит слог со звуком С, а дети со звуком Ц, для закрепления произношения звука Ц.
Логопед: СА-СА-СА. учащиеся: ЦА-ЦА-ЦА,
СО-СО-СО ЦО-ЦО-ЦО
СУ-СУ-СУ ЦУ-ЦУ-ЦУ
СИ-СИ-СИ ЦИ-ЦИ-ЦИ
Хорошо справились с заданием снегиря. Снегирь рад, что вы правильно произносите звуки С и Ц, поэтому правильно читаете слоги.
4. Дифференциация звуков [с - ц] в словах.
Отгадайте загадку и узнаете следующего гостя.
Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло – ляжет спать в дупло. (Сова) Выставляется картинка.
а) Игра «Соедини слоги» Работа в группах
Детям предлагаются таблица. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.
1-ая группа – слова со слогами СА, СО, СЫ.
2-ая группа – слова со слогами ЦА, ЦО, ЦЫ
3-ая группа – слова со слогами СА, СО, СЫ.
КОЛЕ ЦО
ОВ СЫ
БУ СА
ЛИ ЦЫ
ПАЛЬ СО
РО ЦА
Физкультминутка – игра «Слушай, делай»
Руки в стороны, вперед.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали
И садимся на места.
5. Дифференциация звуков [с - ц] в предложениях.
Составление предложений.
6. Дифференциация звуков [с - ц] в тексте.
Опять кто прилетел к нам? Показать картинку, и дети называют. (Синица)
Синица просит вас прочитать ей текст про нее.
Чтение текста и ответы на вопросы по прочитанному.
Песенка ручейка и синицы.
Бежит ручеек по лесу и без устали поет свою веселую песенку: «С-с-с». Прилетела к ручейку птица синица. Напилась синица холодной водицы, дальше полетела и тоже весело запела: «Ц-ц-ц».
Вопросы.
-Как поет ручеек?
-
- Как поет птица синица?
-
-Чем похожи и чем отличаются песенки ручейка и птицы синицы?
-
III. итог.
-Какие звуки научились различать?
-
- Что понравилось на занятии?
-
- Молодцы, ребята, очень хорошо помогли птицам. Дома тоже им помогайте. У кого есть кормушка туда кладите им еду. А у кого нет кормушки, сделайте.
Занятие окончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...